Авторский обзор Стаси Канабис на Фильм «Дежавю» (Déjà Vu), 2006.
💗💗💗
Вчера посмотрела впервые фильм «Дежа вю» (2006) режиссёра Тони Скотта по какому-то TV-каналу. Фильм в целом понравился. На фоне многих современных фильмов, фильм смотрится очень хорошо и интересно. К просмотру рекомендую. По 10-бальной шкале оцениваю фильм на 9 баллов. Вчера искала в интернете основные данные о фильме – год выпуска, режиссёра. И увидела, что много чего написано про данный фильм в Википедии. Но читать не стала, чтобы составить о фильме собственное независимое мнение как зритель непосредственно на эмоциях после его просмотра.
💗💗💗
Действие развивается так. В Америке в день какого-то большого праздника происходит взрыв крупного круизного лайнера. В результате погибает 547 человек. Взрыв происходит в тот момент, когда лайнер проплывает под большим автомобильным мостом. Очень эффектно показан взрыв. Видно, что на палубе корабля горит большое количество какой-то горючей жидкости. И остатки этого горючего вещества догорают ещё и на воде, когда лайнер скрывается под её толщей.
💗💗💗
На расследование катастрофы очень оперативно прибывает какой-то чернокожий сотрудник. Он начинает собирать улики одну за другой на месте происшествия, пока там ещё продолжают вылавливать из воды и упаковывать в чёрные пакеты трупы жертв катастрофы. Позже появляется другой агент, он спрашивает у чернокожего парня, где его напарник Ларри. И из их диалога нам становится понятно, что Ларри в отпуске. А чернокожий парень его подменяет. И зовут этого чернокожего агента – Дак. Прибывший агент просит Дака срочно связаться с Ларри, чтобы тот вышел из отпуска и присоединился к расследованию.
Дак на месте происшествия набирает со своего телефона какой-то номер и слышит, как откуда-то из черных пакетов с трупами начинает доноситься звонок телефона.
💗💗💗
Собрав улики на месте происшествия, Дак приезжает в отделение, где находит мило беседующих целую группу агентов, подключенных к данному расследованию. Он выкладывает им сведения, которые ему удалось собрать. А один из них подчёркивает Даку в разговоре, что он здесь главный, и он руководит данным расследованием. Дак заменяет в этой группе своего напарника Ларри, который в отпуске. И с этой командой он ещё не знаком. А они к нему, как к новичку, да ещё и чёрному провинциалу, относятся поначалу немного предвзято. Зритель между строк понимает, что им он кажется некстати умным, непонятно откуда нарисовавшемся выскочкой. И из-за этой незримой дистанции между агентами, поначалу данная группа и Дак ведут расследование отдельно.
💗💗💗
При анализе входящих звонков на свой номер телефона, агент Дак выясняет, что примерно за час до катастрофы ему звонила одна из погибших на данном лайнере. Он, осматривая её тело у паталогоанатома-криминалиста, дополнительно находит на теле данной жертвы несколько улик, благодаря которым понимает, что она погибла не вовремя взрыва, а за пару часов до него. А её убийца, собираясь взорвать лайнер, заодно решил скрыть там следы и этого преступления, подложив туда её тело. Во время осмотра трупа девушки и видя, что она была красивой, Дак проявляет к ней какое-то особое чувство сострадания, и это чувство в дальнейшем развитии сюжета усиливается и перерастает во влюбленность, которая и является потом основным движущим мотивом в героических поступках Дака.
После того, как Дак осматривает мёртвое тело девушки на следственной экспертизе, он едет к её отцу, чтобы сообщить о гибели дочери и задать ему некоторые вопросы в целях расследования. Он узнаёт, что девушку звали Клэр Кученер. Она встречалась периодически с каким-то парнем, который очень не нравился её отцу. Но за день до гибели она вроде назначала свидание с кем-то ещё. С человеком, который вроде как хотел купить её автомобиль. После беседы отец Клэр вручил Даку ключи от её квартиры и стопку её фотографий, сказав, что не хочет, чтобы она для Дака была одной из… А хочет, чтобы он проникся к ней.
💗💗💗
При осмотре квартиры девушки, Дак обнаруживает там кровавые следы, пистолет, и странную надпись из магнитных букв «U can save her». Затем он прослушивает записи звонков на автоответчике. И делает какие-то пометки в своём блокноте.
В ходе дальнейшего расследования этого дела, Дак начинает опережать группу агентов в на несколько шагов, и они начинают более лояльно к нему относиться, и в какой-то момент зовут его в расследовании присоединиться к группе. А также высказывают Даку свои соболезнования по поводу гибели напарника Ларри, машину которого обнаружили среди машин других жертв лайнера на парковке у порта.
