Найти тему

ОБРАЗ ФЕЙРИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. ИЛИ 12 ПУНКТОВ О ФЕЙРИ

Всё творчество К.Хеллен пронизано волшебством, и нет ничего удивительного в том, что фейри являются частыми и полноценными героями её книг. О самих фейри и об их мире К. пишет много, часто и с любовью. Однако образ фейри в творчестве К. не всегда стопроцентно идентичен традиционным ирландским фольклорным представлениям и, что также характерно меняется из книги в книгу, до дополняя, то корректируя те или иные черты, которыми автор наделяет волшебный народ. В целом, если суммировать те сведения, что К. оставляет нам о фейри (без разделения на виды и классификацию, столь уважаемую автором) можно составить сводный «портрет» фейри в творчестве К. Итак: 1. Это, безусловно, вечные и прекрасные создания, существующие однако вне телесной формы, которую они могут принимать по желанию и необходимости и менять её столь часто, сколько заблагорассудится. 2. У фейри вне формы (тела) нет пола, но есть имя (исключительно имя, но не фамилия =), определяющая суть самого создания. Но это имя скрывается ото всех, поскольку каждой новой форме соответствует новое имя, соотносящееся с той функцией, ради которой этот облик (тело) был принят. 3. У фейри множество имён, прозвищ и названий, однако истинное имя (суть самого фейри) не раскрывается никому и знать его никто не может. Однако потеря и утрата этого имени означает выпадение духа из системы бытия, фактически развоплощение и так бесплотного создания, что для фейри хуже самой смерти. 3. Фейри индифферентны к людям и, скорее настороженно относятся к ним, нежели враждебно или дружелюбно. Однако исторически имеют к ним огромный интерес и часто вступают с ними в связь, а реже и вовсе выбирают жизнь смертного (приняв облик и судьбу человека), отказавшись от бессмертия и непостоянства. 4. В силу своей природы фейри непостоянны. Поскольку «им нечем» удерживать свои чувства, которые хоть и стихийны, абсолютны, но мимолётны. Из-за невозможности «удержать» радость и счастье К. также называет их «детьми печали», поскольку постоянная невозможность «удержать» счастье = постоянной грусти. Кроме того, не имея смерти, фейри подвержены страшной скуке, которая, зачастую и вынуждает их идти на самые удивительные, а порой и опасные поступки и приключения. Именно скука и беспредельная вечность чаще всего приводят фейри к выбору человеческого облика и судьбы. По словам К. рано или поздно к такому выбору придут все, поскольку во всём множестве миров – он единственно верный. 5. Фейри знают все языки и могут свободно изъяснятся на них, однако у них также существует и свой язык, разнящийся в зависимости от рода фейри, но, в целом, общий для них всех. На этом языке К. указывает имена в своих книгах, много пишет о нём, однако не называет его. И, конечно же, ирландские фейри предпочитают ирландский всякому английскому языку и вообще весьма активно проявляют и демонстрируют свой патриотизм и особое ирландское чувство юмора. 6. Законы мира фейри сильно отличаются от человеческих, хотя во многом, устройство их мира весьма схоже с нашим. Тем не менее, фейри активно защищают и охраняют свои законы, стараясь, также по-возможности не нарушать и законы человеческого мира. Нарушителей своих законов они, чаще всего, карают. Время, пространство, перемещения в них – в мире фейри устроены по-другому. 7. Отношения с человеком у фейри, как правило, весьма дружественные, если только человек не решится использовать своего вечного друга в своих целях или не станет ставить себя выше него и нарушать законы фейри. В этом случае фейри весьма неплохие и честные друзья. Хотя, стоит помнить, что их понимание многих реалий крайне отлично от нашего. В том числе такие понятия как «благо» и «зло»… 8. Как и повествует ирландский фольклор – фейри весьма иносказательны и никогда не говорят ничего «прямо», отвечая хоть и честно, но весьма пространно и запутанно. Их восприятие происходящего сильно отличается от нашего, поскольку фейри во многом помнят и знают больше смертных. 