45,6K подписчиков

​Что такого особенного в знаменитых пейзажах русских художников, из-за чего они признаны безусловными шедеврами?

5,3K прочитали

Пейзажи во все времена привлекали внимание любителей искусства, однако написать обычные виды природы может практически любой художник, окончивший художественное училище и обладающий необходимой техникой. Вот только они годятся в основном лишь для продажи на каких-нибудь художественных развалах, где выставлены ряды однотипных картин, живописующие разнообразные «деревни» — именно так, несколько пренебрежительно отзываются художники, продающие там картины, о своих работах. Мы же поговорим о совсем иных пейзажах, ставших знаковыми для нашей живописи и признанными безусловными шедеврами. Но что в них такого особенного, чем они отличаются от прочих? Постараемся разобраться в этой статье.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Этот картина была признана одним из самых известных русских пейзажей. Казалось бы, ничего примечательного — грязный, уже начинающий таять снег, кривоватые берёзы, серое небо, затянутое тучами, сквозь которого лишь слегка пробивается солнце, невзрачная, совершенно обыденная колокольня и чёрные грачи.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели
Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Но почему же по ней пишут сочинения школьники, а возле картины собираются толпы восторженных зрителей. Возможно, лучший ответ дал Александр Бенуа: «на этой картине не просто написаны грачи, берёзы, вода, снег и воздух — в ней есть душа». А как её для себя открыть и выявить в этой картине? Возможно, всё дело в грачах — они оживляют серый и унылый пейзаж, даруют надежду на скорое начало весны. Ведь не просто так они прилетели из дальних южных стран — значит, уже не будет лютых морозов и суровой непогоды, а скоро природа заиграет всеми красками, нужно просто немного подождать.

Душу человека не видно за внешними атрибутами, сначала смотрим на статус, внешность, поступки, манеру разговаривать и вести себя в обществе и лишь позже, узнав его получше, мы можем почувствовать и душу. И к сожалению, далеко не всегда можно сказать, что она светлая и добрая, но если действительно так, то с таким человеком хочется общаться и дружить, а внешность, богатство и статус тут отходит на второй план.

Эта картина Саврасова о красоте внутренней, потому и яркие внешние атрибуты тут не нужны совершенно, они будут только отвлекать. Зато у каждого русского человека она вызывает щемящее и светлое чувство — нужно просто жить в России, переживать каждый год длинную и нудную зиму, чтобы радоваться приходу весны. Её нужно понять и прочувствовать, но если это получится, то радость от созерцания даже такого унылого пейзажа наверняка будет искренней.

Василий Поленов. Московский дворик

Василий Поленов. Московский дворик. 1878.
Василий Поленов. Московский дворик. 1878.

Если приглядеться внимательно, то с этой картиной явно что-то не то, чего-то явно не хватает. Всё просто — это первоначальный её вариант, каким и создал его Василий Поленов в 1878 году. Тогда он искал квартиру в Москве — просто хотел запечатлеть нетронутые, исконные виды Москвы, для основы какой-либо исторической картины. И в доме, куда он пришёл по объявлению насчёт сдачи квартиры, увидел этот умиротворяющий пейзаж. Сразу же сел и написал его — белокаменную церковь, заборы, зелёную луговину, одноэтажный домик и сарай, словно дело происходит не в столице России, а в какой-либо деревушке. И главное — удивительный яркий солнечный свет, заливающий всё пространство этого дворика, и делающего его по-настоящему уютным.

Возможно, Поленов оставил бы всё так, как есть, но ему нужно было участвовать в выставке передвижников и он предпочёл добавить фигуры людей — детей на переднем плане, женщину с ведром и лошадь, превратив тем самым обычный пейзаж в бытовой жанр.

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Второй вариант
Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Второй вариант

Но главное в той работе не люди, а свет — яркий, светлый, совершенно необычный для русской живописи — тогда, следуя традициям академизма, предпочитали приглушённые цвета. А тут практически импрессионистский свет, когда главное не идея и не глубокий смысл, заложенный в картине, а её художественное воплощение. Кстати, сам Поленов всерьёз к этой картине не относился — так, обычный бытовой пейзаж, родители от него требовали писать картины на исторические или религиозные темы, а не пейзажи, которые тогда считались «низким жанром». Противиться их воле он не хотел и не мог, но искал компромисс — например, писал пейзажи античных развалин.

Василий Поленов. Эрехтейон. Портик кариатид.
Василий Поленов. Эрехтейон. Портик кариатид.

Но иногда брался за «настоящие картины», выполненные добротно, но всё равно их сложно отнести к безусловным шедеврам.

Василий Поленов. Христос и грешница.
Василий Поленов. Христос и грешница.

Поленов остался в памяти потомков именно как автор удивительных, душевных пейзажей и знаменитого «Московского дворика», на не эпохальных исторических или религиозных полотен как, например, Александр Иванов.

Василий Суриков. Вид города Красноярска

А вот Суриков, напротив, воспринимается исключительно как выдающийся автор исторических картин, в частности «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни».

Василий Суриков. Боярыня Морозова
Василий Суриков. Боярыня Морозова

Но когда он бывал в своём родном Красноярске, то, восхищённый красотой природы этого края, писал пейзажи — не для продажи, а для души.

Василий Суриков. Вид города Красноярска.
Василий Суриков. Вид города Красноярска.

А та картина по-настоящему интересна, правда, выявить её особенность не так-то просто. Всё дело в дате — 7 августа 1887 года. Именно в этот день состоялось полное солнечное затмение. Но вот незадача — день был пасмурный и действительно необычной картины не получилось, скорее вечерний пейзаж. Однако тут в большем проигрыше оказались учёные из Москвы, которые специально приехали в Красноярск наблюдать затмение. Тащиться на лошадях и телегах 4 тыс. вёрст впустую — вот это действительно обидно. А место, изображённое на картине, по-своему знаменательное — это Караульная гора, башню на которой наверняка видел каждый на десятирублёвых купюрах.

Исаак Левитан. Золотая осень

Сам Исаак Левитан свою картину Золотая осень откровенно недолюбливал и будь его воля, спрятал в самый дальний чулан, а не послал на выставку.

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895.
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895.

Но картина яркая и красочная, осень там поистине золотая, написана в момент наивысшей красоты, когда листья окрасились пурпуром, но ещё не опали, а солнце осветило их особенно ярко. Левитан использовал яркие жёлтые, но однообразные цвета, без полутонов и написанные широкими мазками. Однако с сочетанием синих приглушённых цветов реки и неба деревья выделяются особенно ярко и создают удивительное ощущение контраста. Картина очень выразительна, Левитану удалось показать самую суть осени, сочетание холодных невзрачных пред зимних тонов неба и реки и яркого буйства красок деревьев.

Но при этом он был ей откровенно недоволен, считал слишком грубой и аляповатой.  В итоге Левитан написал второй вариант картины, который его полностью устраивал.

​Исаак Левитан. Золотая осень (второй вариант). 1895
​Исаак Левитан. Золотая осень (второй вариант). 1895

Но вот незадача, простым зрителям первоначальный вариант наверняка нравится больше, да и известен он куда лучше.

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

Ищете где купить оригинальные произведения искусства или уникальные товары ручной работы? artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.