Найти тему
Голос из зала

История про вредного театрального критика и творческую солидарность.

В честь международного дня театра, который был не так давно, хочу рассказать историю, которая в противовес афоризмам о коварстве театрального мира доказывает, что и по ту сторону пыльных кулис бывают случаи благородства и солидарности.

Шарль Дюллен, режиссер и руководитель театра "Ателье".
Шарль Дюллен, режиссер и руководитель театра "Ателье".

Эта история произошла почти сто лет назад. В 1927 году руководители четырех лучших парижских театров - Шарль Дюллен, Луи Жуве, Гастон Бати и Жорж Питоев - подписали соглашение о создании творческого союза, который вошел в историю как "Картель четырех". Его целью была взаимная поддержка их театров, занимающихся поисками новых форм и театральными экспериментами в суровых условиях капитализма. "Картель" просуществовала целых 22 года, и все это время ее участники не только добросовестно выполняли соглашение, но и однажды спасли театр "Ателье" Шарля Дюллена от возможного разорения. А дело было так.

В театре "Ателье" существовало правило - не пускать в зал опоздавших зрителей после начала спектакля. Это правило соблюдалось строго, кем бы ни был этот зритель.

Такие же порядки, кстати, были и у Станиславского в МХТ - таким образом в зрителе воспитывалось уважение к искусству и актерам.

И вот однажды на премьеру спектакля "Птицы" в театре "Ателье" не пустили в зал театрального критика Стровски, который опоздал к началу действия. Критик был обижен, недоволен, оскорблен и решил проучить Дюллена.

Он подговорил своих коллег из парижских газет, чтобы те не печатали афишу театра "Ателье" до тех пор, пока Дюллен публично не извинится перед Стровски.

Для первого это было исключено, потому что означало бы "наступить на горло собственной песне" и отказаться от важных творческих принципов. Но и длительная информационная блокада грозила его театру разорением: в начале XX века газеты были то же самое, что интернет и соцсети сегодня - если тебя там нет, про тебя никто не знает или тебя забывают и на твои спектакли перестают ходить.

Газетные критики во главе со Стровски, наверное, радостно потирали руки в предвкушении победы, когда в газетах было опубликовано открытое письмо остальных участников театральной "Картели" - Луи Жуве, Гастона Бати и Жоржа Питоева.

В письме заявлялось, что в знак солидарности с Дюлленом они не будут предоставлять газетам репертуар своих театров - до тех пор, пока на страницы изданий не вернут театр "Ателье".

Поступок этот был благородным, но рискованным: если бы газеты пошли на принцип, то банкротство грозило бы не одному, а всем четырем театрам.

К счастью, пресса решила не рисковать благосклонностью читателей, которые могли лишиться ценного контента - репертуара четырех самых популярных театров французской столицы. И анонсы театра "Ателье" снова появились на страницах парижских газет.

Эта история доказывает, что, объединяясь и поддерживая друг друга, мы приобретаем гораздо больше, чем при конкурентной борьбе. Можно не только сохранить свой театр и творческие принципы, но даже остаться в истории театра - как Шарль Дюллен, Луи Жуве, Гастон Бати и Жорж Питоев.

Книга про Жоржа Питоева.
Книга про Жоржа Питоева.

P.S. Эту историю я прочитала в книге про Жоржа Питоева, русского и французского актера и режиссера. Жорж вырос в России, здесь же начал заниматься театром, а после переезда в Францию создал свой театр и первым по-настоящему познакомил французского зрителя с пьесами А.Чехова