Кэти Крузе (Катарина Йоханна Гертруд Симон) родилась 17 сентября 1883 года в Дамбрау (Польша) в семье бухгалтера муниципального казначейства Роберта Рогаске и швеи Кристианы Симон. Закончив учебу Кэти начала брать уроки актерского мастерства, а затем выступала в немецком театре. В 1902 году она познакомилась с берлинским скульптором и сценографом Максом Крузе и у них родился первый ребенок — дочь Мария, а спустя время родилась дочь София. Поворотный момент в жизни Кэти наступил в 1905 году. Это было Рождество и дочь Кэти, Мария, попросила куклу в качестве рождественского подарка. Она мечтала о кукле, которую могла бы обнимать, заботиться о ней, о кукле, похожей на настоящего ребенка. Ее отец обошел все магазины Берлина, чтобы найти такую куклу, но все куклы, которые он видел, были жесткими и фарфоровыми. Он решил, что такие куклы не смогут пробудить в его дочери материнские чувства, поэтому посоветовал Кэти создать собственную куклу. И она создала. Решив, что кукла должна быть теплой, мягкой, она взяла полотенце, насыпала в него песок, смоделировав руки и ноги, а в качестве головы использовала картошку. Так и появилась первая кукла, которая очень понравилась ее дочери. Конечно, кукла не выдержала детских игр и буквально развалилась, но Кэти решила развить свои навыки изготовления кукол и продолжила создавать куклы для своих детей. К слову, у Кэти вскоре родились еще дети — Ханне, Михаэль, Йохен, Фридебальд и Макс.
Вскоре в Берлине узнали о Кэти Крузе — матери, создающей игровые куклы для своих детей и в 1910 году ей предложили показать свои творения на выставке самодельных игрушек в берлинском универмаге «Tietz». Куклы пользовались невероятным успехом, а Кэти в одночасье прославилась. Пресса и публика хвалила творения Кэти, поскольку это были куклы, похожие на детей, а не на маленьких взрослых и это и было отличительной и уникальной чертой кукол Кэти.
В 1911 году Кэти поступил большой заказ на первые 150 кукол от нью-йоркской компании по продаже игрушек «FAO Schwarz». Наняв хужожника для росписи лиц кукол и нескольких швей, Кэти принялась за работу и вместе они создали 150 кукол. Вскоре от компании последовал еще один заказ, но уже на 500 кукол, что привело к открытию собственной фабрики в Бад-Кёзене.
Производство кукол в Бад-Кёзене процветало. Кэти смогла продавать своих кукол на международном уровне. Она не только создавала прекрасных кукол, но и умело их рекламировала путем печати каталога с куклами, рекламы в международных журналах, а также с помощью рассылки открыток с изображениями кукол. Она присутствовала на всех важных ярмарках игрушек, а ее куклы завоевали различные призы.
Вместе с признанием и славой Кэти столкнулась с тем, что компания «Bing» начала массово копировать ее кукол, что привело к крупному судебному процессу по авторскому праву в истории индустрии производства игрушек. Кэти не только чувствовала себя лишенной своего интеллектуального труда, но и считала промышленно выпускаемые серийные копии уродливыми, бездушными и бесхарактерными. Игрушки Кэти были провезедены вручную, в то время как «Bing» же выбрали массовое производство и рекламировали свои куклы как «Имитация куклы Кэти Крузе». Кэти и ее адвокат передали дело в суд. Она выиграла в первой инстанции, но проиграла следующую апелляцию. Судебный процесс длился до 1925 года. По итогу Кэти Крузе выиграла дело. И это был первый случай, когда охрана художественных авторских прав была распространена на игрушку.
В 1928 году Кэти предложили создать манекены для магазина детской одежды. Манекены были изготовлены с использованием проволочного каркаса, состоящего из нескольких слоев ткани, покрытых трикотажем. Помимо детских манекенов Кэти вскоре начала делать и взрослые манекены. Они были разных размеров, со сменными головами и париками. Ее дочь Софи сыграла важную роль в производстве манекенов, принимая участие в создании кукол и голов. Манекены, как и куклы, пользовались успехом благодаря своему естественному виду и живости. Эту живость подчеркнул сын Йохен, который делал замечательные фотографии манекенов. Для своих съемок он расставлял манекены, создавая небольшие сценки определенного стиля.
Во время Второй мировой войны становилось все труднее поддерживать производство кукол. Катастрофические последние месяцы войны 1945 года ощущались и на кукольной фабрике. Чтобы поддерживать производство, клиентам приходилось присылать куски ткани для пошива кукольной одежды и отрезать собственные волосы для изготовления париков. В 1946 году, чтобы максимизировать возможности импорта и экспорта, Кэти Крузе отправила своих сыновей Макса и Михаэля в западные зоны страны для открытия двух филиалов. Макс открыл предприятие в Бад-Пирмонте, где руководил производством «Child of Fortune» — маленькой и недорогой игровой куклы. Михаэль перенес часть производства в Донаувёрт. Вскоре все производство было перенесено в Донаувёрт. Новая фабрика была в основном работой детей Кэти — Михаэля, Макса и Ханне. Кэти Крузе со временем перестала заниматься работой из-за возраста.
С 1946 по 1953 год Михаэль руководил новой фабрикой в Донаувёрте. Затем он (являясь профессиональным врачом) переехал в Южную Африку, где работал и жил в Претории. Макс Крузе, руководивший филиалом в Бад-Пирмонте с 1946 по 1949 год, руководил фабрикой в Донаувёрте до 1958 года. В то время он передал управление своей сестре Ханне и ее мужу Хайнцу Адлеру, чтобы сделать успешную карьеру в качестве писателя. К слову, он хорошо известен своими сериями детских книг «Летающий лев» и «Урмель из ледникового периода». Ханне Адлер-Крузе отвечала за творческие решения, а ее муж занимался финансами. К 1957 году Ханне Крузе создала свою первую куклу «Däumlinchen», которая имела большой успех на Нюрнбергской ярмарке игрушек. Все кукольные творения Ханне рекламировались как «Модель Ханне Крузе».
В середине 1960-х Ханне Крузе сделала решительный шаг по расширению производства кукол, создав игрушки для младенцев и малышей. В то время рынок кукол находился в опасном застое, потребители предпочитали покупать более дешевые товары из-за рубежа. Своими махровыми куклами и животными Ханне Крузе завоевала новую группу потребителей и, таким образом, спасла компанию. Среди ее мягких и красочных изделий из махровой ткани были животные, игровые мячи и новое семейство кукол под названием «Тиммерманы». Некоторые из этих тканевых игрушек производятся и сегодня. Ханне и Хайнц Адлер управляли фабрикой до 1990 года.
В 1990 году компания была продана Андреа и Стивену Кристенсонам, сохранившим традиции компании. В 2013 году фирма была приобретена Hape Holding AG из Люцерна.
Сегодня куклы на фабрике в Донаувёрте по-прежнему изготавливаются вручную. Тела кукол сделаны либо из муслина и набиты оленьей шерстью, либо имеют внутренний проволочный каркас, покрытый трикотажным полотном. Головы изготовлены из ткани, папье-маше или полистирола и расписаны вручную.
Информация и фото:
kaethe-kruse.
imago/Köhn.
IMAGO.
Кукла I, Софи и Герман, 1913–1926, Музей кукол Кэти Крузе, Донаувёрт.
Deutsche Fotothek.
Käthe Kruse Puppenmuseum.