💗💗💗
После того, как Дак присоединяется к группе агентов, они приводят его в лабораторию, в которой используются для расследования новейшие технологии и разработки в области квантовой физики. И показывают Даку на мониторе потоковую видеоинформацию, которая передаётся через спутники. Информация передается как видео, но только один раз и как запись из прошлого, произошедшего 4,5 суток назад. При этом прошлое можно просматривать с разных ракурсов, приближать и отдалять какие-то виды, как в навигации по 3-D реальности. Но эту информацию нельзя просмотреть повторно, она идёт непрерывным потоком. Можно лишь записать из неё отдельные фрагменты и данные.
При просмотре событий из прошлого, группа агентов сначала всё внимание сосредоточивает на месте, где должна будет произойти катастрофа. Но после все понимают, что это не приносит какого-то результата, и тогда группа старается ориентироваться на мнение Дака, спрашивая у него, что именно лучше просматривать в прошлом таким образом – какое именно место на планете, и какой лучше взять ракурс. И Дак говорит, что лучше посмотреть, что происходит в квартире Клэр. Вся группа начинает наблюдать за недавней жизнью девушки, в том числе, когда она голая принимает душ. И в это время Дак ещё больше влюбляется в неё.
Во время просмотра прошлых событий в квартире Клэр, Дак, находясь в лаборатории, общается по телефону с группой агентов, которые в это время продолжают поиск улик в этой квартире. И они сообщают Даку, что там куча его отпечатков. Это кажется странным, ведь нам показывали, как Дак перед осмотром квартиры надевал перчатки. И здесь появляется интрига и первые догадки зрителя о том, что Дак, возможно, каким-то образом, уже бывал в квартире Клэр раньше.
💗💗💗
В очередной момент просмотра потока видео из прошлого, Дак берёт лазерную указку и направляет её в монитор, на стену в комнате, где Клэр нянчит свою подопечную, читая ей сказку. И Клэр, находящаяся там в прошлом, реагирует на этот «зайчик». Она его видит. Кроме того, находясь там, Клэр записывает в свой дневник, что ей кажется, что за ней кто-то наблюдает. Таким образом, Дак понимает, что это не запись прошлого, а это и есть прошлое, проекция которого в настоящий момент выводится на монитор. И группа разработчиков, точнее самый главный из них объясняя Даку, как именно это устроено, рассказывает, что они каким-то образом добились того, чтобы «склеить» через пространственно-временную трубу две точки реальности – прошлую, которую они наблюдают, и текущую, из которой они наблюдают и в которой находятся.
Дак, поняв принцип работы данного пространственно-временного тунеля, начинает настаивать на том, чтобы они не просто наблюдали за прошлым в целях расследования, а чтобы они попытались всё изменить, выследить и поймать преступника до того, как произойдёт катастрофа. А также в сердце у Дака неимоверным пламенем разгорается надежда на то, что Клэр ещё можно спасти.
Группа вначале скептически относится к затее Дака, убеждая его, что то, что свершилось уже свершилось, и поменять ничего не получится. Но Дак убеждает агентов всё-таки попробовать, и они начинают ему помогать и делать так, как он говорит. Сначала по видео из прошлого они выслеживают преступника, готовящего теракт.
💗💗💗
Преступник в какой-то момент в прошлом звонит Клэр по объявлению, говоря, что срочно хочет купить у неё машину. И она по телефону называет злоумышленнику свой домашний адрес. Из чего агентам становится ясно, как преступник вышел на Клэр, и откуда похитил её вместе с её автомобилем. И что именно её автомобиль, он в дальнейшем напичкал взрывчаткой и использовал его для подрыва лайнера. А внутри данного автомобиля, загнанного на лайнер, преступник пытался скрыть и тело убитой девушки.
В момент этого звонка в прошлом, группа агентов, по просьбе Дака, переводят ракурс проекции прошлого на телефонную будку, из которой звонил преступник. Самого преступника в этот момент разглядеть не удается, но рядом с ним замечают характерный редкий портфель, по которому через систему видеонаблюдения находят видеозаписи с городских камер, сделанные пару дней назад, и таким образом идентифицируют личность и самого преступника.
