На протяжении всей истории тяжёлой рок музыки,те или иные группы обязательно выдавали абсолютно канонические и знаковые релизы,после которых лицо этого жанра менялось навсегда,либо же в нём навечно закреплялись определённые достижения.Все эти пограничные альбомы сразу и ощутимо меняли его звучание,добавляя тяжёлому року новой резкости и глубины,наполняя его большей тяжестью и переводя в большую весовую категорию.Ниже мы рассмотрим наиболее характерные примеры данной концепции и вспомним те ярчайшие альбомы,которые прогремели в свою эпоху и ошеломили всех слушателей своей силой и новизной.
1) BLACK SABBATH 1973 "SABBATH BLOODY SABBATH". Базовый альбом коренной группы после которого команда Black Sabbath навсегда взошла на Олимп тяжёлого рока,задав незыблемые стандарты звучания другим.Все треки с альбома абсолютные хиты и следующие 22 года все участники данной записи ни разу не понижали высоченной планки,начав сдавать только лишь с 1995-го.Только через 9 лет,с самого конца 1982-го,Metal группы ,в общей своей массе,стали играть ещё громче и тяжелее, превзойдя данное произведение и переведя его в разряд"ретро".;
2) DEEP PURPLE 1974"STORMBRINGER". И как Black Sabbath навсегда закрепили свой статус диском 1973-го,так и "Purple" застолбили своё место в рок истории "Stormbringer" 74-го,где три вещи(заглавная и "Gypsy" с "Soldier") стоят всего альбома и также преподают шаблоны звучания всем остальным,а "Stormbringer" копировали потом в разных вариациях,выдавая за своё,сто раз(и это не говоря уж про каверы).;
3) KISS 1976 "DESTROYER". Без Kiss,их звука,имиджа и забойных выступлений не было бы Глэма 80-ых.Все до единой Глэм-группы ровнялись именно на них,стремясь если не превзойти,то хотя бы сровняться с ними по уровню известности и финансового успеха.И именно с обозначенного альбома 76-го группа Kiss ,наконец-то,полностью нашла свой фирменный звук,и вышла на невиданный ранее уровень популярности. Это ещё не Heavy,но уже очень громкий,резкий и забойный Hard,без которого все команды 80-ых потеряли бы многое в звучании.;
4) JUDAS PRIEST 1980 "BRITISH STEEL". Не "Stained Class" и "Killing Machine" 1978-го,а только этот альбом стал главным диском NWOBHM .Именно эту пластинку крутят всегда как образец первейшего творчества Пристов, начисто забывая об их намного лучших произведениях 84-90-го и "Sad Wings" 74-го.И именно этот звук стал доминирующим в Heavy Metal до самого конца 1982-го,когда Venom и Трешеры стали хором требовать "жёстче,глубже и сильнее",в чём и сама Judas Priest не отстала на своих альбомах 84-го и 90-го годов.;
5) VENOM 1982 "BLACK METAL". Победивший в 1986-91-м годах Глэм-рок,на самом деле,пошёл почти одновременно с NWOBHM,взобравшись на ту же волну,которая подняла Kiss с 75-го.Чисто гламурный "Hanoi Rocks" выступал уже с 81-го,Twisted Sister и Motley Crue нарисовались с 82-го, Deff Leppard выпустили два первых альбома в 1980-м и 81-м,а "группа для взрослой аудитории"Journey собирала стадионы и платиновые альбомы с 1978-го.И именно против этого крыла рок музыки восстали "дикари из Ньюкасла",изобретя "с потолка"название "Black",для резкого дистанцирования от загрязнённого,как им казалось,Heavy.А на самом же деле произведя буквально чумовой симбиоз Black Sabbath,Motorhead и Judas Priest в одном лице.Выдав знаменитейший альбом ,Кронос,Мантас и Аббадон не знали,по молодости лет,что станут основателями целых трёх громаднейших ответвлений тяжёлого рока(Thrash,Death и Black),а сам Heavy Metal ни разу ещё не "загрязнился",а наоборот,сразу же переживёт период наивысшего расцвета 1983-86-го годов. ;
6) METALLICA 1984 "RIDE THE LIGHTNING". Не дав предыдущей группе почивать на лаврах,команда Metallica задала ещё больший темп звучанию,сохранив при этом всю тяжесть,качество и глубину."Ride The Lightning",также как и Пристовский"Ram It Down"относятся к "идеальным" альбомам жанра Heavy Metal и они настолько безупречны,что на их восхваление даже не тратят время,как на дифирамбы небесным светилам.И именно по причине своей шедевральной безукоризненности оба диска давным-давно находятся в тени других работ данных команд.И если у Judas Priest кроме 88-го есть 84-й и 90-й,то у Металлики их 84-й предан забвению несправедливо,ибо он лучше 86-го и 91-го вместе взятых, и именно без него не было бы как того общего утяжеления Heavy,так и самого грандиозного успеха этой группы.;
7) WASP 1984 WASP. И как бы не пыжился Glam до WASP,только эта команда пробила этот стиль наверх по вертикали своими феерическими альбомами 84-го,85-го и 86-го гг. В 1987-м Guns&Roses пришли уже на всё готовое,пожав всходы заботливо посаженные за три года WASP.Никто не скажет,что WASP это не Heavy ,но никто и не вздумает сказать,что WASP это и не Glam.Намного сильней и интересней Twisted Sister,явно относясь по профессионализму к высшей лиге,WASP уже одними этими тремя альбомами(а это не каждому дано!)вписала своё имя в историю тяжёлого рока,став,в свои дни,открытием для одних и самой главной группой для других.;
8) TROUBLE 1984 "PSALM 9". Творчество Black Sabbath 70-ых могло бы продолжиться лишь одними каверами,подобно ,допустим,командам копирующим Scorpions и Queen,но массированный и целенаправленный выпуск целых четырех дисков St.Vitus 84-го,Trouble 84-го, Pentagram 85-го и Candlemass 86-го гг. соответственно, положил начало целому новому Doom направлению,бывшему в явном расцвете все 90-е. И Trouble и Pentagram могли стать Black Sabbath-лайт №2,но сами не смогли и не захотели сделать этого.Наберётся всего с десяток Doom альбомов, заступающих за границу гениальности,но и этого малого достаточно,чтобы осознать,что "Sabbath"были не одни,и нашлись коллективы способные дотянуться до их вершин.;
9) FATES WARNING 1985"THE SPECTRE WITHIN". К 1985-у году ,году самого расцвета жанра Heavy Metal, Progressive-rock держался только на старых ветеранских командах Rush,Yes и их постоянной аудитории.И только творчество Fates Warning смогло вдохнуть новую жизнь в данное музыкальное направление,дав ему огромный заряд на целых 15 лет.Являясь лучшей из нового Progressive-Metal ,группа Fates Warning сразу же попала в тень более удачливых коллег по стилю типа Dream Theater и Queensryche,и это совершенно не отменяет её личных достижений и красоты всех до единого выпущенных релизов.;
10)GAMMA RAY 1990 "HEADING FOR TOMORROW". Можно представить как удивит многих данная обложка.Между тем ничего непонятного тут нет,так как именно этот непримечательный диск положил реальное основание целому стилю "Power",захватившему "металлический подвал"на все 90-е.Не имея особой музыкальной ценности и оригинальности,данный релиз послужил настоящей матрицей для всех без исключения Power групп того десятилетия(а их не менее 30-и команд!).Поверхностный,суетливый неглубокий риффинг; примитивный,низкокачественный и однотипный тенор вокалиста; полное отсутствие запоминаемости композиций;
монотонный среднескоростной темп и мелкотравчатые ударные-вот главные отличия Power от настоящего Heavy 80-ых.И это продолжалось в подобных группах все 90-е,пока ряд единичных команд (об этом будет отдельная статья)целенаправленно не вернулся к реальному звуку тяжелого метала образца 1984-90-го.Всё дело было в том,что К.Хансен делал это не специально,а потому что просто не умел по другому.Альбомы Gamma Ray,Iron Maiden и Blind Guardian(все 90-го года) стали первой тройкой реальных пауэр релизов 90-ых,эстафету чего подхватили все бездари и ремесленники,которые не успели попасть в гранж и брит-поп,и не захотели идти в Death и Black. В конкретном же случае с "Blind Guardian" всё это весьма печально и объяснимо,так как после их превосходного первого диска,дальнейшие два альбома мастерились К.Хансеном,который хотел,чтобы всё вокруг походило на Helloween 85-го и ,в итоге,превратил их в жалкую копию Dio. И что было ожидать,когда от великанов 80-ых остался один Manowar,а все остальные либо сдулись,либо полуразвалились,и на безрыбье появились ползком такие раки.;
