Почему я зацепил эту историю, казалось бы, далекую от моря Черного и города-героя Севастополя? На самом деле есть две ниточки личных историй, которые тянутся к полярным конвоям. Ну, во первых, дед мой, после окончания севастопольского училища ВМУ БО им ЛКСМУ написал заявление на Северный флот, и служил на батареях на Кильдине, Рыбачьем, Среднем, в Сеть-Наволоке. Он был командиром 232 батареи 113 Краснознаменного отдельного артиллерийского дивизиона. Потом командовал 210-й батареей.
Бабушка моя родом с Соломбалы, и их сын (мой отец) родился прямо на батарее №232. Какое-то время семья отца жила в Полярном. В нашей семье хранится серебряная ложка, подаренная американским моряком моему отцу на первый зуб. Тогда мы были вместе. Потом политики изменили этот мир, но люди-то остались.
К нам, в Севастополь приезжали ветераны полярных конвоев. Это было (по памяти) в 2015 году (уже после того как Севастополь вернулся в состав России). Моя супруга вела для них экскурсию по 35-й батарее, и было достаточно интересно пообщаться с ними, ибо люди остались прежними. Они по-прежнему, с симпатией относились к нам. Просто потому, что они знали нас не понаслышке. Есть еще одна ниточка, уже со стороны противника.
Мы когда-то писали о красавице «Ангаре», стоявшей в Севастопольской бухте, а ведь это та самая «Hella», на борту которой и разрабатывался план «Rösselsprung». (Перевода у этого слова на самом деле два: «Головоломка» или «Ход конем»). НА тот момент авизо находилось в Тронхейме.
После книги В. Пикуля «Реквием конвою PQ-17» интерес к этой теме возрос, хотя, казалось бы…
Наших кораблей в этом конвое было совсем мало. Суть истории очень проста.
На Московской конференции 29 сентября — 1 октября 1941 года СССР, Великобритания и США достигли соглашения о взаимных поставках. Самые короткие пути поставок в СССР через Чёрное и Балтийское моря были блокированы противником. Оставались только три пути: северный, тихоокеанский и иранский. Относительно безопасным был только тихоокеанский, однако переход по нему занимал 18—20 суток, после чего грузы по железной дороге нужно было везти через всю территорию СССР. Кроме того, после вступления в войну Японии доставкой грузов по этому пути могли заниматься только советские суда, которые, несмотря на нейтралитет СССР, подвергались нападениям японцев. Ещё более длительным был путь через Иран: суда из Нью-Йорка через мыс Доброй Надежды шли 75 суток, затем грузы приходилось везти по территории Ирана и через юг СССР. Самым коротким из доступных был путь из Великобритании вокруг оккупированной немцами Норвегии, составлявший 1800—2000 миль, на преодоление которых требовалось 10—14 суток. Полярные конвои грузились в Исландии и огибая Скандинавские страны достигали СССР.
По договору, в месяц должно было перевозиться порядка 500 тыс. тонн грузов. Из них Советский Союз мог перевезти только 1/5. К тому же Северный флот СССР, состоявший на начало войны из 51 корабля, включая 8 эсминцев и 15 подлодок, имел ограниченные возможности по охране этих судов. Ответственность за организацию конвоев и их непосредственное охранение на всём протяжении маршрута из Исландии в СССР и обратно возлагалась на британское Адмиралтейство. Между британским и советским Северным флотом были поделены зоны ответственности, граница которых проходила в Баренцевом море по меридиану 20° восточной долготы. В своей зоне ответственности флот СССР должен был вести разведку кромки арктического льда, осуществлять блокирование своими подводными лодками выхода надводных кораблей, разведку аэродромов, поиск и уничтожение подводных лодок противника и обеспечивать встречу конвоя.