Конечно же, преступника сразу же объявляют в розыск. Но Дак настаивает на том, чтобы группа агентов разработчиков попробовала отправить в прошлое информацию о готовящемся теракте, самому Даку в прошлом. Чтобы он попробовал всё-таки предотвратить этот теракт. Разработчики соглашаются, хотя никто из группы не верит, что это возможно. В результате им всё-таки удаётся через пространственно-временной портал материализовать в прошлом на столе у Дака в рабочем кабинете листочек с предупредительной надписью. Но по иронии судьбы, Дак в этот момент в прошлом, закончив разговор с напарником Ларри, разворачивается и уходит из кабинета, так и не увидев листка.
💗💗💗
Но этот листок обнаруживает Ларри. И пускается на своём автомобиле к мосту, где и готовилось преступление. Там он каким-то образом нападает на след преступника и начинает его преследовать. Вот здесь, как критик, я не могу не заметить такой ляп: непонятно, каким образом Ларри догадался, когда именно нужно ехать на мост и в какое именно место, ведь мост очень большой. И как он догадался, как именно выглядит преступник, и на какой он будет машине. Ведь в листочке с информацией было написано только, что в такое-то время на мосту будет готовиться теракт. Тем не менее, Ларри, возможно каким-то образом, догадался об остальных деталях. Когда он настиг преступника, и наставил на него свой пистолет, преступник не задумываясь выстрелил в Ларри. Затем закинул его тело в свою машину и увез в неизвестном направлении. Таким образом, судьба у Ларри оказалась незавидная и в иной ветке реальности. Взял записку со стола приятеля и получил пулю. Это мне напомнило философию такого феномена, как «эффект бабочки». И, конечно же, одноименный фильм. Таким образом, как минимум, одна из избитых и часто эксплуатируемых в западном кино сюжетных линий здесь уже прослеживается.
💗💗💗
Тем временем, в текущей реальности главного героя, преступник задержан и заключен под стражу. И Дак пришел к нему в тюрьму, чтобы в беседе с ним прояснить для себя некоторые детали. В процессе данной беседы Дак сорвался и эмоционально высказал преступнику своё мнение о том, что считает его жестоким убийцей, управляемым какими-то дьявольскими мотивами, а вовсе не спасителем мира, как тот себя мнит.
Мне в этой беседе очень понравились фразы, сказанные преступником. Благодаря им, я даже как-то прониклась к этому чуваку и его философии. Суть его речи была примерно такой: «Сатана мыслит как человек, то есть в рамках материального, в рамках текущей жизни. Я же, как Бог, мыслю с позиции вечности, то есть глобально, и вне каких-либо ограничивающих рамок. И мне не важно, что я сгнию в тюрьме, я итак принёс себя в жертву. Я лишь выполнял свою задачу, и успешно её выполнил. У всего в этой Вселенной есть предназначение, которое изначально заложено создателем и предопределено. И у бомбы. Её предназначение заложено её создателем. И она всё равно взорвётся. А те, кто пытаются вмешаться в этот процесс, лишь ускоряют предопределенность. А ты не знаешь всего, тебе доступна лишь только часть информации». И в этот момент фильма я подумала, а ведь может быть он прав. И мне стало его жаль. А вдруг он действительно, совершив этот теракт, предотвратил какую-то более глобальную катастрофу, например, апокалипсис? Но в рамках данного фильма нам не суждено оказалось узнать этого.
💗💗💗
Далее, по сюжету начинается какой-то трэш. Безумная и нелогичная часть, когда Даку разработчики нано-технологий выдают «киберглаз». Это такое оборудование, которое в виде присоединенного к шлему небольшого экрана, надевается на один глаз. И благодаря ему можно как-бы наложить одну реальность на другую. Но только визуально. И виртуально. И Дак, не оставляя попытки предотвратить преступление, пускается в погоню за преступником. При этом, преступник находится в прошлом, и не видит Дака. А Дак, видя преступника через этот глаз, мчится по его следам в настоящем, попадая при этом в настоящие крупные ДТП, и создавая на реальных дорогах хаос и аварийные ситуации. Из-за этого направо и налево разлетаются разбитые об авто Дака, другие автомобили, которым просто не повезло встретить какого-то одержимого мудака на своем пути. В какой-то момент в машину Дака в лобовую въезжает огромная фура. Но здесь происходит то, что меня ну оооочень всегда бесит в американских фильмах. Это абсолютная нереальность происходящего. То есть Дак остается абсолютно целым и невредимым, и даже царапин на нём нет. В то время как въехавшая в него фура – всмятину и в хлам. Да, и вообще не понятна цель этой дурацкой погони. Гнать на всей скорости по настоящему реальному полному машин шоссе, жертвуя при этом настоящим ради слежки за прошлым. К тому же, ты мог следить за этим прошлым, сидя в кабинете лаборатории по большому монитору, выбирая нужные ракурсы. А не создавая трэш на дорогах.
