"Я читала одну такую историю, сюжет плохо помню, но там школьница влюбляется, тоже беременеет в 16 лет. Её избранник женится на ней, она рожает ребёнка начинается быт и в конце она смотрит из окна на своих беззаботных подруг-школьниц и рассказ заканчивается фразой :" А юность прошла мимо". По лексике помню, что рассказ самодельный". - написала в комментариях к статье "Девчонки пишут про любовь" читательница Наталья Бутенина.
Был такой рассказ! В сборнике девичьего фольклора С. Борисова он называется "Фараон" - и записан он аж в 5 вариантах. И с точки зрения истории нравов он очень интересен.
Оля (она же - Марина) живёт в 7 (17-этажном) доме в центре города. В последний день весны она, включив магнитофон, выходит на балкон.
Она почувствовала, что на нее кто-то смотрит пристальным взглядом. Она осмотрелась по сторонам и вдруг увидела у магазина очень симпатичного парня, ему было 19 лет. У него была своя компания, которую все боялись, и потому она старалась не встречаться с ними. Она поняла, что на нее смотрел он.
Эпоха дефицита! Почти в каждом варианте описание одежды Фараона - и непременно упоминание тёртых фирменных штанов. И крестика:
Он был одет по последней моде. На нем были потертые джинсы, расстегнутая рубашка, и из-под воротника поблескивал крестик
Или вот так:
Он был в джинсах и розовой рубахе, из-под расстегнутого воротника тускло блестел крестик.
Фараон привлекателен: " У него были красивые глаза, алые губы, черные курчавые волосы". (Кажется, девочка писала портрет Фараона с Александра Сергеевича Пушкина). Только вот компания у Фараона не самая приличная - он хулиган, собирается с товарищами в подъездах, играет на гитаре, пьёт вино, плохо обращается с девушками, которые "всё ему позволяют".
Оля-Марина тоже общепризнанная красавица:
Марина была красивой девушкой. Её отец — директор завода. Мать — заведующая в институте. Марина была у них единственная дочь. Войдя в комнату, она задумалась. Она знала что нравится многим парням, в том числе и «Фараону».
Иногда красота описывается подробнее:
Марина была самой красивой девушкой в их доме. У нее были русые пышные волосы, большие голубые глаза и правильная фигура. Отец Марины был директором завода, а мать — заведующей институтом.
Социальное происхождение упорно подчеркивается - и характеризует Олю-Марину:
Марина была красивая, она была похожа на испанку. У нее были синие глаза, пушистые волосы, красивый нос и алые, правильной формы, губы, стройная фигурка. Отец Марины был не очень старый, работал директором завода. Мать — в институте зав. кафедрой. Марина была у них одна, поэтому ей все дозволялось. Несмотря на ее 15 лет, она очень хорошо одевалась.
А дальше идет совершенно мутная история, которую сейчас без содрогания читать невозможно. Фараон начинает преследовать Олю-Марину. Девушка возвращается домой поздно "т.к. задержалась на уборке класса". Фараон со своей гоп-компанией останавливает её:
Он бережно взял ее за плечи. «Как тебя зовут?» — спросил он, прижимая ее к себе и пытаясь расстегнуть пуговицы на форме, чтобы насладиться упругостью ее груди. Марина оттолкнула его от себя и ударила по щеке. «Я с пьяными не разговариваю», — сказала она и быстро побежала в школу. Она позвонила отцу, чтобы он приехал за ней. «Фараон» стоял во дворе школы, вскоре приехал отец, и они уехали.
«Фараон» был зол. Он знал, что эта девчонка не такая как все те, которые шляются по подъездам. «Фараон» был один сын у родителей, и ему позволяли все. Кое-как он закончил 10 классов и устроился на работу. Ему было 18 лет. Все его боялись, как огня. Он знал, что нравится девчонкам, и пользовался этим. И вдруг какая-то девчонка 15 лет дала ему отпор. Он поклялся, что она будет его.
