Найти тему

Власть пытается закручивать гайки. Часть третья

Дорога через Самодуровку
Дорога через Самодуровку

Удивительна жизнь знати в 18 веке. Главные герои последних рассказов, во многом, имеют одинаковую судьбу: дед Долгорукова Григория Алексеевича умер в ссылке в Березове; другой член Верховного тайного совета, Остерман Андрей Иванович, отец Федора Андреевича, тоже там похоронен. Но различия есть. Граф Остерман сумел, в том числе благодаря своему удачному браку на Анне Васильевне Толстой, приумножить свое богатство и сделать неплохую карьеру. В частности, с 1773 по 1780 год он занимал пост московского губернатора. Вместе с братом Иваном любили жить в имениях под Петербургом, под Москвой они владели знаменитым имением Ильинское, что рядом с Архангельским. Его дома на Мясницкой рядом с Трехсвятительской церковью, тоже бывшей «героиней» моих историй, и на Божедомке, ныне Делегатской, где находится сегодня Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, были известны в Москве. Похоронен он своем родовом имении Красное, которое, как и Красный угол, были подарены Петром Первым его отцу.

К чему такое большое вступление? Мне казалось, что история с размежеванием земель закончена. Ан нет. Неожиданно открылись новые обстоятельства. Оказывается, еще 1773 году в Сапожковской воеводской канцелярии было заведено дело по челобитной господина генерала поручика кавалера графа Федора Андреевича Остермана о завладении пашенными солдатами городка Сапожка его землей. 22 апреля 1774 года пришел указ Ея императорского величества самодержицы всероссийской в канцелярию о срочном взыскании по данному делу с солдат платежей и пошлин, и необходимости доложить об этом в Тульскую провинциальную канцелярию. Это было уже третье распоряжение, первые два указа были изданы еще в ноябре 1773.

Что меня удивило в этих указах? Я очень долго осмысляла сумму иска с пашенных солдат- 7329 рубля 92 копейки графу, и пошлину, в размере 732 рубля 99 копеек с четвертью, государству. Это огромная сумма! В случае неплатежа предписывалось забрать в канцелярию соцких и лучших пашенных солдат города, и держать их под караулом до полного исполнения указа. Складывается впечатление, что губернатор хотел поправить свое материальное положение. Но мы знаем, что граф человек не бедный.

30 апреля 1774 года последовал ответ пашенных солдат: соцкого Тимофея Добычина, Ивана Строкова, Степана Булатова, Терентия Филатова, Елисея Назарова и других. Они твердо заявили,что «вышеназванного числа денег пошлин платить не станем , ибо на неправильное решение об отдаче нашей пашенных солдат старинной земли его сиятельству и за обвинение нас внесено нами пашенными солдатами на Тульскую провинциальную канцелярию Правительствующего Сената в Межевую экспедицию апелляционное прошение и покуда потому апелляционному прошению» решение не последует, платить по иску мы не будем….

Однако, 30 апреля был отдан приказ в Сапожковскую канцелярию о порядке взыскании денег по иску или взятии под караул соцкого и лучших людей города Сапожка человек десять. О челобитной крестьян того дня не упоминалось.

Естественно, все закончилось «непослушанием», «криком», «грубостью», "озорством" со стороны крестьян. Штатная команда канцелярии арестовала 30 человек.

Впереди были еще почти 3 года противостояния... Читайте первые две части.

P.S. Следующие посты будут посвящены истории Пугачевского бунта в отдельно взятом уезде.

Источник: фонд 568 опись 1 дело 63.