Найти тему

Рейс "Надежды" Сидней - Хобарт-98

Начало второго "витка"

Начало смотри здесь

Ноябрь 1997-го года. Работаю это я с апреля в Морском институте Технического университета города Владивостока заведующим лабораторией сварки кафедры сварочного производства. В начале ноября, оказавшись на площади Борцам за власть советов, вижу стоит ошвартованная кормой красавица «Надежда» – последний - пятый в серии - учебный фрегат типа «Мир». А в 1994м году я работал на нем старшим учебным помощником капитана – ну как не зайти не поздороваться! Зашел. Капитан Антонов Владимир Алексеевич – единственный на то время настоящий парусный капитан - радостно встретил меня, как старого боевого товарища по тем парусным походам, усадил в кресло, предложил кофейку.

Вот, говорит, в Австралию посылают на регату Сидней – Хобарт! У меня внутри аж все задрожало. Алексеич, говорю, в 1995 ты в Австралию без меня свалил (я тогда дрова возил в Японию на лесовозе – туда деревянные, оттуда – «железные») и сейчас хочешь меня за бортом оставить? Так я бы взял, но у меня все штаты помощников укомплектованы, разве списать кого. Э нет, говорю, я еще ни по чьим костям не прогуливался. А в палубной команде у тебя нет местечка? Да, говорит, в палубе у меня четырех матросов не хватает. Но ты что, матросом готов идти? Да хоть юнгой, лишь бы парусина над головой хлопала, а что сделать, чтоб не хлопала, мы с тобой знаем и умеем.

Задумался Мастер на секунду, потом говорит: «Ну что ж, раз такое дело, пиши заявление» и подает мне лист бумаги и ручку. Смотрю, на полном серьезе, без дураков готов видеть в палубной команде матроса с дипломом старпома! А заявления писать нас еще в бурсе научили (тогда они рапортами назывались). Мастер пишет внизу: «Ходатайствую, прошу принять для усиления обучения курсантов – стажеров!» И я с этой бумагой должен пойти к ректору Дальневосточной государственной морской академии им. адмирала Г.И.Невельского (ДВГМА).

Пришел домой, сел, задумался и написал ректору обращение. Так мол и так, не откажите принять, имею опыт дальних походов на фрегате "Паллада", опыт кругосветного плавания с участием в Трансатлантической регате, посвященной 500-летию открытия Америки… такой мол я хороший и паруса люблю, могу сгодиться, ведь у «Надежды» это первая регата и сразу такой уровень!

Через несколько дней утром захожу в приемную ректора, а напротив его кабинета открыта дверь в кабинет первого проректора Гаманова, с которым мы в одном яхт-клубе яхтами командуем. Захожу, здороваемся. Что привело, чем обязаны? Я ему молча протягиваю свою писанину – вот, мол, посмотри капитан. Он внимательно прочитал, улыбнулся и говорит: «Вовремя ты, капитан оказался в нужном месте. У нас сейчас проректорское совещание, я твою бумагу ректору и оглашу!» Только далеко не убегай, а то вдруг захочет, чего спросить? Йес, говорю, сэр, сидим ждем и тихо «курим».

Через некоторое время зовут в кабинет ректора, тот привстает, протягивает мне руку и предлагает садиться. А перед этим я, начитавшись Дэйла Карнеги (в который уже раз), обошел знакомых мне проректоров, поговорил, выяснил, как они на меня посмотрят? Они перед ректором и посмотрели: из пятерых присутствующих трое сказали: «Такой моряк на судне нужен, тем более у "Надежды" первая регата!» Тут Седых и говорит: «Неудобно мне вас Леонид Евгеньевич матросом принимать, как-то не солидно это, да и уровень у вас не тот?» Что предложите, товарищи? Товарищи и предложили: «А дублером старшего помощника капитана (СПКМ) пусть идет!» Дублер капитана есть, теперь и у старпома дублер будет!»

Ректор, не задумываясь, в верхнем левом углу пишет: «ОК, в приказ дублером СПКМ Надежды!» Все меня поздравляют и отправляют в отдел кадров (ОК) – куда начальник и отписал.

