Найти тему
Даниловский краевед

Названия наших деревень. Севастьяново, Кондраково, Голики, Курилово, Свистуново

Оглавление

Согласно архивным документам, земли вокруг села Фёдоровского (село Середа Даниловского района Ярославской области) в конце 16 века состояли в вотчине одной из семей местных землевладельцев. Фамилия у них была Высоцкие. В прошлый раз мы познакомились с одним из представителей этой фамилии, который владел сельцом Дякиным — Матвей Атаманов сын Высоцкий.

Обратите внимание на отчество этого персонажа. Его отца звали Атаман. Слово «атаман» имеет восточные корни, происходит от тюркского слова «ата» — «отец» с личным окончанием «ман» и буквально означает «я – ваш отец». Атаманом в степных, казачьих землях звали предводителя, начальника, старшего в деле.

Это к вопросу, как появились в нашей местности названия деревень с восточными (татарскими) названиями, такими как Курдюмово, Ахматово, Киндерёво и другими. Русские люди допетровской эпохи, особенно хоть сколько-нибудь претендующие на знатность, нередко носили прозвища и клички южного и восточного происхождения.

Ещё одна грамота, касающаяся семьи помещиков Высоцких, датируется 1602 годом, временем правления царя Бориса Годунова. Она проливает свет на раннюю историю ещё нескольких деревень середской округи. Грамотка представляет собой выписку из писцовых книг, на основании которой устанавливается право наследования. Объектом наследства являлись владения другого представителя этого рода – Ивана Высоцкого, по всей видимости родственника Матвея. Иван Высоцкий упоминается и в предыдущем документе 1595 года про Матвея Атаманова и сельцо Дякино:

«...лес ввопче с Ываном да с Михайлом Высотскими ко шти деревням в длину на полверсты, а поперег тож»

На момент написания этой грамоты Ивана Высоцкого уже не было в живых. Вдова его по имени Мавра вступала во владение поместьем.

«1602 г, 25 августа - Отдельная выпись костромского губного старосты Сарыча Шестакова Мавре, вдове Ивана Высоцкого, с детьми Василием и Натальей на поместье мужа в Сотцком и Вятском станах Костромского уезда»

Вотчина этих Высоцких включала в себя следующие деревни: Кондраково, Курилово, Лупачёво на Касти, половина деревни Марьино, деревни Свистуново Большое и Свистуново Меньшое.

«По государеве цареве и великого князя Бориса Фёдоровича всея Русии грамоте и по выписи с книг за приписью государева дияка Ивана Ефанова, костромской губной староста Сарыч Шестаков отделил в Костромском уезде в Сотцком стану в помесье Мавре Иванове жене Высотцкого с сыном с Васильем да з дочерью з девкой Натальицею и с тем, что родит, мужа ее Иванова помесье Высотцкого...»

Савостьяново

Центром этого поместья являлось Севастьяново.

«... мужа её Иванова помесье Высотцкого – усадище сельцо Совостьяново, а в нем двор помещиков»

Сейчас это обычная деревня, которая расположена между Козловым и Середой. Именно здесь в 17 веке находилась усадище (усадьба) этих старорусских феодалов. Во времена Ивана Грозного дома сельских помещиков мало отличались от крестьянских изб. Возможно, были немного повыше, просторнее, украшены резьбою, с высокой горенкой и печью по-белому, что в те времена являлось признаком зажиточности. Усадьба включала многочисленные хозяйственные постройки, амбары, погреба и избы дворовых холопов. Всё это было обнесено крепкой и высокой оградой-тыном.

-2

История усадьбы оказалась не очень долгой. Уже в 18 веке Савостьяново числилась просто деревней в 12 дворов. Сами господа Высоцкие состояли на государственных службах и проживали в основном в городах.

Название Савостьяново происходит от христианского имени Севастьян. В названии отражена полная форма имени. Значит хозяин, основатель деревни, был нехолопского сословия. Скорее всего, он был из тех же Высоцких.

Раньше писалось так, что любого строгого блюстителя правильной грамматики перекосило бы — Савостьяново. Главной задачей древнерусских писцов было не соблюдение правил, а чёткое соответствие тому, как название деревни произносят местные жители. После революции орфографию всё же скорректировали, привели в соответствие исходному имени. Стало Севастьяново.

Кондраково

Вторая деревня Высоцких – Кондрако́во. Неместные и несведущие называют её Кондратково. Но в старых документах она неизменно числится без буквы "т". Здесь та же картина, как и с Савостьяновым. Название записано нестандартно, но зато в полном соответствии с тем, как его произносили жители.

Для христианского имени Кондратий нам больше знаком дериват Кондрат. Название же Кондраково происходит от редкого варианта с на конце – Кондрак. Такая упрощённая форма имени в основе названия сообщает нам о простом крестьянине первооснователе деревни.