9. Фейри не есть падшие духи или ангелы. Хотя К. и не даёт разъяснения об истинной природе – она оставляет их на границе добра и зла, в сумерках мира, определяя как именно – волшебный народ. У которого магия – в крови, а волшебство – как некая данность, как способность хамелеона менять свой окрас. Тем не менее, К. соглашается, что ни в телесном, ни в бесплотном облике человеку и фейри не стоит искать встречи. Поскольку, как правило, это встреча может оказаться губительна для рассудка и души человека. Тем не менее, в своём творчестве К. постоянно указывает на то, что, не смотря на свою непостоянную и определённо «не светлую» природу фейри всегда внимательно следят за людьми и готовы прийти на помощь тому, кто оказался любезен с ними или, зная о том или нет, своим поведением пришёлся им по душе. 10. К. не отрицает того, что фейри верят в Бога. Однако она также не говорит о том, что они поклоняются ему. По её словам они не служат ни Богу, ни дьяволу, но опасаются и того и другого в равной степени. Хотя также, признаёт, что слово Божие имеет над фейри ту же власть, что и положена ему в любом из миров. Гордость фейри не позволяет им «служить» кому-то, однако, пока их природная гордость не ущемлена, они вполне терпимо относятся к Богу. Фейри по словам К. древнее многих созданий, они, скорее ближе хаотическим началам, нежели ангелам или демонам. Кроме того, особое значение К. придаёт классификации, поскольку не все фейри одинаковы. Многие создания, которых люди называют так, строго говоря, вообще не являются ими, а многие, наоборот. Так, например, К. утверждает, что среди фейри есть и те, что всегда живут «в теле» и даже есть те, что также как и люди смертны. Однако это не исключает их нечеловеческой природы и их жизни по своим законам. 11. Одной из главных характерных черт всех фейри К. называет изменчивость. Не путать с переменчивостью! Переменчивость – это смена дождя на солнце, смена осени зимой. А изменчивость – изменение своей сути, когда чёрное становится белым и наоборот. Это свойство фейри К. соотносит с магией. Именно это свойство К. противопоставляет человеческой верности, особенно – верности сердца. Как известно, из-за нетелесности, сердца у фейри нет. Однако его отсутствие, что также немаловажно имеет и образное значение. 12. В своих книгах К. в основном, пишет о тех из фейри, кто благосклонен к человеку, пусть и весьма по-своему. Возможно это лишь потому, что ей самой ближе такой выбор. Тем не менее, очевидно, что К. во многом стремится преодолеть непонимание человеком самой природы фейри, их законов, их правил, описывая которые она старается уберечь обе стороны от поспешных и глупых решений.
В творчестве К., мир и законы фейри оказываются, безусловно ближе самому автору. Это несложно заметить. К. смотрит на мир также отстранённо, глазами стороннего наблюдателя. «Мы» хоть и редко, но встречается в её творчестве по отношению к волшебному народу, хотя ни разу К. не говорит о том, что имеет с ним хоть какое-то родство, однако вполне честно пишет о том, что мир фейри ей весьма хорошо знаком и в том мире у неё есть много знакомых, её там знают, причём весьма неплохо, и в отличие от мира людей даже признают и уважают. Тем не менее, даже «погружаясь» в мир фейри, К. продолжает описывать себя как человека, хотя очевидно, что природа мира фейри ей близка, понятна и комфортна. Однако и мир фейри для К. – это мир для наблюдения. Она и здесь – сторонний наблюдатель, хотя и нередко оказывающийся вовлечённый в активное действие, благодаря знанию и пониманию местных законов и правил. Для представителей мира фейри К., как можно понять по её словам, также не является во всех смыслах слова «своей», но, определённо, не вызывает у отторжения и неприятия, хотя, опять же по её словам, некоторые иногда и принимают её за человека, а иногда и вовсе её воспринимают как абсолютно родственное создание. В любом случае, мир фейри и их самих К. предпочитает описывать со знанием дела, изнутри. И, возможно, один из наиболее правильных и характерных образов настоящего фейри встречается у К. в «Снотворном и кофе» (сборник «Тайник») в образе Эльх О`Нуа.