Раз меня приняли на службу на парусный корабль, то с прежней работы надо как-то быстренько уволиться. На следующий день в 17.00 у ректора Технического Университета Г.П.Турмова как раз был приемный день, и я был удостоен высокой аудиенции. Сижу в приемной, жду своей очереди, а сам себе думаю: «что-то тебя, Лёня по ректорам понесло? Не взлететь бы высоко, чтобы падать было не больно.»

Ну да ладно, пригласили, вошел с заявлением в руках. А кабинет у ректора длинный такой, стол буквой Т и в вершине его сидит Сам! Увидев меня, Турмов медленно поднялся, пожал мне руку и глядя в мои сияющие глаза, ошарашил вопросом:

- Что, Леонид Евгеньевич, море зовет?

- Зовет, говорю Геннадий Петрович, вот подпишите пожалуйста и протягиваю ему заявление.

- А я говорит так и знал, что вы у меня долго не проработаете, куда на этот раз?

- В Австралию, говорю «Надежда» уходит, на регату, самую знаменитую на Тихом Океане, а я, обойдя весь земной шарик, еще в Австралии то и не был. Да и потом, какой же начальник принимает сотрудника на работу первого апреля?

- Как 1 апреля?

- Так вы же приказ о приеме меня начальником лаборатории как раз в тот день и подписали.

Нажимается кнопка селектора: «Начальника отдела кадров ко мне, срочно!» И далее монолог с грозно насупленными бровями: «П…тр Вас…ч, если вы будете подавать мне приказы о приеме сотрудников каждого первого апреля, то скоро университет останется совсем без ученых. Вот пожалуйста – первый уходит. Молчите и слушайте, чтобы я больше вас в этот день не видел».

Заявление, конечно подписал, мы с Геннадием Петровичем были старые добрые знакомые еще когда служили в ТОВВМУ им. С.О.Макарова, где он был моим научным начальником и в начале моей адъюнктуры очень просил не подвести его и успешно защититься. Что я тогда и сделал.

Прихожу это я на корабль, захожу в каюту к Мастеру чтобы доложить результат похода, а он стоит за своим капитанским столом и бумаги перебирает:

- Это в корзину, это на передачу…?

- Не понял, говорю, Алексеевич, что за действо ты творишь?

- В отпуск Ректор отправляет, говорит в прошлой Австралии я много денег потратил на судно.

- Опять говорю, не понял, а кто капитаном пойдет?

- Да вот Кислов и пойдет, он в прошлом рейсе дублером ходил, ректор говорит, что созрел.

- А как же мы без вас то?

- Да как-как, как все – незаменимых, говорят людей не бывает.

Спускаюсь вниз, а у старпома сидят все помощники и обсуждают прилетевшую новость, как гром с ясного неба. Старший учебный помощник рассказывал, как он с Кисловым перегонял пароход в Индию, который продали на «иголки», на металлолом, то есть. И больше, говорит я с ним в море ни ногой, ни рукой и никаким боком. Еще тогда поклялся, еле выдержал до конца рейса. Кто-то еще чего-то нехорошее рассказывал про «ллойдовского» капитана Кислова… Стало как-то грустновато. Как будто парус внутри лопнул.

На шквале не успели убрать старенький фок. (из личного архива автора)
На шквале не успели убрать старенький фок. (из личного архива автора)

Пошел домой, по дороге думаю: и что Лёня дальше? Так радужно все начиналось, так славно все закончилось с назначением, ведь это означало, что по возвращении с рейса я становился старпомом парусного учебного корабля, отпустив друга Вениамина Плохих в плановый длительный отпуск.

Прихожу домой, беру бумагу и перо и пишу очередное заявление (ох сколько уж их за последнюю неделю пришлось написать): «Ректору ДВГМА… Заявление… Прошу перевести меня на должность старшего матроса-инструктора… (без объяснения причины). Дата, подпись». Утром прихожу в ОК, подаю начальнику заявление, он в недоумении смотрит мне в глаза: «Леонид Евгеньевич, вы же вдвое теряете в зарплате, в валюте?» Что мне было ему ответить? Что не за деньгами я на парусный корабль иду и не работать, а служить («Устав службы на судах ММФ). Ведь не поймет же. Одно слово я произнес: «Кислов…» и посмотрев ему в глаза, увидел, что он все понял. Хорошо, говорит, я доложу ректору. И потом в течении всех четырех месяцев рейса я ни разу об этом решении не пожалел.

Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь будет много парусных интересных историй.

Продолжение смотри здесь.