Сегодня мой рассказ про выставку, которая сейчас проходит в галерее «Центр искусств. Москва».
Название организаторы взяли из сказанного Казимиром Малевичем: «Творить значит жить, вечно создавать новое и новое». И для экспозиции были подобраны картины его современников, выполненные в первой трети XX века. Все представленные работы из частных коллекций, и поэтому выставка динамичная, одни произведения возвращаются владельцам, а их место занимают другие.
Как я поняла замысел устроителей экспозиции, это желание показать творческие поиски живописцев и многообразие направлений в искусстве начала XX века.
Предлагаю прогуляться по экспозиции и посмотреть, чем жило русское искусство того периода.
Что интересно, сам Малевич, известный как авангардист и основоположник супрематизма, на выставке представлен импрессионистическим пейзажем. Оказывается, он начинал как импрессионист и в конце жизни вновь вернулся к этому стилю. Так организаторы продемонстрировали его творческую эволюцию и живописное опровержение высказывания Малевича, что «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой».
В этом же стиле написан «Ночной бульвар в Париже» выдающимся русским импрессионистом Константином Коровиным. После революции 1917 года художник жил в эмиграции в Париже и в 20-е годы часто обращался в своем творчестве к видам французской столицы. По мнению Александра Головина он так изображал Париж, что мало кто «из французов мог бы конкурировать с ним».
При внимательном рассмотрении можно увидеть характерные для Коровина крупные отдельные «импрессионистские» мазки.
Другой художник, творивший во Париже, но значительно менее известный – Николай Тархов. Он начинал работать в мастерской Константина Коровина, но во время поездки во Францию так увлекся импрессионизмом, что с 1899 года перебирается в Париж навсегда. Мне его «Белые лилии» очень напомнили «Ирисы» Ван Гога.
Интересна яркая работа Филиппа Малявина «Смех». Картина с подобным названием была его дипломной работой в 1899 году и вызвала скандал в Академии. Также известен эскиз к этой картине. Возможно, именно он представлен на выставке, но тогда год указан ошибочно, или существует более поздний вариант работы.
Но в любом случае, картина очень запоминается своей неуемной энергией. А приглядевшись поближе, можно удивиться, какими огромными мазками написан фон.
И совсем другое настроение у романтичного портрета Александра Богомазова, на котором он изобразил свою будущую жену Ванду. Картина в нежных голубых тонах была написан в самом начале их знакомства.
Александр Богомазов, будущий авангардист, портрет своей возлюбленной написал короткими мазками светлой краски. Он тоже начинал с импрессионизма.
Ещё один трогательный и нежный портрет в светлых тонах демонстрируется на выставке. Это работа другого авангардного портретиста – Бориса Григорьева. Помните его портрет Рахманинова? А в этот раз он с большой любовью запечатлел своего сына Кирилла.
А вот творчество Александра Яковлева представлено ярким колоритным портретом немолодого рыбака с острова Пор-Кро.
Есть на выставке и пейзажи. Например, очень интересная манера письма у Григория Глюкмана – он использовал приемы старых мастеров и писал на деревянных досках.
И даже обозначены силуэты мужчин.
А в пейзаже Николая Рериха огромное небо и низкий горизонт создают ощущение необъятного пространства и свободы гор Тибета.
Городской пейзаж ещё одного авангардиста Ильи Машкова отличается яркой цветовой палитрой и экспрессией. Машков не покинул Россию после революции, а наоборот, стоял у истоков соцреализма.
А Константин Юон, будущий народный художник СССР, в начале XX века путешествовал по старинным городам России. И в экспозиции мы видим одну из его картин, написанных в Троице-Сергиевой лавре.
Живописец вспоминал: «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах…»
Если при помощи телефона увеличить фрагмент картины, то мы уже не увидим, как у Саврасова прорисованные лица людей. Ученики Репина и Серова искали свой стиль в искусстве.
Петров-Водкин представлен на выставке ранней своей работой «Демон». Картина написана в период, когда художник увлекался символизмом и восхищался творчеством Врубеля: «Врубель был нашей эпохой. Он один из первых вывел рисунок из его академической условности и обогатил его средства. Пробел от А. Иванова до нас заполнился, История искусства начиналась нами уже не с Рафаэля, а с Египта».
Также на выставке сразу две интересные работы Бориса Кустодиева, так непохожие на его «Купчиху» и «Ярмарку». Первая – это пейзаж из заграничной поездки на лечение.
А второе полотно рассказывает о праздничном катании в колясках по ночному Петербургу. Как сильно отличается оно от его зимних «катаний на санях».
Творчество Сергея Виноградова, мастера импрессионистского пейзажа, на выставке представлено одним и его немногочисленных натюрмортов. Это вариант его поздней работы, изображающей букет полевых цветов в кувшине. Ромашки, васильки, клевер и колокольчики – ностальгическое воспоминание о родине. Очень хочется в это верить.
И в завершение – огромный индийский ковер, который украшает выставочный зал. Это уникальное произведения искусства из натурального шелка и шерсти ручной работы демонстрирует нам картину Василия Кандинского «Аккомпанемент». Такое музыкальное сопровождение от мастера авангардного искусства.
Хочу сказать, что я не являюсь большой поклонницей авангарда. Но выставка мне очень понравилась. Организаторам удалось продемонстрировать настроения художественного мира начала XX века и стремление живописцев той эпохи, как сказал Малевич «создавать новое и новое».
Напишите, нравится ли вам творчество художников времен Малевича. И кто из них вам наиболее интересен.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы детально изучать картины, знакомиться с «неизвестным» и удивляться разнообразию изобразительного искусства.