Всё творчество К.Хеллен пронизано волшебством, и нет ничего удивительного в том, что фейри являются частыми и полноценными героями её книг. О самих фейри и об их мире К. пишет много, часто и с любовью. Однако образ фейри в творчестве К. не всегда стопроцентно идентичен традиционным ирландским фольклорным представлениям и, что также характерно меняется из книги в книгу, до дополняя, то корректируя те или иные черты, которыми автор наделяет волшебный народ. В целом, если суммировать те сведения, что К. оставляет нам о фейри (без разделения на виды и классификацию, столь уважаемую автором) можно составить сводный «портрет» фейри в творчестве К. Итак: 1. Это, безусловно, вечные и прекрасные создания, существующие однако вне телесной формы, которую они могут принимать по желанию и необходимости и менять её столь часто, сколько заблагорассудится. 2. У фейри вне формы (тела) нет пола, но есть имя (исключительно имя, но не фамилия =), определяющая суть самого создания. Но это имя скрывается ото всех, поскольку каждой новой форме соответствует новое имя, соотносящееся с той функцией, ради которой этот облик (тело) был принят. 3. У фейри множество имён, прозвищ и названий, однако истинное имя (суть самого фейри) не раскрывается никому и знать его никто не может. Однако потеря и утрата этого имени означает выпадение духа из системы бытия, фактически развоплощение и так бесплотного создания, что для фейри хуже самой смерти. 3. Фейри индифферентны к людям и, скорее настороженно относятся к ним, нежели враждебно или дружелюбно. Однако исторически имеют к ним огромный интерес и часто вступают с ними в связь, а реже и вовсе выбирают жизнь смертного (приняв облик и судьбу человека), отказавшись от бессмертия и непостоянства. 4. В силу своей природы фейри непостоянны. Поскольку «им нечем» удерживать свои чувства, которые хоть и стихийны, абсолютны, но мимолётны. Из-за невозможности «удержать» радость и счастье К. также называет их «детьми печали», поскольку постоянная невозможность «удержать» счастье = постоянной грусти. Кроме того, не имея смерти, фейри подвержены страшной скуке, которая, зачастую и вынуждает их идти на самые удивительные, а порой и опасные поступки и приключения. Именно скука и беспредельная вечность чаще всего приводят фейри к выбору человеческого облика и судьбы. По словам К. рано или поздно к такому выбору придут все, поскольку во всём множестве миров – он единственно верный. 5. Фейри знают все языки и могут свободно изъяснятся на них, однако у них также существует и свой язык, разнящийся в зависимости от рода фейри, но, в целом, общий для них всех. На этом языке К. указывает имена в своих книгах, много пишет о нём, однако не называет его. И, конечно же, ирландские фейри предпочитают ирландский всякому английскому языку и вообще весьма активно проявляют и демонстрируют свой патриотизм и особое ирландское чувство юмора. 6. Законы мира фейри сильно отличаются от человеческих, хотя во многом, устройство их мира весьма схоже с нашим. Тем не менее, фейри активно защищают и охраняют свои законы, стараясь, также по-возможности не нарушать и законы человеческого мира. Нарушителей своих законов они, чаще всего, карают. Время, пространство, перемещения в них – в мире фейри устроены по-другому. 7. Отношения с человеком у фейри, как правило, весьма дружественные, если только человек не решится использовать своего вечного друга в своих целях или не станет ставить себя выше него и нарушать законы фейри. В этом случае фейри весьма неплохие и честные друзья. Хотя, стоит помнить, что их понимание многих реалий крайне отлично от нашего. В том числе такие понятия как «благо» и «зло»… 8. Как и повествует ирландский фольклор – фейри весьма иносказательны и никогда не говорят ничего «прямо», отвечая хоть и честно, но весьма пространно и запутанно. Их восприятие происходящего сильно отличается от нашего, поскольку фейри во многом помнят и знают больше смертных. 