На любопытную тему тут обратила внимание в одном из своих постов уважаемая Маргарита Симоньян — весь день хожу, курю, думаю. Напомним: Путин лично распорядился вернуть в школьную программу произведения советских авторов, и это, с одной стороны, очень правильно. А вот с другой — любопытно, что же у нас такое в головах авторов школьной программы творится, если на второй год пусть и необъявленной, но вполне себе глобальной (не хочу пока употреблять слово «мировой») войны даже для таких вот очевидных, казалось бы, вещей им требуется живительный президентский пинок?
Нет, я понимаю, конечно, что еж — птица гордая, не пнешь — не полетит. Но тут уж надо что-то, думаю, решать: либо сам пусть летать учится, либо надо уже начинать пинать так, чтоб долетел хотя бы до Колымы. Что было бы даже в некоторой степени символично и вполне практично: если уж в прекрасной, по мнению любого уважающего себя специалиста, советской литературе подходящего «золота» (просто навскидку: Симонов, Эренбург, Катаев, один из лучших беллетристов за всю историю русской литературы Вениамин Каверин, Твардовский, Шолохов, Тарковский-старший, Федин с его «Голубыми городами», Фадеев с трагическими «Разгромом» и «Молодой гвардией» — да всех просто не перечислишь), достойного его методического внимания, не нашел, то пусть хоть на культовой золотоносной речке попытается. И обществу пользы больше будет, и детям меньше вреда.
Но даже не это тут главное, и думал я, честно говоря, не об этом. О народных сказках.
У меня самого дети уже выросли, повода не было, а Маргарита вот не поленилась и заглянула в хрестоматию своего сына-второклассника. Дальше надо цитировать: «На первом попавшемся месте открыла. Немецкие народные сказки. Вопросы к ним. Перевернула пару страниц. Японские народные сказки. Вопросы к ним. Перевернула пару страниц. Льюис Кэрролл. Отдельные главы. Вопросы к ним». А вот к русским народным сказкам вопросов у составителей нет вообще никаких, потому что они в хрестоматии просто отсутствуют. Что вызывает уже вполне законные вопросы к самим составителям учебного пособия с гордой пометкой «соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».
Да и не только к ним, но и, собственно, к нам ко всем: ситуация-то, в общем, если взглянуть на вопрос немного пошире, довольно обыденная, к сожалению. У нас и само слово «русский» в образованном нашем сословии считалось до недавнего времени чем-то несколько неприличным: я это просто на собственной шкуре прочувствовал, когда имел наглость еще в благословенные и вполне вегетарианские «нулевые» написать роман о субкультуре футбольных фанатов под называнием «Я русский». После чего был намертво исключен из отечественного «литературного процесса» (тут, правда, и слава Богу, потому как в этот «процесс» вступать — менее брезгливо даже в собачье дерьмо случайно на чистой столичной улице).
Да и вообще, когда я в своих статьях об экономике употребляю, к примеру, словосочетание «русский газ» (что, собственно, всего лишь калька с соответствующего определения на английском), заботливые редакторы часто инстинктивно заменяют его на «российский»: так привык, что уже даже и не ругаюсь. Потому как это намертво вбито в головы именно на уровне методологии еще с вызывающих у меня внутреннее содрогание знаменитых ельцинских «дарахих расеян». И редакторы тут, в общем-то, ни при чем.
И вот только не надо говорить о «скудости русского фольклорного материала», а то по распоряжению какой-нибудь Василисы Прекрасной (я тут на Марго даже не намекаю, хотя…) придет какой-нибудь фольклорный Иванушка-дурачок. И так отвесит под бочок, что мало никому не покажется. Или Илья Муромец с печи, наконец, слезет.
Потому как его мощи — а Илья Муромец не только «фольклорный персонаж», но и русский святой — сейчас того и гляди «социально-близкие» наших доморощенных представителей «цивилизованного Запада» из Киево-Печерской лавры выкинут. А из сознания наших детей, что в Киеве, что, увы, в Москве, его пытаются выкинуть уже довольно давно: и правда, зачем русским детям какой-то Илья Муромец, если есть такие прекрасные черепашки-ниндзя, Гарри Поттер и еще какой-нибудь, прости Господи, Спайдермен.
Хотя есть еще пока некоторая надежда, что Илью Муромца призывать все-таки не придется. Не просто же так Путин в своем послании Федеральному собранию — в воюющей так-то стране, на секундочку! — такое внимание уделил именно вопросам образования. И если люди из профильного министерства пока еще так и не поняли, что время воспитания «квалифицированного потребителя» закончилось — «квалифицированные потребители», знаете ли, на танках не ездят, предпочитая велосипедики через Верхний Ларс — то время такое, что им это и без Ильи Муромца смогут, наконец, очень вдумчиво разъяснить.