Найти в Дзене
Техника и жизнь

Модернизация Т-54/55- новые меха могут освежить и старое вино - часть I - Израиль

Tiran-5Sh(Wikipedia.org)
Tiran-5Sh(Wikipedia.org)

Введение

Еще не отгремели последние залы Великой Отечественной Войны, а советские инженеры начали создавать танк, впоследствии названный Т-54(подробнее о нем у меня тут). Вместе с его улучшенным вариантом Т-55(о нем у меня тут же) он стал самым массовым послевоенном танком в мире. Заслужив эпитет – «Калашников в мире танков»[1]. И сейчас он принимает участие во множестве конфликтов по всему земному шару. И поэтому встает вопрос - данный танк создан давно и не нужно ли, тогда, его модернизировать для сохранения его эффективности в боях текущих дней. Этот вопрос многие задавали еще в 80гг. XX века, в том числе и в СССР. Продолжают и сейчас задавать. И ответ порой утвердительный. У него были резервы по модернизации и в 80гг. прошлого столетия, хотя в базовых версиях он уже был тогда сильно устаревшим морально. И остались эти резервы и сейчас. Ниже я расскажу о самых интересных вариантах модернизации этого танка в мире. И за рубежом, и в нашей стране. Я не буду здесь писать о модернизациях, выполненных в ходе серийного производства Т-54/55 и его зарубежных версий. Только о тех, что выполнялись над уже выпущенными ранее танками.

Т-54Б(https://www.vitalykuzmin.net/)
Т-54Б(https://www.vitalykuzmin.net/)

Часть первая – модернизации Т-54/55 в армии Израиля

Одним из первых эти танки стал серьезно модернизировать Израиль. Причина была в обстоятельствах их появления в АОИ (армия обороны Израиля), она же ЦАХАЛ. Большое число таких танков попали к ним как трофеи после «шестидневной войны» в 1967 году. Так же значительная часть их покапала после войны ««Йом-Киппура» (Судного дня) 1971 года, тогда же в Израиль попали трофейные Т-62(о них у меня тут). О котором, впрочем, следует вести отдельных разговор, несмотря на их многие общие черты с Т-55. В том же 1967 году трофейные танки получили получили новые радиостанции и стали называться в случае с Т-54 – Tiran-1, а в случае Т-55 –Tiran-2. В 1969 году модернизацию продолжили - штатные еще советские пулеметы спаренный и зенитный заменили на американские Browning M1919A4 калибра 7,62 мм, причем в части случаев, добавили еще один зенитный такой пулемет, а также поставили Browning М2НВ калибра 12,7мм над стволом орудия. У части машин вооружение дополнили 60мм минометом. Это полезное дополнение для боя в городской местности. Танки Т-54 после этого стали зваться Tiran-4, а Т-55 Tiran-5. Но часть таких танков обоих типов получили еще и новые орудия. Штатное нарезное орудие калибра 100мм(подробнее о нем тут) было заменено 105 мм нарезным орудием L7 разработки Англии (подробнее о нем у меня тут). Смысл был не только в лучшем обеспечении боеприпасами, но в большом могуществе орудия из Англии за счет, как большего калибра, так и большей дульной энергии. Также данные машины получили прицел дальномер и баллистический вычислитель аналогичные американским танкам M60. Такие танки получили в индексе дополнительную буквы «Sh» после цифр. В таком виде они приняли участие в Арабо-израильской войне 1971 года. После войны Судного дня в строй армии Израиля вступили и Т-62, доработанные аналогично и ставшие Tiran-6. Но орудие оставили прежнее. 115 мм гладкоствольное орудие, стоявшее на Т-62, на тот момент превосходило 105 мм орудие L7, и его аналоги из Франции. В 1979 году на вооружение ЦОХАЛ поступили танки Merkava Mk1 (подробнее о них у меня тут), созданные в самом Израиле. И танки старых типов как западных, так и советских стали сниматься с вооружения или переводится из кадровых частей в резервные. Также Израиль стал передавать танки yf базе Т-54/55, так называемой АЮЛ (Армии Южного Ливана), союзниками Израиля с 1976 год по 2000 году в Ливанском конфликте.

Tiran-5Sh(Wikipedia.org)
Tiran-5Sh(Wikipedia.org)

Но Израиль понимал и сохранение экспортных возможностей у части его старых образцов вооружения, особенно в случае их модернизации. В 1984 году был показана на публике «Ti-67s»– кардинальная модернизация Танков Tiran-5S и Tiran-6. Они получили более мощный дизельный двигатель Detroit Diesel 8V-71T в 609 л.с, полуавтоматическую гидромеханическую трансмиссию, электронную систему управления огнем разработки самого Израиля с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем, новый стабилизатор орудия, теплоизоляционный кожух на ствол орудия, новая башенка командира, улучшавшая ему обзор, новые пассивные ночные приборы наблюдения для членов экипажа, штурвал у механика-водителя, вместо рычагов, первую в мире ДЗ(динамическую защиту) «Blazer» и более мелкие улучшения. «Блейзер» первая в мире серийная и принятая на вооружение ДЗ. Хотя мы в СССР впервые в мире еще в годы Великой Отечественной Войны вели работы по ее созданию и уже в конце 40гг. XX века были готовы к созданию ДЗ современного типа. Но до дебюта «Blazer» в 1982 году на израильских танках в Ливане ее всерьез у нас не рассматривали для оснащения танков из-за позиции руководства бронетанковых войск Советской армии. Но большая часть в самом Израиле танков этого семейства была перестроена в первые в мире тяжелые БТР «Achzarit» (подробнее о них у меня тут).

Achzarit(Wikipedia.org)
Achzarit(Wikipedia.org)

Кроме того Израиль осуществлял продажи танков данного семейства за рубеж. Но опыт модернизации советских Т-54/55 и Т-62 не пропал даром для ОПК Израиля и в последствии. Израиль помог в модернизации таких танков и их аналогов производства КНР, Румынии и Югославии в самой КНР(танков «тип 59» - о них у меня подробнее тут), в Словении Т-55 производства бывшей Югославии, в Румынии танков ТР-580 – варианта Т-55 местного производства и во Вьетнаме Т-54/55 и«тип 59». Подробнее об этих модернизациях я расскажу в следующих частях данной статьи. Продолжение следует. Часть II о модернизации Т-54/55 в армии Египта уже опубликована - она здесь.

[1] https://nationalinterest.org/blog/buzz/fire-these-were-most-produced-tanks-human-history-179125

Источники: https://tanknutdave.com/israeli-tiran-tank-series/? ,

https://vestnik-rm.ru/news/oborona-i-bezopasnost/kitajskie-klony-sovetskogo-tanka-t-54-modernizirovalis-pri-pomocshi-izrailya,

Федор Болдырев 2023©

Модернизация - Т-54/55 – часть II – Египет - тут.

Модернизация - Т-54/55 – часть III – Сирия - тут.

Модернизация Т-54/55 – часть IV –Ирак времен Саддама - тут.