Караван PQ-17 стартовал из Исландского Залива Хваль-фьорд 27 июня 1942 года. Конвой состоял из 35 транспортов, включая 22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских (танкеры «Донбасс» и «Азербайджан»). С конвоем шли три британских спасательных судна (переоборудованные пассажирские суда) «Зафаран», «Замалек», «Рэтлин» и эскадренный танкер для заправки эскортных кораблей (первоначально это был RFA «Grey Ranger», но из-за его повреждения он был заменён на RFA «Aldersdale» из соединения «Q»). В некоторых источниках упоминается, что с конвоем был запланирован выход 36-го транспорта «Вест Готомска», но из Рейкьявика он не выходил, по всей видимости, из-за проблем с двигателем.Перечень грузов конвоя PQ-17 достаточно интересен: автомобили, шт. 4246, танки, шт. 594, самолёты, шт. 297, прочие грузы, тонн 156492. Фактически оснащение целой армии.
Навстречу ему двигался возвратный конвой QP-13, следовавший с грузами из СССР.
Сложность заключалась в том, что маршрут проходил мимо берегов Норвегии, на аэродромах которой противник сосредоточил разведывательную, торпедоносную и бомбардировочную авиацию из состава 5-го воздушного флота. Кроме того, в норвежских фьордах находились две боевых группы немецких кораблей;
-1-я в составе «Тирпица», «Хиппера» 5-й и 6-й флотилии эсминцев, 3-й флотилии миноносцев. (расположение фьорд Богенбухт)
-2-я в составе «Лютцов», «Шеер» и 8-й флотилии эсминцев.
Мало того, что ремецкая авиация базировалась на территории оккупированной Норвегии, там же в Тройнхеме и Нарвике были базы немецких подлодок атаковавших караваны.
(Силы сторон мы распишем подробнее. Но чуть позже)
PQ-17 — арктический конвой времён Второй мировой войны, ставший известный большими потерями. PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Непосредственное прикрытие конвоя осуществлялось британскими эсминцами, кораблями ПВО, тральщиками и вооружёнными траулерами, находящимися под командованием коммандера Джона Брума. Вблизи конвоя находилось также соединение британских и американских крейсеров под командованием контр-адмирала Луиса Гамильтона. Дальнее прикрытие конвоя осуществляло соединение тяжёлых британских и американских кораблей, в состав которого входили авианосец и два линкора. Германские ВМС провели операцию «Ход конём» (нем. Rösselsprung), целью которой было уничтожение конвоя.
Сама по себе, немецкая операция закончилась неудачей (если смотреть ее замысел и реализацию), но в результате странных действий морского командования англичан, конвой понес тяжелейшие потери.
Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Кроме того, танкер «Азербайджан», повреждённый торпедой, потерял через пробоину часть груза льняного масла, а большая часть груза «Уинстона Сэйлема» была выброшена за борт на Новой Земле.
Казалось бы, в этой истории все предельно ясно и понятно, но есть отдельные интересные моменты.
Например, ряд источников указывает, что, якобы немцы ждали некий абстрактный конвой, который рано или поздно должен был пройти этим путем. В реальности, в документах противника четко и ясно дается информация, что ждали именно PQ17. Более того, они знали график движения. Немцы почти не атаковали QP13, который шел налегке. Они знали о грузе конвоя. Откуда? Тоже интересный вопрос. От агентуры (так пишет противник). Какой? Это отдельная история.
Даже в нашей докладной записке об этом есть данные.
«По агентурным и официальным данным нами выявлено, что формирование и отправка каравана № 17 из Исландии в СССР не являлись секретом для портовых жителей Исландии. Последние были осведомлены о сроке выхода каравана, о количестве грузовых и военных судов и какие грузы отправляются в СССР. Все это позволило немецкой разведке в Исландии своевременно передать необходимые данные о караване и, как факт, за несколько дней до выхода каравана из Исландии, разведкой Северного флота и БВФ в Баренцевом море отмечено появление большого количества подводных лодок и активность разведывательной авиации противника».
Достаточно интересен политический расклад. Интересен взгляд со стороны противника… Смотрим?