Совершенно неожиданные эмоции и впечатления ждали меня на выставке, организованной Коллекцiонеръ Клубом совместно с галерейным центром «АРТЕФАКТ».
Выставка. Алексей Саврасов. Шедевры из частных собраний
В зале представлены почти три десятка живописных произведения и три графические работы. Уникальность выставки заключается в том, что все они из частных собраний, а значит увидеть их достаточно сложно. А как анонсировали организаторы, многие картины впервые стали доступны для публичного просмотра.
Алексей Кондратьевич Саврасов является основоположником лирического направления в русском пейзаже. Но большинство из нас при упоминании имени Саврасова вспоминает лишь его знаменитую «Грачи прилетели» (1871). Её считают вершиной творчества художника, про неё было написано много восторженных отзывов, и П.М. Третьяков приобрел ее для своей галереи сразу после первой выставки Передвижников, где она имела большой успех.
Сюжет картины настолько понравился зрителю, что Саврасовым было создано ещё несколько вариантов-повторений знаменитой картины.
Так и на выставке в галерее «АРТЕФАКТ» был представлен один из её вариантов.
В экспозиции можно встретить картины, отражающие все периоды творчества художника: и ранний романтический, и период расцвета, и кризисный период последних лет жизни.
Произведения на выставке сопровождаются цитатами критиков и художников того времени. А надо сказать, что многие известные художники – это ученики Саврасова.
Ведь он преподавал 25 лет в Московском училище живописи, в котором и сам когда-то учился. У него обучались прекрасные пейзажисты: И.И. Левитан, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, Л.Л. Каменев, С.И. Светославский и другие. Они оставили очень светлые воспоминания о своем педагоге. Так Константин Коровин писал: «Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды, и говорили друг другу, указывая, - «это не прочувствовано», «мало чувства», «надо чувствовать», - все говорили про чувства».
Бывает живописная проза или поэзия, бывает поэтичная проза. А у Саврасова необыкновенно легкая поэтичная живопись. Не буду повторять слова критиков о его редком даре увидеть и передать красоту в простом и обыденном, предлагаю просто взглянуть на некоторые полотна с выставки.
Ещё один зимний пейзаж, который должен был называться «Снегири прилетели».
Это те самые снегири из зимнего пейзажа.
Дело в том, что, когда любуешься пейзажами Алексея Кондратьевича Саврасова, хочется не просто подойти поближе, чтобы получше рассмотреть все детали, а возникает желание буквально проникнуть внутрь картины.
Тогда берешь телефон и начинаешь приближать.
И тут случается небольшое чудо.
Так на картине «Пейзаж со стадом у реки» это не просто стадо, а коровы и овцы с головами, рогами и даже со своим настроением.
А на раннем пейзаже «Рыбаки. Берег Днепра» действительно в лодке есть рыбак и снасти.
Оказывается, на картине «Деревья на закате у реки» деревья вовсе не одиноки, люди там тоже есть.
И «Дорога близ Волги» не пуста, но тут у крестьян можно увидеть даже выражение лиц.
На картине «Пейзаж (Волга. Спуск)» есть и деревенька на пригорке, и шикарный закат, но так и хочется подсмотреть, кто там греется у костра на берегу. И вот приближаем и видим, что там сидит старик в шляпе.
Конечно, сосны являются главным героем полотна с названием «Сосны», но до чего же хороша виднеющаяся вдали белокаменная церковь.
И в картине «Пикник» тоже на переднем плане лес, но если увеличить изображение, то можно разобрать и стол с самоваром, и юбку с оборками.
Без сомнения, Алексей Саврасов – настоящий художник чувства и талантливейший пейзажист. Недаром, Исаак Левитан вспоминал о нём так: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Но то, как тщательно он прорабатывал мельчайшие детали, действительно поражает.
Мой Телеграм-канал - https://t.me/svetavlii