ЖЕНЩИНА - самка, у которой есть МУЖЧИНА;
МУЖЧИНА - самец, у которого есть ДЕНЬГИ.
Люди -- это те же животные, утверждает наука этология, которая более 40 лет за ними наблюдает. Человек так долго относился к фауне, что в его поведении намертво закрепились определенные механизмы. Оказывается, многие наши современные несчастья – от этого.
Наглость – второе счастье
Человек приобрел современный облик и стал по-настоящему разумным всего лишь 30--40 тыс. лет назад, и только 5--7 тыс. лет длится историческая эпоха. Между тем эволюция приматов началась где-то около 20--30 миллионов (!) лет назад, а такие важные инстинкты, как подчинение стадной иерархии, вообще существуют едва ли не столько же, сколько существует жизнь.
Поэтому поверим этологам – за столь короткую эволюцию инстинкты не могли исчезнуть. Более того, инстинкты не спрашивают, может ли человек без них обойтись. Они просто включаются, когда сочтут нужным.
Иногда мы, рассуждая о поведении человека, не можем его объяснить. А первобытный примат понял бы его отлично! Но в современных условиях, далеких от первобытных, инстинктивное поведение далеко не всегда адекватно. Потому мы так часто и недоумеваем, почему свирепый начальник сильнее всего боится свою жену, и как зла и слепа бывает любовь...
Первое, что утверждает этология о животном вида homo sapiens , -- что это животное стайное. Или стадное, как кому больше нравится. Мир этих в чем-то, может быть, и разумных существ иерархичен. И каждый участник имеет в этой иерархии свой ранг, который принято обозначать греческими буквами: альфа, бета, гамма… омега. Ранг – признак врожденный и передающийся по наследству. Высокоранговых детей легко определить уже в первые месяцы жизни: пока остальные спят или негромко вякают, напоминая мамам о своем существовании, будущие альфы и беты во всю глотку требуют себе лучшей жизни. Опоздали с кормежкой на две минуты – крик, мокрый памперс – истошный вопль, отошли от коляски – скандал.
У животных этот самый врожденный ранг иногда виден непосредственно – больше щетинок у осы, выше гребень петуха и т. п. Но нет ни одного вида, где бы ранг определялся только физической силой. Даже у мышей, не самых, понимаете, организованных существ, физическая сила лишь позволяет избежать низших мест в иерархии. Но высших мест она не гарантирует. И чем выше развито существо, тем слабее связь ранга с мускулами.
Решающим признаком рангового потенциала является УВЕРЕННОСТЬ в своем превосходстве – независимо от того, подкреплена она какими-то особыми достоинствами или нет.
Уверенность одного человека зачастую просто гипнотизирует другого (да и его самого), будь то уверенность студента перед экзаменатором, водителя перед полицейским, гуру перед верующим, и прочее и прочее... Правильно, хоть и не научно, будет сказать, что ранг проявляется СИЛОЙ НАГЛОСТИ.
Каждый из нас бывал свидетелем перепалок в транспорте между кондуктором и каким-нибудь бомжом, не желающим брать билет. Иногда у кондуктора получается, и бомж платит или выходит на следующей остановке. Иногда – нет. Если врожденный ранг «зайца» существенно выше ранга кондуктора, то он ничего не может с ним поделать, более того, выглядит просто жалко, несмотря на свое служебное положение. Этот безбилетник излучает настолько глубокую уверенность в своей победе, что какая-то мистическая сила заставляет кондуктора отступить. На рассудочном уровне кондуктор полагает за лучшее не связываться с таким... Для высокорангового приемлем конфликт такой напряженности, какая у низкорангового вызывает крайний дискомфорт.
Однако как существо разумное, человек своих детенышей воспитывает. И этим воспитанием их ранг может существенно изменить – и понизить, и повысить. Если маленького тирана, о котором шла речь выше, пороть как сидорову козу до полного послушания, его ранг снизится драматически. Если же тихого омегу хвалить, учить и подбадривать, возможно, ему удастся накопить кое-какую пробивную силу. Но возможности воспитания не стоит преувеличивать: фактический ранг на 2/3 обусловлен с рождения и только на 1/3 -- условиями роста. У какого-то конкретного человека это соотношение может быть другим, но в целом так.
Автор: Ирина Коваленко
Информация взята из книги Анатолия Протопопова "Трактат о любви"
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Ирина Коваленко (с) "Лилит"