Найти в Дзене
Материк книг

Почему женщины несчастливы в браке? "Госпожа Бовари" Флобера

Оглавление

Шедевр мировой литературы. Входит в список наиболее значимых произведений. Ну как не прочитать после такой "рекламы"?)

Как и в любой классике, особенно 19 века, сюжет довольно банален. Но дело здесь, конечно, в том, как это написано. Современному читателю, привыкшему к постоянным поворотам сюжета, действиям, непросто увлечься такой книгой.

Добрую половину романа практически ничего не происходит. Но если вы настроитесь на неспешное чтение, получите массу удовольствия.

Сюжет

Шарль - врач в небольшом городке. По настоянию родителей он женится на вдове, много его старше и не ропщет) Он живет и принимает все как есть. Вдова умирает. На одной из ферм, куда Шарль приехал к больному, он знакомится с Эммой. Девушка воспитывалась в монастыре, юна, сентиментальна и ждет от жизни романтической любви.

Она нравится Шарлю и вскоре следует свадьба. Эмма быстро разочаровывается в семейной жизни и начинает заглядываться на других мужчин. Даже рождение дочери не меняет ее. Она делает большие долги, живет не по средствам, и в конце концов, все это плохо заканчивается.

В чем трагедия Эммы?

Казалось бы, испорченная женщина, туда ей и дорога. Но Флобер не осуждает свою героиню (в отличие от многих и многих читателей)). Впрочем, и не оправдывает. Писатель смотрит со стороны, но все же симпатизирует Эмме.

-2

Я часто встречала мнение, что, дескать, дамочка мается от скуки и от того придумывает себе проблемы. Да, действительно, Флобер не жалеет времени, чтобы описать сонный городок и всех его жителей, занятых чисто практическими делами и не отвлекающихся на высокие материи. Там даже поговорить культурному человеку не с кем.

Муж человек слабохарактерный, некрасивый, однако жену обожающий. Но его любовь вызывает у Эммы лишь презрение, потому что не укладывается в ее представления о романтике. Впрочем, они как раз у нее самые примитивные, почерпнутые из романов и открыток с ангелочками.

Почему такие как Эмма всегда будут несчастливы в браке

Действительно, многие женщины той поры попадали в такую ситуацию. Да и сейчас такое не редкость. И скучно, и грустно, а хочется праздников и фейерверков. Вот бы кто пришел и все это организовал)) И дело не в том, что нельзя было разводиться, а теперь можно. Такое томление часто невозможно удовлетворить ничем.

И здесь я подхожу к главной мысли, которую я хочу сказать об Эмме: она не могла бы жить и действовать по другому. Такой у нее характер, темперамент, психотип. Эмма вообще не для брака и не для семьи.

Вспомним другой пример: мать Татьяны из романа Пушкина "Евгений Онегин":

Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Это другой, противоположный, тип женщин. Они находят счастье в повседневности, в детях, хозяйстве, в саду и огороде) Они крепко стоят на ногах, занимают достойное положение в обществе, и все у них хорошо и правильно. Такие женщины и сейчас в форумах любую проблему комментируют таким образом: "от скуки мается", "вот работай с утра до ночи и никаких депрессий", "я всегда занята, мне не до глупостей".

Изабель Юппер в роли Эммы 1991 г. Одного не понимаю: Флобер сто раз подчеркивает, что у Эммы черные волосы. Почему это никогда не соблюдают в фильмах?
Изабель Юппер в роли Эммы 1991 г. Одного не понимаю: Флобер сто раз подчеркивает, что у Эммы черные волосы. Почему это никогда не соблюдают в фильмах?

Но не всех женщин устраивает подобная "замена счастию". Счастье Эмма понимала как страсть. Да, это порочное представление, ведущее к краху. Но, думаю, она не могла иначе. Флобер прямым текстом пишет, что у Эммы бывали нервные припадки и даже "воспаление мозга", которое похоже просто на сильную нервную болезнь.

Т.е. психика у нее устроена таким образом, что не испытывая сильных эмоций, Эмма просто чахнет, погружается в депрессию, становится апатичной. Может ли она преодолеть свое "устройство"? Сильно сомневаюсь. Видимо, Эмма обречена. Это что-то вроде врожденной болезни. Увы.

Она холодно относится к собственному ребенку, что только подтверждает мою теорию. Эмма - не женщина-мать, она вечная любовница. Да, это не поощряется в обществе, но вот бывает и так. Именно с такими женщинами и происходят всякие трагедии.

-4

Так что конец романа закономерен. Истеричность, импульсивность - и вот уже нет смысла продолжать. Распущенность ли это? Да, в каком-то роде. Но изменить таких людей нельзя. Они живут только сильными эмоциями. Когда их нет, они как зомби, просто существуют. К счастью, я не из таких)) И избегаю таких людей. Но почитать про них интересно.

Есть мнение, что история основана на реальных событиях. Сам же Флобер не делал акцент на этом. Он прямо-таки "болел" текстом. Ему становилось физически плохо, когда он описывал кончину Эммы, он многократно переписывал роман, и в итоге сократил его в 3 раза.

И все же, помимо истории Эммы, в произведении уместились и традиции Франции начала 19 века, и способы лечения, устройство аптеки, будни и праздники. Все это очень интересно и не скучно описано. Стоит лишь приспособиться к ритму текста.

"Мадам Бовари" (именно так на французском) экранизировали множество раз. Я начитала десять с 1933 года. По отзывам лучшая - 1991 года. Планирую посмотреть.

Читали? Смотрели? Что думаете?

Другие классические романы о женских судьбах: