В этом году осень выдалась погожая и тёплая. Солнце грело ещё почти по-летнему, казалось что спешило успеть отдать последнее нерастраченное тепло. И небо было, таким голубым и чистым, что порой приходила мысль, а не произошла ли в природе путаница. Октябрь был похож скорее на август, чем на осенний месяц. Вот только изредка более холодные и резкие порывы ветра напоминали о том, что на дворе уже всё-таки октябрь. С каждым днём всё больше среди зелени лесов становились заметны жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки. А вот птиц неожиданное осеннее тепло не обмануло, они уже начали собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Иногда на землю проливался дождь, но лужи высыхали тут же под последними ласковыми лучами солнца. А на Покров, погода так разгулялась, что Арина пошла на работу в летнем платьице. Провожая взглядом дочь, Груня подумала.
— Надо к зиме Аринке обновку справить. Пальто хорошее или шубку. Да костюмчик поприличнее, всё же в школе работает, нужно чтобы она была хорошо одета. Возьму денег, из тех что откладывала ей на учёбу, и куплю.
Своими мыслями она поделилась с сестрой, и та её поддержала.
— Конечно надо, девка то невеста. Вот в воскресенье на рынок поедем, и Аринку с собой захватим. Расторгуемся, а потом по магазинам. Я рублей тридцать, ради такого случая тебе подброшу. Только ты гляди не проговорись, не дай бог до Игната дойдёт, он меня тогда изведёт своими нотациями.
На том и порешили. В воскресный день, после удачной торговли, пока Степанида, собирала корзинки да мешки, Груня с Ариной пошли по магазинам. В этот раз Груня прихватила для торговли кое-что из своих продуктов. Выручив за картошку и овощи аж пятьдесят рублей, была очень довольна. Помимо загаданного пальто и костюма, они купили Арине ещё сапожки, и белую шапочку из кроличьего меха.
— Это тебе подарок, к Дню рождения.
Сказала Груня, любуясь тому, как шапочка оказалась к лицу дочери.
— Спасибо, мамочка. Шапочка такая чудесная, пушистая и мягкая. Мне прямо снимать её не хочется.
Глядя на то, как радуется дочь, на глазах Груни выступили слёзы.
— Господи, дитя дитём ещё. Радуется такой малости. Совсем девка детства не видела, с малых лет старалась мне помогать. Эх Степан, Степан, зачем же ты так её обидел.
Закружились горестные мысли в голове у Груни.
В этот раз свой День рождения Арина ждала как никогда. Ей исполнится восемнадцать, значит уже совершеннолетняя.
С утра в школе её поздравили учителя. Подарили красивый пуховый шарф, а ученики преподнесли огромный букет цветов. Вечером пришли Степанида с Игнатом, подарили отрез на платье. Варька прийти не пожелала. Передала только коробочку с духами Красная Москва, и тушь для ресниц. Весь вечер, пока в доме были гости, Арина была как на иголках. И как только Пахомовы шагнули за порог, быстро одела плащик, обняла на бегу Груню и со словами.
— Мам, я пойду прогуляюсь немного, а то что-то голова от дядькиных Игнатовых папирос разболелась.
Скрылась за дверью. Груня осталась в доме одна.
— Влюбилась девка, прямо на крыльях летает. Узнать надо, что за парень, этот Ромка Жданов, какая у него семья. Ох, не обидел бы дочь. Она ведь сейчас от своей любви на любую глупость согласиться может.
Размышляла Агриппина, убирая со стола посуду. А Арина бежала по тропинке, к старой раките, ведь там давно ждал её Роман.
— А вдруг не дождался и уехал.
С замиранием сердца думала Арина, но когда издалека увидела машину Романа, немного успокоилась.
— Не уехал, ждёт.
Улыбнулась Аринка, немного постояла в стороне, чтобы перевести дыхание, и подошла к сидевшему на поваленном дереве Роману.
— Аринка, ну где ты пропала, я жду, жду, а тебя всё нет. Думал не придёшь уже.
— Гости дома были, пришлось задержаться.
Оправдываясь произнесла Арина. Ромка подошёл к машине, открыл кабину, и взял лежащий на сидении букет роз.
— Это тебе, здесь ровно восемнадцать.
Арина зарделась от смущения.
— Спасибо Рома, мне так приятно.
Она осторожно поцеловала его в щёку.
— И это тоже тебе.
Он протянул её небольшую бархатную коробочку синего цвета.
— А что там?
— Открой, увидишь.
Лукаво подмигнул Ромка.
Арина открыла коробочку и увидела небольшое серебряное колечко с зелёным камешком и такие же серёжки.
— Ой Рома, я не могу это взять, ведь это так дорого.
— Ариш, ты чего, ведь это подарок для тебя, я за ним специально в горд ездил. Три магазина объехал, пока нашёл то что хотел. Бери, иначе я обижусь.
Арина спрятала коробочку в карман плаща, и поблагодарила Романа ещё раз. На глаза у неё набежали слёзы.
— Ну ты чего Аришка?
Спросил Роман, обнимая девушку.
— Ничего, это я так. Мне ведь ещё никогда не дарили таких подарков.
— Маленькая моя, я теперь всегда буду дарить тебе подарки, так что привыкай.
Он осторожно привлёк Арину к себе отыскал губы и нежно поцеловал.
Вернулась Арина домой, только под утро.
— Аринка, ты гулять гуляй, да только голову то не теряй.
Принялась ворчать Глафира. Арина подошла к ней, обняла сзади и прижалась щекой к спине.
— Мамка, я такая счастливая, смотри что мне Ромка подарил.
Она достала из кармана заветную коробочку.
— Красота то какая, дорогущие наверное.
Приговаривала Глафира, рассматривая подарок.
— Наверное, я брать не хотела, но Ромка сказал что обижу его если не возьму.
— Примерь, я погляжу.
Попросила Глафира. Арина надела серьги и колечко.
— А парень то с фантазией, гляди как камешек к твоим глазам подошёл. Видать от чистого сердца подарил, так что носи дочка.
Соне не давал покоя спор с Сашкой. Ей во что бы то ни стало, хотелось доказать подруге, что стоит ей поманить Романа пальцем, и он снова прибежит к ней. Она искала с ним встречи, а он как назло, старался обходить её стороной. Если они и встречались где, то только при свидетелях, и никакие уловки не помогали остаться с ним наедине. Да и Федька, постоянно был дома, никуда не отлучался. А тут в конце ноября, отправили его на курсы аж в Москву. И Она решила срочно воспользоваться таким случаем. Два дня она ходила кругами вокруг Романа, а на третий ей улыбнулась удача. Романа поставили в наряд в их бригаду, и они должен был ехать с ней на дальние поля, где трактористы пахали глубокую зябь, готовя землю под сахарную свеклу.