Найти тему
Олег Панков

На Святой Земле (продолжение)

Оглавление

Из моих паломнических заметок

30

Краткая история святых мест Палестины и паломничества русских людей на Святую Землю

Когда мы говорим о Святой Земле, мы сразу вспоминаем Иерусалим – священный город трех главных мировых религий: христианства, иудаизма и ислама. С этим всемирным духовным центром так или иначе связаны все значительные события мировой истории. Величайшее из них – осуждение на смерть, распятие и славное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Здесь Спаситель мира принес искупительную жертву за весь род человеческий.

По-арабски город называется Эль-Кудс (El-Kuds), т. е. Священный, по-еврейски – Ершалаим (Jerusalеm) – жилище мира.

За всю свою долгую и трагическую историю Иерусалим имел несколько названий. В частности, в Библейской энциклопедии сказано, что в древности он назывался Иевусом по имени одного из вождей племени иевусеев, жившего в этих местах до пришествия евреев в землю Обетованную. Однако его прошлое восходит, по мнению историков-богословов, еще ко временам Авраама – родоначальника еврейского народа (примерно первая половина второго тысячелетия до н. э.). Предполагают, что здесь находился древний Салим – город-государство, где царем и первосвященником был Мелхиседек, который в Библии называется священником Бога Всевышнего. Иевус был завоеван Давидом, сделавшим его метрополией своего царства. В северо-западной части захваченного поселения Давид построил крепость или новый город, назвав его Иерусалимом.

Нынешний Иерусалим находится на широкой плоской возвышенности, состоящей из нескольких горных вершин, впадины между которыми с течением веков постепенно сгладились. Долина Иосафатова и поток Кедрон на востоке и долина Гион на юге и западе служат его границей. Исторически город имеет четыре квартала: христианский, армянский, еврейский и магометанский. Главная христианская святыня – храм Гроба Господня (Воскресения Христова), построенный в IV веке царицей Еленой – матерью императора Константина Великого на месте горы Голгофской. Вблизи еврейского квартала находится сохранившаяся часть стены древнего ветхозаветного храма. Евреи называют ее Стеной Слез (Плача) и собираются здесь для молитвы.

Стена Плача и Храмовая гора с мечетью Купол Скалы
Стена Плача и Храмовая гора с мечетью Купол Скалы
Пилястр Авессалома
Пилястр Авессалома

Главное магометанское строение – мечеть Скалы (Купол Скалы). Построена предположительно на месте Соломонова храма. Основная достопримечательность – часть каменной скалы, с которой, по мусульманскому поверью, Магомет вознесся на небо. Считается также, что на этом месте Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака.

Святые места Палестины с давних времен служили предметом поклонения всех христиан. Даже будучи завоеваны арабами, они не потеряли своего великого всемирного значения. В VII веке Палестина и Иерусалим оказались во власти арабского халифа Омара. Завоеватель довольно благосклонно отнесся к верованиям завоеванных народов. Православному патриарху он предоставил исключительное право хранения святых мест и подчинил его власти всех инославных христиан. Так продолжалось несколько столетий. Православные патриархи не препятствовали инославным христианам или, как теперь говорится, верующим иных конфессий поклоняться и священнодействовать. Однако после захвата Иерусалима крестоносцами (XI век) православное духовенство в своем большинстве вынуждено было оставить Святой Град. Католики изгнали православных со всех святых мест захваченных ими областей Палестины и других территорий. Египетский султан Саладин, победив крестоносцев, вернул православному патриарху право владеть всеми святыми местами. Помимо православных греков, арабов, грузин, сербов, на Святой Земле имели свои приходы и монастыри копты, сирийцы, абиссинцы, марониты, несториане. Между христианами разных направлений в основном царили мир и взаимопонимание. Так продолжалось до XVI века, когда Святой Град и вся Палестина попали под власть турок. В это время пришли в Иерусалим и поселились там католики монахи-францисканцы, затем – армяне из турецких областей. Те и другие стали заявлять свои притязания на обладание святыми местами и обращаться к покровительству турецких властей. Нередко их действия достигали желаемого. Турки с небрежением относились к православным грекам и помогали их соперникам. В конце XVIII века на Святой Земле появились и протестанты из Англо-Германских государств. К середине XIX века протестанты и католики владели достаточно обширными земельными угодьями и активно проводили свою пропаганду среди православного арабского населения. Разорения и всевозможные притеснения со стороны мусульман заставляли бедствующих иерархов Востока обращаться к единоверной России за помощью и покровительством. Русские цари и князья делали щедрые пожертвования Восточным церквам и принимали их святителей, как самых дорогих гостей. В 1818 г. в Москве было открыто Иерусалимское подворье при церкви апостола Филиппа на Арбате.

После принятия христианства на Руси Святая Земля стала излюбленным местом паломничества наших предков. Из летописных источников известно, что в начале прошлого тысячелетия Палестину посетил первый игумен Киево-Печерской обители Варлаам. В начале XII века на Святой Земле побывал черниговский игумен Даниил и принес к Гробу Господню лампаду – дар от всей русской земли. Он встретил там соплеменников: новгородцев, киевлян и др. В конце XIX – начале XX века Палестину ежегодно посещали до 10 тыс. русских паломников.

31 июня 1847 г. постановлением Священного Синода была создана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, в задачи которой входило всевозможная помощь и покровительство православным на Святой Земле, в том числе русским паломникам. Позднее было организовано Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), которое проделало огромную работу по утверждению и распространению русского влияния в Палестине. Одним из выдающихся деятелей Духовной Миссии был архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин). Он руководил Миссией почти тридцать лет – с 1865 г. по 1894 г. О. Антонин, будучи ученым, историком и археологом, выявлял незанятые инославными конфессиями святые места, исследовал их библейское значение, проводил археологические раскопки и затем в сложных условиях приобретал их. Благодаря его умелым своевременным действиям, к концу XIX века стали русским достоянием Мамврийский дуб, Горняя, Гефсимания, гробница праведной Тавифы в Яффе, Тивериада и др. Всего о. Антонием без официальной поддержки было куплено 13 участков земли общей площадью около полумиллиона кв. м.

Архимандрит Антонин Капустин
Архимандрит Антонин Капустин
Троицкий собор Русской Духовной Миссии
Троицкий собор Русской Духовной Миссии

В дальнейшем на этих землях ИППО строились школы, в которых арабское население обучалось христианской грамоте, устраивались паломнические приюты, больницы. По данным на 1 января 1893 г. на содержании ИППО находилось 1200 детей. Возле Яффских ворот действовало русское подворье для паломников, рассчитанное на 950 человек. Для людей простого звания проживание и стол были бесплатными. При подворье работала больница на 54 места.

После революции паломничество на Святую Землю из Советской России полностью прекратилось, многие храмы и монастыри пришли в запустение, некоторые святые места Советское правительство впоследствии продало Израилю.

В наше время открыта новая благодатная страница истории Святых мест Палестины и паломничества наших соотечественников на Святую Землю.