Продолжаем наше исследование профессии экопроповедник и, как пример, одного из возможных ее представителей – Грету Тунберг.
Вторая часть нашего исследования наглядно показала, у человека-экообразца, который нам усиленно продвигали, напрочь отсутствует системность мышления.
Мы остановились на экологичности мышления, и увидели, что как составляющая туда входит системность мышления (что в принципе логично, т.к. системность мышления по сути является тем «цементом», который соединяет имеющиеся логические цепочки в стройную, устойчивую, правильную фигуру).
А что же с экологическим мышлением в общем?
Согласно определению, оно должно затрагивать сферы, выходящие за рамки парникового эффекта и самого путешествия.
Сведем данные признаки в таблицу.
Прокомментируем некоторые моменты в таблице:
1.1. Хотя данный факт не освещался в большой прессе так, как само путешествие, но все же имел место: «The boat was accompanied into New York by a flotilla of 17 sailboats the United Nations organized — one for each of the 17 UN goals to end poverty and preserve the environment by 2030, including action to prevent climate change» [1].
1.2. Четверо членов экипажа, вылетели обратно в Европу. Два других члена экипажа вылетели из Европы в США, чтобы помочь отправить яхту обратно в Англию.
Более того, обратно Гретао полетела самолетом!
Очень экологичное путешествие!
2.1 Для постройки судна используется судостроительный завод, который далеко не экологичен.
На таком судне могут передвигаться всего 6 человек, но при этом стоимость ее постройки превышает 4 млн евро!
А теперь сравним со стоимостью яхты примерно такой же вместимости, но обычной, не «экояхты», и со стоимостью круизного теплохода.
2.2 . Кроме судостроительного завода, использовалось куча заводов, которые производили необходимые для яхты материалы.
Для постройки такой яхты, как «Malizia II», использовались:
- углепластик (карбон): корпус судна (по некоторым данным около 3 тонн);
- смолы как связующее между углепластиком;
- металлы: двигатель судна (при поездке Греты как резерв), подводные крылья, гидрогенераторы, гибкие солнечные панели;
- кевлар: паруса (очень затратное и токсичное производство);
- кремний для солнечных панелей: очень грязное с экологической точки зрения производство.
- и наконец, «вишенка на торте» — литий-ионные аккумуляторы на 40 кВт!
Как уже давно известно:
— производство аккумуляторов – это токсичное производство, а производство литий-ионных особенно (используются такие опасные для здоровья человека материалы, как кобальт, никель, бористый литий).
Добыча лития производится всего в нескольких местах на земле: Чили, Боливия, Аргентина («Литиевый треугольник»), найдены месторождения и готовятся к разработке в Сербии, Австрии, Финляндии и Португалии.
Взглянем «одним глазком» на эти рудники:
Масштабы впечатляют.
Теперь посмотрим местность с высоты птичьего полета.
А теперь поближе:
Отличная экология!
А как местные жители рады!
Да, скажете вы, подобное есть и на других шахтах, где добыча идет открытым способом.
Мы согласны, но эти шахты в принципе не способны обеспечить замену всех энергоносителей литиевыми аккумуляторами.
Тем более, что экологии вряд такая добыча лития наносит более сильный вред, чем например, того же угля.
Кроме того, после выкачивания солевого раствора с «литием» образуются с подземные полости, которые также наносят вред экосистеме уже сейчас, и более того, могут обернуться сильными экологическими последствиями в как в настоящем (сокращение пастбищ местных животных и урожая, исчезновение флоры и фауны), так и в будущем (от простых провалов до загрязнения подземных вод токсинами).
Но это для нашей экоактивистки – мелочи!
Также переработка литиевых батарей для извлечения из них лития – экологически грязное производство и очень энергозатратное, а также опасное для здоровья работающих там.
Данная часть нашего исследования наглядно показала, у человека-экообразца, который нам усиленно продвигали, напрочь отсутствует и экологическое мышление (см. таблицу).
Мы уже не берем в рассмотрение тот факт, что даже согласно Википедии (ее английскому варианту) углекислый газ, о котором так пеклась Грета, не является основным веществом, участвующим в парниковом эффекте!
Более того, для учета вклада в парниковый эффект используется такой параметр, как глобальный потенциал потепления (англ. Global warming potential), в котором в качестве эталонного газа взят диоксид углерода (CO2), чей ПГП равен 1.
И вклад CO2 в парниковый эффект ничтожен, что также подтверждает таблица [2]:
Более того, большая часть CO2 участвует в экосистеме мирового океана[3. p. 7].
А сбой в этом обмене, а значит, и влияние на потребление океаном такого количества CO2 (о котором иногда говорят), происходит из-за загрязнения океана продуктами жизнедеятельности человека. О чем Грета технично умолчала, хотя и двигалась на яхте по классическому морскому пути, а значит, не могла не заметить находящийся там в большим количестве плавучий мусор, а возможно, и нефтяные пятна.
Сравните с картой пути яхты в прошлой статье.
Очень избирательная экология у подростка, не находите?
Что же мы видим по навыкам экопроповедника у нашего «эталона»?
Все навыки, необходимые экопроповеднику, отсутствуют напрочь… вот тебе и эталон…
Какие же мы выводы из вышесказанного?
- Наш «эко-эталон» оказался фальшивым мыльным пузырем.
- Профессия экопроповедника не так проста, как казалось на первый взгляд.
Но раз о ней было заявлено, то может быть у нас в ВУЗах все же готовят настоящих эко-суперменов?
И вообще, кто же такой экопроповедник?
А можно ли «вырастить» вышеописанные навыки?
В каком возрасте это можно сделать?
На эти вопросы мы ответим в заключительной статье цикла.
Список использованных источников:
1. По материалам агенство «CTVnews»:
2. Р.М. Буквич, Д.Р. Петрович. Парниковый эффект и Рыночные механизмы Киотского протокола // Вестник НГИЭИ, 2017. – №1 (68). – С. 139 –158.
3. The greenhouse effect and terrestrial ecosystems of the UK. / ed. M.G.R. Cannell, M.D. Hooper. – London: HMSO, 1990. – 59 p.,