Найти в Дзене
Тайные знания Лилит

"Когда её крестили, у священника вспыхнула ряса". Необычная юность Елены Блаватской

источник фото: ru.wikipedia.org
источник фото: ru.wikipedia.org

Елена Блаватская – личность совершенно невероятная и по нашим временам, а уж тем более для XIX века. Она объездила весь мир, открыла Западу философские учения Индии и Тибета, задумалась о неведомом, рассказала о тайном.

Впервые этот текст был опубликован в нашем журнале в 2016 году
Впервые этот текст был опубликован в нашем журнале в 2016 году

Аристократка по праву рождения

С предками и родней Елене Блаватской повезло. Родилась она в очень знатной семье, представителям которой были свойственны широта взглядов и терпимость к чудачествам других. Поэтому ее дед, тайный статский советник Андрей Фадеев, женатый на княжне Елене Долгорукой, не возражал, когда его старшая и любимая дочка, тоже Леночка, увлеклась сочинительством романов и в 16 лет вздумала выйти замуж за артиллерийского офицера Петра Гана из рода наследных макленбургских принцев фон Роттенштерн-Ган. Отцу очень хотелось отказать нахалу и придержать красавицу при себе хоть пару лет. Но раз любовь – ладно, пусть выходит.

Елена Андреевна, мать Блаватской, чувствовала, что судьбой ей отведен недолгий век, и спешила жить. Странствовала с мужем по гарнизонам, писала великолепные романы – великий критик Добролюбов называл ее «русской Жорж Санд», родила троих детей – двух девочек и сына. Когда крестили старшую, Леночку, у священника от свечи вдруг вспыхнула ряса. И малышка прошла крещение не только водой, но и огнем, чем впоследствии объясняли ее невероятную пылкость. Мама учила ее иностранным языкам, литературе, игре на фортепиано, а воспитывали ее солдаты – калмыки, татары, украинцы, русские. Они научили ее скакать верхом по-мужски, по-степному – без седла и поводьев. Отчаянная, хорошенькая, с громадными голубыми глазами, она была любимицей гарнизона и дочерью полка.

Леле не было двенадцати, когда мать умерла от чахотки. Незадолго до кончины Елена Андреевна произнесла пророческие слова: «Может, оно и к лучшему, что я умираю: по крайней мере, мне не придется мучиться, видя горькую участь Елены! Я совершенно уверена, что доля ее будет не женской, что ей придется много страдать». После ее смерти бабушка по материнской линии забрала Лелю к себе в дом, однако странствия девочки продолжались, так как дед ее был государственным служащим, а не помещиком, и назначения получал в разные города России.

Необычный дар

Леля всегда жила в двух мирах, в нашем и в другом, который теперь называют тонким. Она целые дни проводила в библиотеке деда, любителя книг и охотника, среди книг и чучел разных животных. Часами читала приключения и мистику, потом забиралась на спину белого тюленя, собирала вокруг себя всех усадебных детей и рассказывала его истории. Ей было достаточно одного прикосновения к шкуре тюленя, чтобы увидеть картины сказочного прошлого. Дети слушали девочку как зачарованные. И были готовы идти за ней на край света, чтобы спасать белых тюленей от злых чудовищ и охотников.

А потом Леля носилась верхом по окрестностям. Однажды лошадь, на которой она брала препятствие, вдруг понесла. Девочка не удержалась в седле, запуталась ногой в стременах. Но не упала – некая невидимая сила подхватила ее и удерживала на весу, что со стороны выглядело совершенно невероятно. Коня остановили. И Леля рассказала перепуганным близким, что поддерживал ее парящий в воздухе индус в белом тюрбане, которого она часто видела перед собою внутренним взором.

И отец, и бабушка, и вся родня восприняли ее объяснение всерьез. В то время одновременно с расцветом науки и техники пришла мода на мистику. Они всегда идут рука об руку, во все времена – жизнь любит равновесие. И каждый второй знакомый Фадеевых то в масонской ложе состоял, то магией и спиритизмом баловался.

«Странный» брак

К 16 годам Леля перечитала все мистические издания в домашней библиотеке. В Тифлисе она познакомилась с молодым князем Александром Голицыным. Он состоял в масонской ложе, изучал индуизм и буддизм. И был очарован необычной молодой девушкой. В юности Леля была очень хороша собой: громадные сияющие глаза, темные брови, изящный пухлый ротик, рыжеватые вьющиеся волосы. Князь собирался в Египет, чтобы приникнуть к истокам древних верований, и предложил ей сбежать из дома вместе с ним. Леля ответила, что не хочет от него зависеть. И намерена все увидеть сама. Впечатленный ее серьезностью Александр дал ей адреса своих каирских друзей и уехал.

В голову Леле пришел простой план: выйти замуж за мужчину-подкаблучника и вовсю пользоваться правами взрослой дамы, в том числе и правом на путешествия одной. В качестве жениха 17-летняя Елена выбрала 38-летнего чиновника Блаватского. Тихого, скучного, смирного. Отец и бабушка с дедом были удивлены – при своей знатности она могла составить куда лучшую партию. Но решили, что брак страстную девушку утихомирит. И пообещали жениху продвижение по службе, чтобы подтянуть его статус до уровня невесты. Сыграли свадьбу. И Леля Ган превратилась в Елену Блаватскую.

Елена провела в браке три месяца, но осталась девицей. Она не подпускала мужа к себе и уговаривала отпустить ее домой. Муж на девственность жены не посягал, к родным ее не отправлял, считал, что «дурь девичья» со времени пройдет и секс случится. И тогда девица попросту удрала от него к бабушке с дедушкой. Она умоляла не возвращать ее мужу и угрожала в противном случае самоубийством. Елену решили отправить к отцу в Одессу. По дороге она сбежала от присматривавших за нею слуг и уплыла на пароходе в Турцию.

Продолжение ЗДЕСЬ

Галина Панц-Зайцева

(с) "Лилит"