9. Фейри не есть падшие духи или ангелы. Хотя К. и не даёт разъяснения об истинной природе – она оставляет их на границе добра и зла, в сумерках мира, определяя как именно – волшебный народ. У которого магия – в крови, а волшебство – как некая данность, как способность хамелеона менять свой окрас. Тем не менее, К. соглашается, что ни в телесном, ни в бесплотном облике человеку и фейри не стоит искать встречи. Поскольку, как правило, это встреча может оказаться губительна для рассудка и души человека. Тем не менее, в своём творчестве К. постоянно указывает на то, что, не смотря на свою непостоянную и определённо «не светлую» природу фейри всегда внимательно следят за людьми и готовы прийти на помощь тому, кто оказался любезен с ними или, зная о том или нет, своим поведением пришёлся им по душе. 10. К. не отрицает того, что фейри верят в Бога. Однако она также не говорит о том, что они поклоняются ему. По её словам они не служат ни Богу, ни дьяволу, но опасаются и того и другого в равной степени. Хотя также, признаёт, что слово Божие имеет над фейри ту же власть, что и положена ему в любом из миров. Гордость фейри не позволяет им «служить» кому-то, однако, пока их природная гордость не ущемлена, они вполне терпимо относятся к Богу. Фейри по словам К. древнее многих созданий, они, скорее ближе хаотическим началам, нежели ангелам или демонам. Кроме того, особое значение К. придаёт классификации, поскольку не все фейри одинаковы. Многие создания, которых люди называют так, строго говоря, вообще не являются ими, а многие, наоборот. Так, например, К. утверждает, что среди фейри есть и те, что всегда живут «в теле» и даже есть те, что также как и люди смертны. Однако это не исключает их нечеловеческой природы и их жизни по своим законам. 11. Одной из главных характерных черт всех фейри К. называет изменчивость. Не путать с переменчивостью! Переменчивость – это смена дождя на солнце, смена осени зимой. А изменчивость – изменение своей сути, когда чёрное становится белым и наоборот. Это свойство фейри К. соотносит с магией. Именно это свойство К. противопоставляет человеческой верности, особенно – верности сердца. Как известно, из-за нетелесности, сердца у фейри нет. Однако его отсутствие, что также немаловажно имеет и образное значение. 12. В своих книгах К. в основном, пишет о тех из фейри, кто благосклонен к человеку, пусть и весьма по-своему. Возможно это лишь потому, что ей самой ближе такой выбор. Тем не менее, очевидно, что К. во многом стремится преодолеть непонимание человеком самой природы фейри, их законов, их правил, описывая которые она старается уберечь обе стороны от поспешных и глупых решений. В творчестве К., мир и законы фейри оказываются, безусловно ближе самому автору. Это несложно заметить. К. смотрит на мир также отстранённо, глазами стороннего наблюдателя. «Мы» хоть и редко, но встречается в её творчестве по отношению к волшебному народу, хотя ни разу К. не говорит о том, что имеет с ним хоть какое-то родство, однако вполне честно пишет о том, что мир фейри ей весьма хорошо знаком и в том мире у неё есть много знакомых, её там знают, причём весьма неплохо, и в отличие от мира людей даже признают и уважают. Тем не менее, даже «погружаясь» в мир фейри, К. продолжает описывать себя как человека, хотя очевидно, что природа мира фейри ей близка, понятна и комфортна. Однако и мир фейри для К. – это мир для наблюдения. Она и здесь – сторонний наблюдатель, хотя и нередко оказывающийся вовлечённый в активное действие, благодаря знанию и пониманию местных законов и правил. Для представителей мира фейри К., как можно понять по её словам, также не является во всех смыслах слова «своей», но, определённо, не вызывает у отторжения и неприятия, хотя, опять же по её словам, некоторые иногда и принимают её за человека, а иногда и вовсе её воспринимают как абсолютно родственное создание. В любом случае, мир фейри и их самих К. предпочитает описывать со знанием дела, изнутри. И, возможно, один из наиболее правильных и характерных образов настоящего фейри встречается у К. в «Снотворном и кофе» (сборник «Тайник») в образе Эльх О`Нуа.