Танки отлично зарекомендовали себя со времен Первой Мировой войны. С той поры многие крупные и не очень страны активно работали в этом направлении, создавая все более и более совершенные танки. Танк ценился за относительно хорошую защищенность от пуль и снарядов (не всех и не все), огневую мощь – пушка и пулеметы. Но был один из главных недостаток – малая мобильность бронированной машины.
Самостоятельно танки, конечно, могли передвигаться, но на небольшие расстояния. Прожорливость танковых двигателей и их низкий моторесурс из-за огромной массы. Так что для переброски танков к передовой использовался (и используется) преимущественно железная дорога. Но это тоже не быстро. И в СССР придумали летающий танк.
Собственно, сам танк, а это был легкий танк Т-60 (о танке мы рассказали в отдельной статье), использовался только в качестве фюзеляжа планера разового применения, который и предложил сделать Олег Константинович Антонов. Кроме фюзеляжа, ходовая часть танка должна была служить и в качестве шасси «самолета».
Правда, планер А-40 (КТ - "крылья танка")предназначался не для доставки танков к линии фронта, а для заброса в тыл врага, в качестве поддержки десанта либо для партизанских отрядов. Что также было заманчиво – десант и партизаны с танками, пусть и легкими.
Планер с танком должен был буксироваться тяжелым бомбардировщиком ТБ-3 либо ДБ-3Ф, при подлете осуществлялась расцепка, и планер снижался и садился на небольшую площадку. После посадки и сброса деталей планера (крыльев и хвостового оперения), танк был готов к бою.
Проект понравился военным, и в конце 1941 года Антонов получил задание на создание «летающего танка». И уже в начале 1942 года, всего за две недели, были готовы чертежи и схемы планера. К лету построили первый образец.
Планер получился в длину 12,06 метров, размах крыльев – 18 метров. Двухбалочное хвостовое оперение по схеме биплана.
Для первого испытания танк максимально облегчили, доведя его массу до 5800 кг, вес вместе с планером составил 7804 кг. Испытания проводились осенью 1942 года, правда, по другой версии – 1943 года. Танк «пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Сергей Николаевич Антохин, командиром ТБ-3 – П.А. Еремеев.
Бомбардировщик с «довеском» поднялся успешно, но поскольку танк с планером не имел обтекателей и солидно весил, самолет смог подняться лишь на высоту 40 метров со скоростью 140 км/ч. При этом двигатели ТБ-3 работали на пределе и стали перегреваться.
И в районе аэродрома Быково командир ТБ-3 вынужден был отцепить планер. Антохин успешно посадил летающий танк. Что произошло далее, описал советский историк Шунков:
«Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома».
После чего Анохина задержали красноармейцы, ведь ожидалась посадка в Раменском. Далее прибыла спасательная команда Летно-Испытательного Института и вопрос решился.
Тем не менее, этот полет стал первым и последним. Для осуществления полета на дальние дистанции требовался более мощный самолет-буксир, типа Пе-8. Но Пе-8 было мало, а шла война, так что проект был закрыт. А жаль, идея-то хорошая.