11) NIRVANA 1991"NEVERMIND". Наверное ни один диск,ни одной рок команды не сделал для деградации и дебилизации тяжёлого рока столько,сколько эта пластинка "Нирваны" 91-го.Ещё весь1991-й год все метал группы состязались между собой в качестве и техничности фронтменов и лидер гитаристов,ещё все 92-й и 93-й годы запоздалые, очумелые Glam и Hard&Heavy релизы продолжали периодически в одиночку выскакивать вперёд,но с сентября 91-го все баксы и продюсерские морды целиком и полностью развернулись в сторону сиэтловских оборванцев и их зеркального британского отражения в виде 20-и брит-поповых групп."Играть как в гараже и одеваться также!"-вот "девиз нового поколения"предложенный воротилами рок индустрии с 92-го!Как и следовало ожидать,сами же гранжеры так до конца и не поверили в свой успех,и навсегда сошли в небытиё к концу десятилетия.;
12) DEATH 1991"HUMAN". Буквально через месяц после "Nevermind" вышел диск,окончательно закрепивший Death как отдельное направление и ставший водоворотом,вобравшим в себя весь Thrash 80-ых,который только и спасся от новых тенденций тем,что перекрасился в более жёсткий и обязательно рычащий Death.Если бы группа"Death" испарилась после первых двух альбомов о ней бы мало кто вспомнил.Но после 4-го студийного диска это была уже очень уважаемая команда и лидер целого направления. Death и Black стали новой заменой старому Heavy 80-ых,оставшись единственным противоядием от тотального возвращения всех в "материнское лоно"Beatles,о чём так мечтали те,кто разогнал волну гранжа и брит-попа с 92-го.;
13) PARADISE LOST 1991"GOTHIC". Вышедший весной 91-го альбом "Gothic" наконец-то размежевал между собой общий Готик-рок и сугубо Готик-метал,поставив окончательные точки в дискуссии "что есть что".Лишь только с этого диска заговорили о "чистом Gothic-Metal",поскольку раньше сваливали в одну кучу "Готик-рока" всё ,что только можно,от мрачной электроники до угрюмого панка.Лишь Paradise Lost и Tiamat стали истинными готик-металлистами,оставив за бортом всех тех,кто назывался так ранее ради пустых понтов.;
14) MAYHEM 1994"DE MYSTERIIS DOM SATHANAS". Пожалуй только с этого альбома произошло разделение того подпольно-андеграундного Black,который был до него,и совершенно"официально признанного" и серьёзного "Black-Metal" ,полностью завоевавшего весь тяжёлый рок в Скандинавии в 90-е.И если до 94-го Black-Metal был уделом рок маргиналов и меньшинства,то с 94-го "Блэк" стал настоящей занозой в заднице у всех ханжей и "рок-попсовиков",дерзко рассчитывавших,что все,с какого-то перепугу,будут ровняться на Oasis и никак не менее того.;
15) RAMMSTEIN 1997 "SEHNSUCHT". Rammstein ничего не сделал для становления "Industrial",но собрал с этого действа все лавры и урожай.Не будь Rammstein с их понтовыми ребятами и огненными шоу,Industrial никогда не поднялся бы выше клубного уровня 1994-го,ибо все остальные по выступлениям были им не ровня. Industrial-Metal создали Ministry,Killing Jokе и Трент Резнор,но лишь Rammstein поднял его на необходимую высоту,сделав общемировым трендом и супер успешным предприятием. Обложка данного диска однозначно навеяна постером Scorpions 1982-го.;
