За дымящей промзоной Алмалыка, что в 40 километрах от Ташкента, маршрутка уходит в пожухлую степь, а по холмам мелькает сетчатые забор и высокие пограничные вышки. До границы с ненавистным тогдашнему (я ездил ещё при Каримове) узбекскому руководству Таджикистаном на самом деле ещё пара километров, но рубежи начинаются здесь - там дальше минные поля. У одинокого городища маршрутка свернула с основной дороги и завезла нас на буквально вкливиающуюся в граничную линию одинокую тёмную рощу Кирккиз-булак:
Это одна из столь характерных для Средней Азии святынь "внутреннего пользования", наглядно показывающих, как именно туристы произошли от паломников - здесь этот переход в самом разгаре. Могилы святых да места то героических, то благочестивых легенд, куда люди ездят по выходным всей семьёй, и помолившись, садятся на пикник, для которого их уже ждут дастарханы да печи.
Киргизы в названии не при чём: "кирк киз" означает "сорок дев". Эта странная легенда кочуют по всей Средней Азии тут и там: о неком царе или святом, у которого было 40 дочерей, и когда в их страну пришёл непобедимый враг, девушки держали последний рубеж обороны и либо все до единой погибли, либо чудесным образом видоизменились, став деревьями, скалами, ручьями...
Здесь сорок дев хотя бы не были амазонками, а просто купались в этом озере, и когда в рощу вошли враги - девы обратитлись в рыб, чтобы спастись от бесчестия. Что стоит за этим образом - кажется, толком никто и не знает, а в конкретных местах он мог появляться и случайно: например, был здесь просто Киз-булак (Девичий ключ), за множество струй ставший ещё и "кирк-", или наоборот - был здесь просто Кирк-булак (Сорок ключей), за живительность и чистоту воды ставших "-киз-".
В священной роще есть пещера, или вернее овражек с гротом:
Над рощей - чудом уцелевший воинский памятник, возможно переехавший из какого-нибудь кишлака, где на его место установили типовую Скорбящую мать:
Наше появление никого здесь не удивило (хотя вообще-то сюда и местные-то русские не особо ходят), а вот эта женщина в платке показала красивейшие места рощи. Суть здешней святыни мне подскзалаи, лишь когда пост уже был написан, а местным не хватало знания русского языка, чтобы объяснить что-то более-менее подробно. Да и не факт, что они сами знают, почему это место - святое. Если бы в единственной на многие километры вокруг тенистой роще у чистой холодной воды не было красивой легенды, её бы стоило придумать - райский уголок на пороге промышленного ада.
Над источниками к пограничному забору поднимается склон, где деревья повязаны ленточками:
Что-то связано, определённо, с вот этими деревцами - уже издалека, идя по дороге в сторону города, мы видели около них молящихся. На соседних сопках - редкие могилы, оставшиеся от древнего кладбища... а за забором минные поля и стреляют без предупреждения.