Прошла осень. Марина не забывала этот случай. Старалась не встречаться с «Фараоном». Наступила зима. Однажды Марина пошла на каток. Она вышла на лед, тихо поехала по краю, и вдруг кто-то обхватил ее за талию. Она оглянулась и увидела «Фараона». Марина убрала его руку. Он поехал рядом и вдруг сказал: «Марина, можно взять тебя за руку?» Она протянула руку. Они поехали молча. Он не знал, как разговаривать с ней.
На катке и произошло знакомство - Фараона звали Сергей (Виктор, Виталий, Вадим -лучше пусть остается Фараоном). Девушка и "первый городской хулиган" начинают встречаться. Родители, конечно, ничего не знают.
...Кто не помнит этого новогоднего предчувствия праздника, ожидания чего-то особенного? Готовились, обсуждали платья, мечтали о новых туфельках, и ждали, ждали, что "тот самый мальчик" пригласит на медленный танец а может быть даже предложит дружбу... Особенное время - Новый год! Время сакральное, время Перехода...
Подошел Новый год. В школе устраивался бал-маскарад. Всем разрешалось пригласить своих друзей. Марина пригласила Виктора. На вечер она одела белое платье, облегающее фигуру. Ее черные пышные волосы падали на плечи. На ногах у нее были модные, под цвет платья, туфельки-лодочки на низеньком каблуке с ремешками на кнопочках. Все 10-классники обращали на Марину внимание, но она ждала Витю. Он пришел после начала, минут через 10. И они пошли танцевать. Виктор очень близко прижал к себе Марину и как-то странно смотрел ей в глаза.
Ну, тут девчонки давали волю фантазии - кому-то белое платье показалось слишком простым и скромным:
На празднике Марина была в красном платье с вырезом, который открывал ее грудь и шею. Оно обтягивало ее стройную фигуру до полубедер, а дальше шло все из мелких клиньев. В черных волосах розочка и 2 хризантемы. «Фараон» никогда не видел ее такой красивой.
А дальше героиня оказывается у Фараона дома. В одном случае он крадет у неё ключ от её квартиры (а родители уехали на дачу!), в другом - запирает дверь своей квартиры... Молодые люди вместе смотрят телевизор и пьют вино. Девушка пьянеет, и Фараон предлагает ей лечь в спальне родителей. Более того - в одном из вариантов парень подсыпает жертве снотворное. Коварство и любовь - романтичная и опасная смесь!
Сцена "падения" (или соблазнения, а по факту - насилия) описывается туманно:
Оля пошла, разделась, легла спать. Через некоторое время в комнату вошел Вадим. Склонившись над ней, он стал целовать ее. Она долго сопротивлялась, а потом уснула, ничего не понимая. Утром она проснулась, увидела в постели Фараона. Она ужасно испугалась, оделась и пошла домой.
Девчонки не очень представляют "как всё было" и пытаются фантазировать по мере сил:
Потом Марина пошла спать в спальню родителей, а он в свою. Примерно через час она проснулась от жгучего поцелуя. Марина увидела, что Сергей наклонился над ней. Глаза его были нахальны. Она выгнала его из комнаты и заснула крепким сном. Вдруг что-то кольнуло внизу живота. Она потеряла сознание, и больше ничего не помнила. Утром все было как в тумане. Она оделась. Сергей старался не смотреть ей в глаза. Марина чувствовала, что все стало иначе.
Развязка была неизбежна - девчонки твёрдо знали, что "от ЭТОГО" случаются дети.
Потом она не стала ходить в школу, так как все знали, что она ждет ребенка. Через три месяца Ольга почувствовала расстройство желудка и решила обратиться к врачу. При осмотре врач спросил адрес, чтобы сообщить родителям. Придя домой, она увидела грустные лица родителей. Когда Оля вошла в комнату, на нее набросился отец и спросил:
— Как зовут этого паразита?
