Найти в Дзене

Шедевры Саврасова, которые не встретишь в музеях

Совершенно неожиданные эмоции и впечатления ждали меня на выставке, организованной Коллекцiонеръ Клубом совместно с галерейным центром «АРТЕФАКТ». Выставка. Алексей Саврасов. Шедевры из частных собраний В зале представлены почти три десятка живописных произведения и три графические работы. Уникальность выставки заключается в том, что все они из частных собраний, а значит увидеть их достаточно сложно. А как анонсировали организаторы, многие картины впервые стали доступны для публичного просмотра. Алексей Кондратьевич Саврасов является основоположником лирического направления в русском пейзаже. Но большинство из нас при упоминании имени Саврасова вспоминает лишь его знаменитую «Грачи прилетели» (1871). Её считают вершиной творчества художника, про неё было написано много восторженных отзывов, и П.М. Третьяков приобрел ее для своей галереи сразу после первой выставки Передвижников, где она имела большой успех. Сюжет картины настолько понравился зрителю, что Саврасовым было создано ещё нес

Совершенно неожиданные эмоции и впечатления ждали меня на выставке, организованной Коллекцiонеръ Клубом совместно с галерейным центром «АРТЕФАКТ».

Выставка. Алексей Саврасов. Шедевры из частных собраний

В зале представлены почти три десятка живописных произведения и три графические работы. Уникальность выставки заключается в том, что все они из частных собраний, а значит увидеть их достаточно сложно. А как анонсировали организаторы, многие картины впервые стали доступны для публичного просмотра.

-2

Алексей Кондратьевич Саврасов является основоположником лирического направления в русском пейзаже. Но большинство из нас при упоминании имени Саврасова вспоминает лишь его знаменитую «Грачи прилетели» (1871). Её считают вершиной творчества художника, про неё было написано много восторженных отзывов, и П.М. Третьяков приобрел ее для своей галереи сразу после первой выставки Передвижников, где она имела большой успех.

Сюжет картины настолько понравился зрителю, что Саврасовым было создано ещё несколько вариантов-повторений знаменитой картины.

 Саврасов А.К., Грачи прилетели (версия). Последняя четв. XIX века. Частное собрание. Санкт-Петербург
Саврасов А.К., Грачи прилетели (версия). Последняя четв. XIX века. Частное собрание. Санкт-Петербург

Так и на выставке в галерее «АРТЕФАКТ» был представлен один из её вариантов.

В экспозиции можно встретить картины, отражающие все периоды творчества художника: и ранний романтический, и период расцвета, и кризисный период последних лет жизни.

Саврасов А.К., Ночь на Волге, 1884, Частное собрание. Москва (слева) /  Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру, 1852, Частное собрание. Санкт-Петербург (справа)
Саврасов А.К., Ночь на Волге, 1884, Частное собрание. Москва (слева) / Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру, 1852, Частное собрание. Санкт-Петербург (справа)

Произведения на выставке сопровождаются цитатами критиков и художников того времени. А надо сказать, что многие известные художники – это ученики Саврасова.

-5

Ведь он преподавал 25 лет в Московском училище живописи, в котором и сам когда-то учился. У него обучались прекрасные пейзажисты: И.И. Левитан, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, Л.Л. Каменев, С.И. Светославский и другие. Они оставили очень светлые воспоминания о своем педагоге. Так Константин Коровин писал: «Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды, и говорили друг другу, указывая, - «это не прочувствовано», «мало чувства», «надо чувствовать», - все говорили про чувства».

Саврасов А.К., Теплый вечер, 1882, Собрание С. Степанова
Саврасов А.К., Теплый вечер, 1882, Собрание С. Степанова

Бывает живописная проза или поэзия, бывает поэтичная проза. А у Саврасова необыкновенно легкая поэтичная живопись. Не буду повторять слова критиков о его редком даре увидеть и передать красоту в простом и обыденном, предлагаю просто взглянуть на некоторые полотна с выставки.

Саврасов А.К., Церковь на берегу реки, Конец 1880-х – начало 1890-х, Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Церковь на берегу реки, Конец 1880-х – начало 1890-х, Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Оттепель. Ярославль, 1874, Собрание А. Лебедевой
Саврасов А.К., Оттепель. Ярославль, 1874, Собрание А. Лебедевой
Саврасов А.К., Зимний пейзаж, Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Зимний пейзаж, Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Зимний пейзаж, 1870-е, Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Зимний пейзаж, 1870-е, Частное собрание. Москва

Ещё один зимний пейзаж, который должен был называться «Снегири прилетели».

Фрагмент картины «Зимний пейзаж», 1870-е
Фрагмент картины «Зимний пейзаж», 1870-е

Это те самые снегири из зимнего пейзажа.

Дело в том, что, когда любуешься пейзажами Алексея Кондратьевича Саврасова, хочется не просто подойти поближе, чтобы получше рассмотреть все детали, а возникает желание буквально проникнуть внутрь картины.

Тогда берешь телефон и начинаешь приближать.

И тут случается небольшое чудо.

Так на картине «Пейзаж со стадом у реки» это не просто стадо, а коровы и овцы с головами, рогами и даже со своим настроением.

Саврасов А.К., Пейзаж со стадом у реки,1874. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Пейзаж со стадом у реки,1874. Частное собрание. Москва
Фрагмент картины  «Пейзаж со стадом у реки»,1874.
Фрагмент картины «Пейзаж со стадом у реки»,1874.

А на раннем пейзаже «Рыбаки. Берег Днепра» действительно в лодке есть рыбак и снасти.

Саврасов А.К., Рыбаки. Берег Днепра,1859. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Рыбаки. Берег Днепра,1859. Частное собрание. Москва
Фрагмент картины «Рыбаки. Берег Днепра», 1859
Фрагмент картины «Рыбаки. Берег Днепра», 1859

Оказывается, на картине «Деревья на закате у реки» деревья вовсе не одиноки, люди там тоже есть.

Саврасов А.К., Деревья на закате у реки,1850-е. Собрание Л. Агафоновой
Саврасов А.К., Деревья на закате у реки,1850-е. Собрание Л. Агафоновой
Фрагмент картины  «Деревья на закате у реки»
Фрагмент картины «Деревья на закате у реки»

И «Дорога близ Волги» не пуста, но тут у крестьян можно увидеть даже выражение лиц.

Саврасов А.К., Дорога близ Волги,1880-е. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Дорога близ Волги,1880-е. Частное собрание. Москва
Фрагмент картины «Дорога близ Волги»
Фрагмент картины «Дорога близ Волги»

На картине «Пейзаж (Волга. Спуск)» есть и деревенька на пригорке, и шикарный закат, но так и хочется подсмотреть, кто там греется у костра на берегу. И вот приближаем и видим, что там сидит старик в шляпе.

Саврасов А.К., Пейзаж (Волга. Спуск), Последняя четв. XIX века. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Пейзаж (Волга. Спуск), Последняя четв. XIX века. Частное собрание. Москва
Фрагмент картины «Пейзаж (Волга. Спуск)»
Фрагмент картины «Пейзаж (Волга. Спуск)»

Конечно, сосны являются главным героем полотна с названием «Сосны», но до чего же хороша виднеющаяся вдали белокаменная церковь.

Саврасов А.К., Сосны, Конец XIX века. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Сосны, Конец XIX века. Частное собрание. Москва
Фрагмент картины «Сосны»
Фрагмент картины «Сосны»

И в картине «Пикник» тоже на переднем плане лес, но если увеличить изображение, то можно разобрать и стол с самоваром, и юбку с оборками.

Саврасов А.К., Пикник, Конец XIX века. Собрание Е. Манукян
Саврасов А.К., Пикник, Конец XIX века. Собрание Е. Манукян
Фрагмент картины «Пикник»
Фрагмент картины «Пикник»

Без сомнения, Алексей Саврасов – настоящий художник чувства и талантливейший пейзажист. Недаром, Исаак Левитан вспоминал о нём так: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Но то, как тщательно он прорабатывал мельчайшие детали, действительно поражает.

Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов

Мой Телеграм-канал - https://t.me/svetavlii