16) HALFORD 2000"RESURRECTION". Это был первый альбом запустивший процесс "возрождения"тяжёлого рока,после самой низшей точки развала и падения в 1999-м,когда рыхлая альтернатива и полуэлектроника достали абсолютно всех,и требовалось буквально полное обновление самого понятия жанра.И сделано это было заслуженным мэтром стиля,не постеснявшимся назвать свой данный диск также как Venom(Venom "Resurrection"2000)за три месяца до него ,чтобы всем было ясно кто в доме хозяин.Данный знаковый диск сразу же заткнул за пояс всю продукцию Power тусовки,никогда не блещущей ни запоминаемостью,ни глубиной.И пусть альбом Judas Priest 2005-го так и не стал Painkiller 2(эту роль выполнили некоторые другие команды),данный диск Хэлфорда однозначно и безоговорочно дал сигнал на возрождение старой школы Hard&Heavy, которая как будто бесследно исчезла в 92-99-м годах.;
17) NIGHTWISH 2000 "WISHMASTER". Вышедший на полгода ранее альбом Nightwish возглавил невиданную ранее волну Symphonic-Rock групп с женским вокалом,которая намного превзошла всё то,что было ранее. Д.Пеш,Л.Форд,Д.Джет,С.Классен-ну кого вы сможете ещё вспомнить из поющих рокерш 80-ых-начала 90-ых?(и все они сдулись к 95-у).С третьим же альбомом Nightwish появился буквально целый букет "женских" метал команд,почти сразу же приобрётших поимённую (хвала интернету) известность и огромную армию воздыхателей. И это не считая целой армии оголтелых поклонников лично Тарьи Турунен!Альбом "Wishmaster" Nightwish ознаменовал "второе издание"рок-групп с яркими певицами за микрофонной стойкой,что,казалось бы,навсегда отошло с потерей популярности Warlock и Lita Ford .;
18) LINKIN PARK 2000"HYBRID THEORY".Не заметить это было нельзя,не любить невозможно.Беннингтон был из рок вокалистов поющих не голосом,а сердцем,и принцип самоотдачи всегда был первейшим в рок музыке вообще.После мощнейшего выхода этого феноменального диска Linkin Park на всё десятилетие стал знаменем всего Nu, New и Alternative Metal вообще.Ни один другой вокалист этих жанров не мог сравниться с Беннингтоном в мощи вокала,безошибочной узнаваемости тембра и оголённых нервах в выступлениях.Честер Беннингтон стал голосом целого поколения 00-ых,также как до него вокал Хетфилда был символом 80-ых,а Кобейна 90-ых.Эти перепады могучего хриплого саунда,этот сверхмощный, сверхтяжёлый рифинг,эти давно общеизвестные мелодии не могли никого оставить равнодушным ,и Linkin Park заслуженно вошёл в число лучших рок групп в истории."Linkin" единственная группа где метал-рэп не чувствуется вообще,а воспринимается как обычный речитатив.После "Hybrid Theory" Pantera и Limp Bizkit сдохли сразу(и скажите,что не так!).Сочетание ярости и внутреннего пламени с меланхолией лиризма и грусти,плюс выдающийся риффинг и вокал-вот составляющие успеха Linkin Park ,и именно это отличает их от высокомерных ансельмовских понтов и пластмассовой "бизквитной"коммерции.Тексты Linkin Park хотелось знать и читать,тексты Panter-ы и Bizkit-нет."Papercut;Crawling ;Pushing Me(какой текст!) ;In The End" с альбома "Hybrid Theory" неимоверно хороши,точно также как "Numb "и"From The Inside"(одна из лучших рок баллад) с "Meteora" ,и "What I`ve Done" с "Minutes To".
В данный список,с полным основанием,можно добавить и громоподобный альбом AC/DC "Back in Black" 1980-го,хотя и не явившийся "краеугольным", но внёсший просто беспримерный вклад в широчайшую популяризацию тяжёлого рока на всех континентах.
В тяжёлом роке всегда были альбомы,резко поворачивавшие его вектор на другое направление.С воцарением всесокрушающего интернета,со второй половины 00-ых,подобных произведений более нет,ибо нет смысла напрягаться в том,на чём совсем не заработаешь.В 1990-ых годах крайне показательным стал факт массированного выпуска "Трибьют-альбомов" очень многих групп,как будто с их триумфа не прошло каких-то 7-и лет и никто уже не может сделать чего-то своего.И нам сейчас,тем более, остаётся только вспоминать отгремевшую славу былых громких произведений и в тайне надеяться,что это когда-нибудь повторится снова.