Найти тему
Филиал Карамзина

Что сделал Сталин с местными немцами после присоединения Калининградской области?

В 1945-1948 годах на части территории бывшей Восточной Пруссии (ныне — Калининградской области) сложилась уникальная ситуация. Здесь были вынуждены уживаться два народа, глубоко ненавидевшие друг друга и совсем недавно состоявшие в кровавой конфронтации, — русские и немцы.

Впрочем, к концу 1949 года последних здесь практически не осталось…

Судьба Восточной Пруссии

Впервые вопрос о Восточной Пруссии был затронут еще на Тегеранской конференции осенью 1943 года. Там было принято принципиальное решение о передаче части региона с Кенигсбергом Советскому Союзу в качестве контрибуции. В ходе уже послевоенной Потсдамской конференции были уточнены границы, и у СССР появилась новая территория, через год ставшая Калининградской областью — анклавом в составе РСФРС. Большая часть Восточной Пруссии отошла Польше, и Варшава сразу же радикально взялась за решение «немецкого вопроса», депортировав местное население в Германию. Советский подход был иным.

Ни в СССР и ни в Германии

Статус местных немцев на новой советской территории был довольно неопределенным. Фактически они оставались германскими подданными, не получив гражданства СССР. Да и в рамках конференций «Большой тройки» судьба немцев Калининградской области никак не обговаривалась. Сталин планировал в ближайшее время заселить столицу региона советскими поселенцами, но по техническим причинам это невозможно было сделать ранее 1946 года. В отсутствие гражданских органов власти управление областью было передано в руки военных.

Признанные трудоспособными немцы были задействованы на восстановлении разрушенного города.
Признанные трудоспособными немцы были задействованы на восстановлении разрушенного города.

Бедственная ситуация

Немецкое население обеспечивалось продовольствием по карточной системе: 400 г хлеба в сутки для работников и 200 г — для иждивенцев. Поначалу, с учетом трофейных запасов, калининградские немцы жили относительно неплохо, но уже к осени стал ощущаться дефицит продуктов. Впрочем, с аналогичными проблемами столкнулись и в остальном СССР, и в Европе. Голод и эпидемиологические заболевания привели к высокой смертности — умирало несколько тысяч человек ежемесячно. В итоге из 130 тысяч населения, зарегистрированного в регионе в мае 1945 года к концу 1946-го осталось чуть более 90 тысяч.

Регулярно из Москвы в регион выделялась экстренная помощь в виде зерна и муки, но ситуацию это особо не спасало.
Регулярно из Москвы в регион выделялась экстренная помощь в виде зерна и муки, но ситуацию это особо не спасало.

Советские переселенцы

Ситуацию усугубило массовое прибытие советского населения, начавшееся летом 1946 года. Присутствовавшие в регионе представители Госплана настаивали на завершении перевозки людей к июню, чтобы они могли заняться приусадебным хозяйством и хотя бы частично обеспечить себя сельхозпродукцией. Но переселение началось только в августе, что привело к тяжелейшему продовольственному дефициту. Неработающих немцев вообще перестали снабжать продуктами, а советские граждане получали лишь треть и без того небогатой нормы.

Советские переселенцы неплохо ладили с местными немцами, что даже несколько настораживало Советское правительство.
Советские переселенцы неплохо ладили с местными немцами, что даже несколько настораживало Советское правительство.

Депортация

Бедственное положение калининградских немцев вылилось в рост уголовных преступлений: воровства, грабежей, убийств и даже людоедства. Весной 1947 года было решено открыть границы для всех, имеющих родственников в Германии. Началась волна эмиграции. А осенью того же года был издан указ «О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в советскую зону оккупации Германии». В 1947-1948 годах около полусотни эшелонов вывезли из области свыше 100 тысяч этнических немцев. Окончательно депортация завершилась в 1949 году.

Депортацию немцев откладывали до прибытия советского населения, чтобы не испытывать дефицита в рабочей силе.
Депортацию немцев откладывали до прибытия советского населения, чтобы не испытывать дефицита в рабочей силе.

Проведена она была практически идеально и почти не привела к жертвам среди депортируемого населения. Чего нельзя сказать о странах «цивилизованной» Европы. При аналогичных мероприятиях в Польше, Чехии и Венгрии погибло свыше полумиллиона этнических немцев.