Найти тему

Искусство Древнего Египта: скульптура Древнего царства

Здесь мы поговорили об архитектуре Древнего царства. А сейчас перейдем к скульптуре, которая, как и все остальное в Древнем Египте, была подчинена архитектуре.

Заупокойный культ продолжает оказывать значительное влияние на всю культуру египтян и во многом формирует подходы к скульптурным произведениям. Здесь требуется портретное сходство, спокойствие, равновесие и устойчивость, фигуры должны устанавливаться фронтально, а образ - быть торжественным и величавым.

В первую очередь скульптура создавалась как часть убранства матсаба и играла строго определенную роль - изображать усопшего. Чаще всего это были представители высших сословий и, конечно же, фараоны. Скульптуры не были круговыми - спиной они были прислонены к плоскости стены или блока, таким образом выступая частью архитектурного ансамбля.

Вне зависимости от позы, в которой изображалась фигура, она была симметричной, строго уравновешенной, что мы видим в искусстве Древнего Египта в целом.

Очень интересна сама технология изготовления скульптуры. Как правило, основой служил прямоугольный блок камня (известняка, алебастра, песчаника, гранита и др.), на который наносилась сетка с графами. Эта сетка в последствии помогала переносить рисунок, и только после этого вырубалась сама фигура, обрабатывались детали, и в конце статуя шлифовалась и полировалась. Именно благодаря данной технологии мы до сих пор даже в готовых произведениях можем видеть некую прямоугольность и угловатость. Это, в свою очередь, продолжает работать на руку общности, объединяя архитектуру и скульптуру в общие ансамбли.

Что по канонам?

Как мы поняли (я очень надеюсь, так-то уже давно пора), в скульптуре все у египтян канонично. Устоялись особые требования, отличающиеся для изображений мужчин и женщин. Так, фигура стоящего прямо мужчины изображалась с выдвинутой вперед левой ногой, руки могли быть опущены вдоль тела или опираться на посох. Женская фигура, в свою очередь, стоит с сомкнутыми ногами, правая рука спокойно опущена, а левая лежит спереди на талии. Если речь идет о парной семейной скульптуре, то тут жена могла дать волю рукам и обнимать одной из них мужа за талию.

Если фигуры сидят, то располагаются также фронтально, ноги близко сдвинуты или буквально сомкнуты. Руки часто лежат на коленях. В каноне нет места случайностям!

Зато в нем есть место культу фараона. Действительно, фигуры фараонов и вельмож всегда изображаются очень торжественными, массивными, подчеркивается мощь и физическая сила. Детали обобщаются или вовсе отбрасываются, все второстепенное игнорируется. Промежутки между конечностями и телом чаще всего оставались невысеченными. Это придавала итоговому произведению еще большую монолитность и весомость.

Статуи окрашивались охрой. Мужская кожа - красно-коричневой, а женская - светло-желтой. Одежда преимущественно покрывалась белой краской, а волосы - черной. Глаза для поддержания образа величия и богоподобности инкрустировали светлым и темным камнем.

А теперь примеры

Статуя фараона Джосера, выполненная из известняка, изображает правителя в парадном парике, поверх которого лежит особый платок, подчеркивающий царский сан. Все объемы изображены очень и очень обобщенно, благодаря чему статуя смотрится особо монументально, буквально источает ауру величия и незыблемости власти.

Статуя фараона Джосера, 28 в. до н.э. Известняк
Статуя фараона Джосера, 28 в. до н.э. Известняк

Статуя фараона Хефрена производит подобное впечатление. Фигура монарха изображена приземистой и могучей, символизирует силу и мощь его власти, которую фараон будто бы держит в сомкнутом кулаке правой руки. На лице - легкая удовлетворенная улыбка.

Статуя фараона Хефрена, 28 в. до н.э. Диорит
Статуя фараона Хефрена, 28 в. до н.э. Диорит

Статуя фараона Микерина также является великолепным образчиком скульптуры Древнего царства. В от предыдущих скульптур, эта не одинока - фараон изображен в компании богини Хатор и богини родового нома монарха. Художник ставит мужскую фигуру в центр, как бы подчеркивая его превосходство. Не забывает он подчеркнуть это и одеждой - она делает Микерина будто бы выше спутниц. Богини тут выступают только покровительницами, даже родственницами, они призваны сопровождать власть царя и помогать ее укреплению. Скульптурная группа, что важно, объединена своей основой - в качестве фона выступает каменная плита, из которой и были высечены фигуры.

Статуя Микерина, 27 в. до н.э. Шифер
Статуя Микерина, 27 в. до н.э. Шифер

Но стоит отметить, что подобной роскошью отличались не только фараонские статуи, но и изображения их родни, ближайших вельмож, в общем всякого рода знати. Зато в таких скульптурах было больше портретного сходства, потому что художник не стремился изобразить их идеальными и мог отобразить действительность такой, какая она есть.

Например, семейный скульптурный ансамбль - статуи Рахотепа (сын императора Снофру) и его супруги Нофрет. Фигуры изображены крепкими, полными здоровья и сил. Супруги сидят на строгих кубообразных тронах, чьи спинки очень выгодно оттеняют устойчивые, спокойные, равновесные фигуры. Лица супругов полны одновременно спокойствия и серьезности, глаза инкрустированы камнями и широко раскрыты, взгляд направлен вперед и вверх.

Статуя Рахотепа и Нефрет, 28 в. до н.э. Известняк
Статуя Рахотепа и Нефрет, 28 в. до н.э. Известняк

Необычным примером можно назвать статую зодчего Хемиуна, внука фараона Снофру. Фигура эта, как и все вышеперечисленные, полна достоинства и величавости. Художник явно хотел передать сходство максимально: двойной подбородок, крупное обрюзгшее тело со складками жира, округлое полное лицо делают портрет очень характерным и конкретным.

Статуя зодчего Хемиуна, 28 в. до н.э. Известняк
Статуя зодчего Хемиуна, 28 в. до н.э. Известняк

Говоря о скульптуре, нельзя не упомянуть и мелкую пластику - в мастабы знати часто закладывались небольшие скульптурные изображения слуг, каждый из которых делал свое дело. Это было необходимо для сытой и комфортной загробной жизни, чтобы слуги и дальше выполняли свою работу по уходу за важной птицей. Мелкая пластика также следовала общему канону и принципу обобщения, единственное отличие было в символичности движений, ведь они передавали конкретные производственные задачи того или иного слуги.

Статуэтка слуги, приготовляющего муку, 25 в. до н.э.
Статуэтка слуги, приготовляющего муку, 25 в. до н.э.

Подведем итоги

Итак, что мы имеем? Скульптура эпохи Древнего царства - это про канон. Разумеется. Позы спокойны, устойчивы и монументальны, лица не выражают эмоций - только покой и уверенность. При этом лицо может одновременно быть идеализированным и передавать индивидуальные особенности. Глаза в большинстве своем инкрустированы, что делает лицо выразительным и в какой-то степени божественным. Декоративная раскраска скульптуры также подчеркивает монументальность форм и приземистость пропорций, их плоскостность.

Спасибо за ваше время, движемся вперед к рельефам и росписям)