Александр Иванов (1806–1858) — русский художник, чьё имя ассоциируется с одной главной картиной — «Явление Христа народу». Двадцать лет напряжённой работы, огромное полотно длиной 7,4 метра и высотой в 5,4 метра, отдельный зал для экспозиции в Третьяковке. Эту картину видели, наверное, все любители живописи, кто хоть раз был в Третьяковке — безучастно пройти мимо неё невозможно.
Не было в русской живописи столь монументальных полотен, написанных с подобной тщательностью и вниманием к деталям. Впрочем, Иванов написал и другие картины — например, портрет Гоголя, и даже этюды в стиле НЮ, практически впервые в русской живописи среди русских художников — до этого как-то не принято было писать подобные «срамные» картинки. Академист Генрих Семирадский тут скорее исключение, да и рисовать он начал с 1865 года, уже после смерти Иванова.
Впрочем, все работы Иванова, по сути дела, являлись лишь подготовкой и этюдами к главному делу в жизни — написание «Явление Христа народу». Об этой картине мы и поговорим.
Сорок квадратных метров холста, великолепно проработанная композиция, реалистичные позы и жесты изображённых на ней персонажей — зачастую на картинах художников-академистов они были напыщенными и театральными. Даже сам Иванов не избежал в своих ранних работах подобного впечатления, как, например, на картине «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина».
Но всё это было для самого Иванова напрасным. Титанический труд, дело всей жизни, всё это не принесло результаты, на которые рассчитывал художник. Почему так, давайте разбираться.
На картине Иванов изобразил один из ключевых моментов из Библии — Иоанн Креститель указывает собравшимся людям на идущего к ним Иисуса Христа. И вот как изобразить реакцию совершенно разных людей на первую встречу с Иисусом Христом? Очень интересная и важная задача, для любого верующего человека и большого художника, именно поэтому Иванов так тщательно подошёл к этой работе.
Некоторые искренне радуются и надеются на лучшее — ведь не случайно Иудеи ждали новую мессию сотни лет. Но не все — некоторые относятся к приходу Иисуса с большим сомнением, жили и до него неплохо, зачем нам новый Мессия?
А для суровых бородатых священнослужителей так и вообще приход Христа нежелателен. Всё дело в обычной конкуренции за умы и души верующих, а в особенности за их доходы. Это Христос нёс слово Божие искренне и правдиво, но собравшиеся на него посмотреть священнослужители вряд ли были такими бессребрениками.
Людей на картине изображено немало, чувства их противоречивые и многогранные, каждый нарисованный человек — это личность, со своей историей и ясно выраженными эмоциями. И вот в этом уникальном для середины XIX века творческом подходе были скрытые камни. Дело в том, что раньше все картины были написаны преимущественно в стиле академизма, а это не слишком яркая цветовая гамма на картине и главное — чётко прописанные роли для нескольких главных персонажей. Остальные идут фоном, толпой — художнику незачем изображать для каждого второстепенного персонажа его уникальную эмоцию. Так было проще и для художников и зрителей. Да и картины, при всей их тщательности прорисовки обычно выполняли чисто декоративную функцию — они должны были красиво и богато смотреться на стене во дворце или в доме обеспеченного господина, а не выставляться напоказ для тысяч зрителей в музеях и поднимать какие-то глубокие вопросы.
Потому и рисовали, в основном, библейские сюжеты и сцены из мифов на фоне пышной средиземноморской природы. И уж тем более, картины не должны показывать момент здесь и сейчас как на работах, появившихся в последней трети XIX века импрессионистов, в частности, Эдгара Дега, Клода Моне и многих других выдающихся художников. Публика была консервативна, ей подобный творческий подход был чужд. Слишком много цветов и эмоций, слишком сложное полотно для восприятия. Видно, что художник очень старался — но зачем?
Однако сам Иванов прошёл во время работы над этой картиной огромный творческий путь. Вот одна из его ранних работ — «Явление Христа Марии Магдалине». Разве можно её сравнить с его главным шедевром?
А ещё в картине «Явление Христа народу» много всевозможных загадок. Например, почему у улыбающегося раба на картине лицо с зеленоватым оттенком? Ну как-то не верится, что у Иванова не хватило краски или он допустил небрежность в полотне, которое писал 20 лет.
Есть несколько версий, одна из них — лица рабов, чтобы они не убежали, красили зелёной краской, которая очень плохо смывается. И у сбежавшего раба есть два пути — или идти к ближайшему водоёму и там тратить время на смывание краски, рискуя в любой момент быть схваченным, или идти к людям с явным знаком принадлежности к рабам. В общем, выбор невесёлый. Хотя есть ещё версия — Иванов использовал краски, которые вступили в реакцию с друг-другом и дали такой неприятный результат. Но тогда возникает вопрос - почему только четко на лице?
И вопросы на этом не заканчиваются. Почему юноша выходит сухим из воды? Не видно, что кожа на нём влажная. Почему римляне в шлёмах, но без оружия. Почему многие босиком, но ноги идеально чистые? Всё же в этой картине много условностей от академизма, но так было положено. Нарисуй Иванов картину слишком уж новаторскую, её могли бы и не купить за запрашиваемую художником сумму — 15 тыс. рублей. Именно столько художник рассчитывал получить от российского императора Александра второго.
Можно заметить, старик за юношей одет в набедренную повязку серого цвета, а в воде отражается красная. Впрочем, есть тому объяснение из Библии: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю.» Исаия 1:18.
А сам Иванов искренне верил, что его полотно поможет людям очиститься духовно, стать лучше. Именно поэтому он столько времени над ним работал, уделял запредельное внимание деталям. Возможно, главная проблема этой картины в том, что несмотря на огромное число интересных деталей и фрагментов, они не создают общее цельное, законченное впечатление, столько характерное для истинных шедевров.
Иванов это уже понял. Шедевра, способного духовно обогатить людей не получилось. Он охладел к работе, стал писать акварели на библейские темы.
Но потом задумал поехать на Ближний Восток. Для поездки были нужны деньги и Иванов решает продать полотно в России. Картину купил император за чуть меньшую сумму, на которую рассчитывал художник — 13 тысяч рублей. Вот только Иванов заболел холерой и умер. Деньги были переданы его семье. Картина так и осталась несколько незавершённой, и свои цели, на которые Иванов рассчитывал, по крайней мере, в XIX веке не выполнила. Однако никто сейчас нам не мешает ей искренне восхищаться.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.