Согласно грамоте, в 1602 году деревня уже существовала и видимо давно, так как состояла уже из четырёх дворов, что для тех времён было весьма прилично. При этом в описи указаны хозяева дворов, среди которых примечательны двое, видимо братьев, с необычным, но хорошо нам знакомым отчеством. Их звали Истомка и Троша Голутины.

Починок Голутин (и снова Голики)

И здесь мы снова возвращаемся к деревне с забавным названием Голики́. Деревня эта находится на другом берегу Касти, в семи километрах от Кондракова. Мы уже разбирались ранее с Голиками. Изначально эта деревня называлась Голутино, Голотино или Починок Голутин.

Починок Голутин на карте ПГМ Даниловского уезда 1792 года
Починок Голутин на карте ПГМ Даниловского уезда 1792 года

Фамилия Голутин редко встречается в документах. Поэтому совпадение названия починка с отчеством двух жителей Кондракова выглядят весьма неслучайным.

У нас есть реальные кандидаты на роль основателей деревни Голики. Возможно у этих двух братьев Голутиных был родственник, которому места в Кондракове не нашлось. Пришлось ему уехать на новое место и пахать там починок. Новое поселение получило название по их фамильному отчеству. Может быть это вовсе был отец их по имени Голута (что означает "голый, голота"), что развернулся не на шутку и затеял новое хозяйство на пустых землях своего господина Высоцкого.

По другой версии в основе топонима находится Галута - дериват крестильного имени Галактион.
-4

Память о пахарях-земледельцах Голутиных сохранилась в названии деревеньки Голики.

Курилово

В состав поместья Высоцких входила деревня Кури́лово, расположенная между Середой и Федуриным. В грамоте деревня записана двойным названием: Курдюмово, Курилово тож. Эта запись даёт нам ключ к пониманию происхождения названия Курилово.

«... деревня Курдюмово, Курилово тож, во дворах Савка Федоров, Климко Иванов, Микифорко Оксёнов, Ортомошка Ефимов, Федко Ефимов»
согласно карте Менде в 1857 году в Курилове была ветряная мельница
согласно карте Менде в 1857 году в Курилове была ветряная мельница

В Даниловском уезде таких была два. Второе Курилово находилось на Соти за Шишкиным. Всего в губернии Куриловых было около семи штук разных деревень. Название образовано от прозвища Курило. Это разговорная, просторечная форма. Так шутливо, по-соседски, звали одного из первых поселенцев деревни. У этого крестьянского прозвища есть одна загвоздка.

Табак на Руси между прочим появился только при царе Петре, а это на сотню лет позже рассматриваемого нами первого упоминания деревни Курилово (1602 год). Так что прозвище Курило, хоть и связано с глаголом "курить", но к процессу курения табака отношения не имеет.

-6

На самом деле в древней Руси тоже курили, но другую вредную субстанцию, в основном хлебное вино и самогонку. Курением или точнее винокурением называли процесс перегонки хлебной браги в спирт. К примеру, фамилия Винокур происходит именно от этого процесса. Винокур - человек, занимавшийся изготовлением спиртных напитков.

-7

Так что старое шутейное прозвище Курило - это не про табак, это про кое-что покрепче. Глаголом «курить» иногда называли процесс безудержного хулиганства и буйства. От этого корня происходит слово «набедокурить». Курилкой в северных говорах до сих пор зовут «кутилу и горького пьяницу».

Полное имя у первопоселенца-основателя деревни, судя по первому её названию, было Курдюм. Прозвище Курило – это вероятно местная переработка этого восточного, трудновыговариваемого имени. Взяли первые три буквы и слепили шуточное деревенское погоняло.

Имя Курдюм в свою очередь имеет восточный корень. Тюркская основа исходит от слова "курджун" – переметная сума. Курдюм-курджун это аналог русского слова и прозвища Калита (дорожная кожаная сумка). Имя Курдюм (Курдум) было популярно на Руси, в старых грамотах много вполне русских людей, носящих это имя в качестве главного имени или второго прозвища.

Курдюм Семенович Калитин; Курдюмов Семен, посадский человек, 1638 г., Москва; Щербунов Курдюм Иванов, крестьянин, 1628 г. и т.д.

Был такой и дворянский род Курдюмовых. Возможно Курдюмом звали одного из предков Высоцких. Это имя из того же лексикона, что и Атаман. В более поздние времена, когда татарские имена вывели из употребления, дериват Курило стал происходить и от русского имени Кирило. Вот такие интересные выводы и аналогии даёт нам лингвистический анализ.