Оля ничего не ответила и ушла к себе в комнату. Отец не пошел за ней. Через неделю Оля увидела Вадима, он позвал ее к себе, они зашли к нему домой, и он ей сказал:
— Может не надо его?
Оля заплакала, выбежала в подъезд и закричала:
— Нет, нет, надо! Ребенок будет мой, слышишь?
Родители поддерживают девушку. Однажды, придя к Фараону, героиня видит на вешалке женский плащ "и всё понимает". А Фараон по глупости отвечает на вопрос "Кто там?" зашедшей по какой-то надобности однокласснице что "ничего особенного, так, одна ошиблась". Оля-Марина не может простить измену...
О беременности Оли-Марины узнают родители Фараона, уговаривают их помириться - но всё напрасно.
Теперь Марине было 16 лет. Она многое поняла за это время.
Время идет, и вот уже пора рожать:
Марину увезли в больницу. Каждый день ей приносили цветы. Один раз она спросила:
— От кого эти цветы?
Ей ответили, что их приносит муж. Марина сказала, что у нее нет мужа. Сестра сказала, что цветы приносит красивый парень. Через несколько дней Марина родила сына. Сестра спросила:
— Сказать ему сразу или потом?
— Как хотите.
Сестра вышла и сказала, что родился сын. Потом он стал проситься, чтобы его пропустили к ней.
Через несколько дней по улице шла необычная семья: впереди шел высокий парень, рядом молодая девушка, две машины, в одной — родители Виктора, в другой — Марины. Когда они приехали домой, в комнате Виктора стояла двуспальная кровать, а рядом детская кроватка. Марина поняла, что детство прошло, началась семейная жизнь. А ведь у нее не было девичьей весны и даже настоящей любви.
Эта двуспальная кровать в финале утверждается неизбежно и незыблемо в каждом из вариантов. Мораль требовала "прикрытия греха". Родители обоих "молодых" в последние недели перед рождением ребенка часто встречаются - и, видимо, находят общий язык.
Фараон раскаялся - и в некоторых вариантах даже на какое-то время уезжает на стройку, то ли пытаясь убежать от себя, то ли чтобы заработать денег для будущей семьи.
В общем-то, Олю-Марину никто и не спрашивает. А она не очень-то и сопротивляется. "Что воля, что неволя, - всё одно". И создается ощущение, что из роддома Оля-Марина шествует под конвоем из родителей, заключивших альянс и Фараона, который когда-то решил, что "она будет моей".
А я вот теперь думаю - сколько в этом рассказе фантазий, а сколько описания реального случая из разряда "это было с одной десятиклассницей из соседней школы"?
Как написала та же читательница:
У нас в классе одна девочка таки забеременела после 8 класса. Её парень был на несколько лет старше. Физически она была очень развитой, выглядела взрослой. Им через горисполком разрешили официальный брак. Потом она доучивалась в торговом училище и, затем, работала в магазине. Я это к чему пишу. Мы с ней встретились в магазине, когда я институт заканчивала, перекинулись несколькими фразами и на мой вопрос как она живёт. Она ответила практически как в том рассказе:
"Ну живём.., можно сказать уже нажилась. Надоело все. А юность прошла мимо."
А в рассказах сквозит уверенность, что брак - это конец жизни. Не будет незабываемых студенческих лет, дальних походов, спорта, интересной и увлекательной жизни, юношеской дружбы... А будет ребенок, муж, с которым не сложилось не то что любви - нормальных отношений, стирка и кастрюльки, и, конечно, та самая двуспальная кровать...
Благодарю НАТАЛЬЮ БУТЕНИНУ за тему!
Рассказы "Фараон" и "Юность прошла мимо", собранные фольклористом Сергеем Борисовым и изданные в сборнике "Рукописный девичий рассказ", ОГИ, 2004г., пересказала для вас как всегда, искренне Ваша - Умная Эльза.
Ещё о рукописных рассказах - здесь: