Думаю, постоянные читатели поняли, что в этом году в моих статьях не надо искать подробные советы с предлагаемыми текстами сочинения. Если кто заинтересуется, прочтите здесь. В этом году мне интересен процесс осмысления, потому что в прошлом году именно на этом и "погорела" одна моя ученица. (об этом здесь)
(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.
(2) Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий.(3)Но кто же он был — учёный, писатель?(4)Кто?
(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6)Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу... (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.
(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.
(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты?..* (12)Он пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.
(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал...
(15) Что случилось?
(16) Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.
(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым...
(20) Свет в окне не зажёгся.
(21) А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.
(23) Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.
(24) Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.
(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.
(1) (По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель и сценарист.
К этому тексту я нашла задания ( как ими пользоваться, я писала здесь)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Единственное освещённое в ночи окно вызывало в душе рассказчика ощущение неразгаданной тайны.
2) Несчастье в домике произошло в январе.
3) Когда наступила осень, окно в доме перестало светиться.
4) Рассказчик сожалеет о том, что так и не нашёл возможности познакомиться с человеком, который жил в деревянном доме.
5) Рассказчик интуитивно чувствовал духовную близость с незнакомым ему человеком.
( 145)
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
· 1) В предложениях 1, 2 ведущим типом речи является описание.
· 2) Предложение 6 поясняет, раскрывает содержание предложения 5.
· 3) В предложениях 10-12 представлено рассуждение.
· 4) В предложении 23 содержатся элементы описания.
· 5) В предложении 25 указана причина того, о чём говорится в предложении 26.
(124)
24. Из предложения 1 выпишите один фразеологизм.
(думаю, неразгаданная тайна)
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. … Почему важно, читайте здесь.
«Создавая образ загадочного незнакомца, живущего в деревянном домике со светящимся в ночи окном, Ю. В. Бондарев использует такие тропы, как (А)_(„ласкающими пальцами", „шаркающей походкой" в предложении 2, „пленительный... воздух" в предложении 7) и (Б)_(„благословенным раем книг" в предложении 2). Мысли рассказчика о воображаемом друге передаёт синтаксическое средство — (В)_ (предложения 3, 4, 15). Горечь утраты автору помогает подчеркнуть приём — (Г)_(предложения 1, 7-8)».
Список терминов:
1. вопросительные предложения
2. восклицательные предложения
3. фразеологизмы
4. диалектная лексика
5. противопоставление
6. эпитеты
7. метафора
8. анафора
9. цитирование
6715
Интересно, как ваши ученики справились с прошлым текстом и как определят свою и авторскую позицию в этом?
Отвлекитесь! И улыбнитесь!