Свистуново

В вотчине Высоцких числилась и деревня Свистуново. Как она туда попала не совсем ясно. Выходит так, что это был отдельный, удалённый анклав их владений. От Севастьянова до Свистунова по прямой 12 километров. Судя по описи в начале 17 века Свистуново состояло из двух частей: Большое и Меньшое Свистуновы. В более поздних документах такое разделение отсутствует, но в старых описаниях упоминается, что деревня была «на два посада».

«деревня Свистуново Болшое, а в ней крестьяне во дворах Пятунка Карпов, Ондрюшка Ларионов, Русачко Филиппов, Васка Осипов. Деревня Свистуново Меншое, а в ней крестьяне во дворе Дружинка Калинин да брат его Ондрейко Калинин»

Название Свистуново происходит от такого же лихого, как и Курило, деревенского прозвища Свистун. Вероятно так звали первого пахаря, поднявшего эту деревню.

Но есть и другая, экзотическая версия появления этого ойконима. Дело в том, что у одного из сыновей ярославского князя Романа, основателя города Романова, Ивана Романовича, было невероятно колоритное прозвище «Неблагословенный Свистун». Иван Романович был братом Даниилу Романовичу, предку князей Львовых и одного из предполагаемых основателей города Данилова. Львовы впоследствии всегда ошивались обитали где-то поблизости, так что князь Свистун или его потомки вполне могли быть причастны к местному землевладению.

В старых грамотах можно отыскать ещё более реальных кандидатов на роль первых хозяев, давших имя деревне. В 16 веке упоминается ярославский дворянин Свистунов:

"Дана память... по челобитью князя Шаховского да Еремея Елизарьева сына Свистунова..."
Деревня Свистуново на карте Менде
Деревня Свистуново на карте Менде

Принадлежность деревни Свистуново к владениям Высоцких в Подвязье даёт объяснение давним тесным связям свистуновских и середских семей. Будучи в составе одной вотчины, местные крестьянские семьи обросли семейными связями. Дело в том, что до 19 века межвотчинные браки были крайне затруднительны для крестьян. Невесту старались выбрать хоть и подальше, но всё же из владений своего же помещика. По этой причине середские ездили в Свистуново за невестами и наоборот.

Эти данные подтверждаются воспоминаниями уроженца села Середа Леонида Чирова ("Порвалась цепь великая...", Г. И. Колобенина). Середские посмеивались над свистуновскими за их традиции топить избы по-чёрному и мыться в печах. Деревня была действительно самобытная, патриархальная. Состояла из двадцати домов, среди которых были добротные двухэтажные усадьбы. Почти перед каждым домом – сад. На краю деревни находилась казёнка, где велась продажа водки, на овиннице стояли ветряные мельницы.

Деревню Свистуново прославила семья старообрядцев Румянцевых, о которых можно написать отдельную статью.

***

Земли по рекам Соть и Касть до 18 века числились в составе Костромского уезда. Самым крупным местным землевладельцем была русская православная церковь с митрополитом во главе. Сам митрополит напрямую угодьями не пользовался, а передавал их своим зависимым подданным. На этом было основано феодальное хозяйство.

Часть земель находилась в ведении монастырей, другие земли давались в оклад и поместье подчинённым мелким землевладельцам - «детям боярским». Высоцкие принадлежали к одной из таких семей первых помещиков. Возможно фамилия Высоцких происходит от названия деревни Высокое (Высоково), которых в середской округе можно насчитать сразу четыре штуки. Можно предположить, что деревня, из которой происходят помещики Высоцкие, это Высоково, расположенное рядом с Чурьяковым.

Согласно документу, Мавре Высоцкой по наследству кроме Севастьянова достались немалые земельные угодья, расположенные в Вятской волости. Названия этих пустошей к сожалению никак не ассоциируются напрямую с современными названиями и понять где они находились затруднительно.

«Слободище, Взглядково, Исаково, Злобино, Пустошка, Лызловка, Филино».

Возможно расположение Починка Голутина подсказывает нам, что земли эти находились где-то по берегам речки Киченки. Ещё одно Высоково, расположенное в месте впадения речки Киченки в Касть, тоже возможно имеет связь с фамилией Высоцких.

Заканчивалась грамота следующим наставлением царя Бориса:

«Всем крестьяном, которые в тех деревнях живут, а на пустошах учнут жити, и помещика Мавру с детьми слушали, пашню пахали и доход помещиков платили куда исстари плуг и топор и коса ходили»

Помещики Высоцкие владели этими землями до конца 19 века. Последний из них с такой фамилией - Петр Григорьевич Высоцкий известен тем, что занимал должность председателя Херсонской уездной Земской Управы в 1868 году.

Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!

#Севастьяново #Кондраково #Курилово #Свистуново #Середа #Чировы #Румянцевы #Свистуновские #Высоцкие