Найти тему
RuNews24.ru

Привет, искусственный интеллект: как и чему голосовые помощники учатся с помощью человека

Оглавление

По данным IT-компании «Just AI», в 2021 году в стране продали 2,9 млн умных гаджетов с голосовыми помощниками: колонки, TV-приставки и экраны с функцией smart. Эта же компания прогнозирует к 2025 году умеренный рост голосового сегмента рынка, а также рост запросов бизнеса на голосовые технологии.

Голосовые помощники в России

Для россиян адаптированы два основных зарубежных голосовых помощника от компаний Google и Apple, но также активно развивается собственное производство виртуальных ассистентов. Самые популярные:

  • Гугл Ассистент (Google)
  • Siri (Apple)
  • Алиса (Яндекс)
  • Олег (Тинькофф)
  • Маруся (VK)
  • Салют (Сбер)

Одни умеют предлагать лучший маршрут на карте, другие расскажут пользователю всё про его счета и траты.

Статья по теме: Невидимый, но полезный ассистент: что умеют делать Алиса, Маруся и другие российские голосовые помощники

Как происходит обучение голосовых помощников

В основе таких виртуальных ассистентов заложены технологии искусственного интеллекта ― ASR (Automatic Speech Recognition) вычленяет человеческий голос из посторонних шумов, а NLU (Natural Language Understanding) позволяет системе запомнить предыдущие вопросы и ответы и улавливать контекст фраз, а не просто отдельные слова.

Есть два варианта, как устроена внутри технология голосового помощника:

подход rule-based уже содержит готовые ответы на запросы пользователей, система выбирает актуальный из базы;

подход генеративный намного сложнее: происходит обучение при помощи открытых источников, встроенных алгоритмов и языковых норм, на основе чего и генерируется фраза-ответ.

Каким будут голосовые помощники в ближайшем будущем

Российский медиахолдинг Group4Media в октябре 2022 года провёл исследование и выяснил, что с мая 2022 года 63% россиян активно использовали голосовых помощников, причём именно Алису чаще других. То есть, на эти технологии уже есть большой спрос, а значит, они продолжат развиваться. Другой вопрос ― в каком направлении?

-2

Во-первых, голосовые помощники станут персонализированными. Это не про реакцию системы на имя, а про то, что технологии научатся (уже многие умеют) отличать голос владельца смартфона или колонки от сотен других, замечать настроение и эмоции человека и подбирать индивидуальный подход к каждому пользователю (например, голосовые ассистенты из бизнес-сферы).

Во-вторых, голосовые помощники обучатся и сами моделировать настоящую человеческую речь ― эмоции, диалекты, манеры. Это произойдёт благодаря технологиям глубокого машинного обучения. Возможно, через пять лет мы не сможем отличить с кем говорим по телефону ― с ИИ или с живым человеком.

В-третьих, виртуальные ассистенты будут визуализированы под человеческий образ. С помощью проекторов или экранов голосовой помощник будет общаться с владельцем гаджета или клиентом не только аудиально, но и визуально.

Подводя итог

Цифровой виртуальный мир становится всё ближе благодаря технологиям искусственного интеллекта. Голосовые помощники уже стали неотъемлемой частью жизни свыше половины населения России.

-3

Мы доверяем ИИ выбор маршрута, ресторана для ужина, подарков для любимых людей. Возможно, совсем скоро они будут развиваться и обучаться самостоятельно, без помощи человека. Наверное, это пугает многих, но при этом голосовой помощник есть едва ли не у каждого владельца смартфона. И прямо сейчас он учится понимать вас еще лучше.