Найти в Дзене

Эффект развязки

Оглавление

«Узелок завяжется, узелок развяжется...» Короче, в предыдущей статье речь шла о завязке в художественном произведении, а в этой поговорим о развязке. Это очень важный элемент произведения, и если автору неинтересно писать по плану, то он, приближаясь к финалу, может столько навязать-наплести, что распутать всё это непросто. Вот в ход и идёт универсальное средство (не только от головы) — топор. Обрубили все переплетения, и получился скомканный конец, а то и вовсе открытый финал, мол, читатель умный, пусть сам додумывает. А конец, как известно, всему делу венец.

Что же такое развязка

Это элемент структуры художественного произведения, где завершаются все его сюжетные линии. Так как в основе сюжета должен быть конфликт, и сюжетная линия тоже строится на этой же основе, то в завязке происходит разрешение конфликта. В идеале, если к моменту развязки все сюжетные линии (и основная, и второстепенные) сходятся как бы в одной точке и разрешение конфликта у них общее, ну или взаимосвязанное.

Как прозвучало в предыдущей статье, основой конфликта, ключевым моментом начала раскручивания сюжета, его спусковым крючком является завязка. По мере развития сюжета конфликт накапливается. В психологии отношений есть такое понятие «аккумуляция конфликта», когда он как снежный ком катится с вершины горы, становясь всё объёмнее . Вот развязка — это не только момент разрешения конфликта (он может разрешиться и в кульминации), развязка — это итог всего: и конфликта, и развития героев, и развития событий. Герои приходят к своей цели или к окончательному провалу.

Хорошая развязка — она какая?

Главное в хорошей развязке — логичность. То есть она должна завершать сюжетную линию в соответствии с событиями, описанными автором, в соответствии с расстановкой сил, характерами героев. Например, персонаж проявил себя как трусливый лентяй, а когда автор захотел закончить произведение, герой со всеми разобрался и влюбил в себя самую красивую девушку. Это пример не самого логичного завершения произведения.

 Художник Леонид Баринов
Художник Леонид Баринов

То есть развязка, как элемент произведения, должна менее всего зависеть от произвола автора. А иногда в книге складывается такая безвыходная ситуация, в которой герой ну никак не может остаться в живых. Но он остаётся назло всякому здравому смыслу, потому что автор так захотел. Я не призываю убивать главных героев, сама не люблю такие финалы. Я призываю не создавать для героя безвыходной ситуации.

Кроме этого основного критерия правильной развязки, есть и другие.

  • В хорошей развязке происходит преображение героя, переворот в его судьбе, возможно, некое прозрение, переосмысление своего отношения к миру.
  • Развязка завершает борьбу противоречий, так или иначе, разрешает конфликт. Даже если герой терпит поражение, то это тоже разрешение конфликта. Но не обязательно финал. Об этом чуть позже.
  • Хорошая развязка всегда эмоционально насыщенная, когда читателю хочется сначала плакать, потом смеяться, снова переживать и радоваться. Вот чем круче этот коктейль, тем эффектнее развязка.
  • Разрешая конфликт, она предполагает победу одной стороны над другой, пусть это даже не явная победа, а лишь только шаг к ней.

Вообще, эффект развязки тесно связан с логикой всего сюжета, к конкретному разрешению противоречий автор должен идти сознательно. И я знаю писателей, которые часто пишут сцену развязки заранее, и она своей яркостью их вдохновляет и направляет повествование.

Художник Альберт Анкер
Художник Альберт Анкер

Развязка — это не финал

Да, нередко развязку отождествляют с финалом, иногда она действительно бывает в самом конце книги. Однако опытные писатели и сценаристы советуют написать хоть что-то «под занавес». Это позволит читателям не только перевести дух, но и насладиться победой героя или осмыслить его поражение. В финале автор может показать дальнейшее развитие событий, намекнуть на продолжение или на возможный реванш героя, потерпевшего поражение. Авторам любовных романов или ромфанта сложно обойтись без свадьбы, раз уж герои выяснили, что друг без друга не могут жить. Иначе читатели будут разочарованы. Пример полного совпадения развязки и финала — немая сцена в комедии Н. В. Гоголя Ревизор.

Но самое интересное, что развязка может быть где угодно, хоть в середине текста, хоть в самом начале. В начале развязка нередко встречается в детективных романах, когда детектив, расследуя убийство, как бы откручивает назад события, выявляет конфликт, разрешением которого и стало преступление. В качестве недетективного примера такой развязки в начале можно привести повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». В середине произведения развязка в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание».

Художник Питер Филипп Румпф
Художник Питер Филипп Румпф

Виды развязок

Развязки бывают благополучные («Капитанская дочка» А. С. Пушкина) и трагичные («Анна Каренина» Л. Н. Толстого). Какую выберет автор, зависит от его замысла, хотя иногда сюжет складывается так, что благополучная развязка не получается. И если писатель не хочет заканчивать роман трагедией, то делает открытую развязку, тем самым давая герою шанс на победу. Открытая развязка, например, в «Солярисе» С. Лема. Как правило, открытая развязка предполагает и открытый финал. А это не всем нравится.

При открытом финале развязки может вообще не быть. Например, её нет в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. И, согласитесь, это вызывает чувство неудовлетворённости. Пушкина извиняет то, что он планировал продолжение, но как-то не сложилось. Тоже, кстати, ситуация характерная и для некоторых современных авторов.

Бывает явная развязка и неявная. С явной всё понятно: убили Гамлета, вот и разрешился конфликт. Возвращается Джен Эйр к Эдварду Рочестеру — и все счастливы. Ну, как умеют.

Но встречается неявная развязка, разглядеть которую может только внимательный читатель. Например, в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Ведь в герое произошли глубокие изменения, разрешён (хотя бы частично) внутренний конфликт, и переворот в судьбе героя тоже произошёл. Правда, эта развязка, растянутая во времени.

Яркая интересная и логичная развязка может значительно улучшить впечатление от книги. А вот скомканный, невнятный финал свести на нет все усилия автора. И важно, что развязка, на то и развязка, что завязывать её надо в начале книги.