В результате этой дурацкой гонки, Дак по следам преступника из прошлого приезжает на лодочную станцию, на которой и обосновался преступник. Там он планирует и совершает свои грязные и мокрые делишки. Дак обнаруживает там следы сожжённого тела своего напарника Ларри и его останков, брошенных на съедение крокодилу, живущему в загончике под причалом. А по связи в это время Даку сообщают, что в этот момент в прошлом преступник ещё раз выстрелил в Ларри и поджёг его. А да, теперь становится понятно, что, видимо, Дак надеялся спасти Ларри, но не успел.
💗💗💗
И когда до катастрофы, которая только должна будет произойти в прошлом, остаются считаные часы, Дак едет к главному разработчику «машины времени» и просит отправить в прошлое его самого. И здесь для меня, как для зрителя, возникает череда непонятностей и нестыковок. После того, как Дак в одних трусах садится в машину времени, и разработчик запускает её, сначала, как по классике, везде вырубается свет. Затем, на мгновение свет появляется, и мы видим комнату, похожую на больничное помещение. В этом помещении стоят трое или четверо людей в белых халатах, склонившись над какой-то кушеткой с телом. Затем опять на мгновение свет в этой комнате вырубается, и снова включается. И в этой комнате у другой стены в каталке появляется тело Дака, сильно трясущееся как под высоким напряжением тока. Кто-то из врачей подбегает к нему, разрывает рубашку или футболку, непонятно откуда появившуюся на нём, а на груди у него также непонятно откуда появившаяся надпись типа «СРОЧНО РЕАНИМИРУЙТЕ МЕНЯ». И его тут же реанимируют, посылая импульсы тока к сердцу.
Далее, Дак оказывается в больничной палате, где приходит в себя. Потом он сбегает из клиники, угнав машину неотложки. Оттуда едет сразу на лодочную станцию преступника, где уже сидит связанная Клэр с мешком на голове. К тому времени преступник уже облил Клэр горючим, и собирался, взяв в руки кусачки, отрезать Клэр пальцы. Но тут на горизонте появляется Дак на фургоне неотложки.
Преступник, завидев Дака, стреляет в него и попадает в грудь. Но Дак, что очень странно, никак не реагирует на ранение, и продолжает операцию по спасению любимой. Возможно, на нём надет бронежилет. Правда откуда тогда льётся кровь? Он на фургоне на высокой скорости въезжает в здание, где находится преступник и Клэр, протаранивая это здание насквозь. И опять же непонятно, как при таком сильном столкновении, он остается живым. И выбирается из машины. Как минимум ноги должны быть переломаны.
В это время от стрельбы преступника, фургон воспламеняется, а от него и всё остальное здание начинает гореть. Дак перемещается по направлению к Клэр, сквозь огонь. При этом на нём частично горит одежда. Он подхватывает Клэр на руки. А в это время, преступник, покинув здание, очередным выстрелом пробивает баллоны с горючим веществом, и здание ещё сильнее охватывается пламенем. Но Даку и Клэр это отнюдь не мешает выбраться, а только помогает, и их буквально выносит взрывом на другую сторону здания. Странно то, что Клэр, будучи облита горючим веществом, ни разу не вспыхнула пламенем ни в одном месте. Хотя, по логике, должна была воспламениться от любой долетевшей маленькой искорки.
Преступник, не видя, что они выбрались, и наивно полагая, что «неубиваемые» ребята сгорели в здании, уезжает на автомобиле Клэр.
💗💗💗
Дак снимает мешок с головы Клэр, развязывает ей руки, и успокаивает её. Далее, они едут к ней домой, где Клэр помогает Даку залатать пулевое ранение в области сердца, пользуюсь обычными пластырями и бинтами.
И тут пазл сюжета начинает потихотьку складываться, и становится понятно, что следы крови у Клэр в квартире принадлежали именно Даку. И его отпечатки были тоже оставлены им в то же время. И ту надпись из магнитных букв «U can save her» выложил сам Дак. Но тут же здесь возникает вопрос. Почему же агенты, которые искали улики в квартире Клэр тогда, не сказали Даку, что и следы крови принадлежат ему? Ну или как минимум, что они не принадлежат самой убитой. Ведь с легкостью установив, что отпечатки принадлежат Даку, они также легко могли установить принадлежность крови ему же. И сразу же возникает второй вопрос. А первый ли раз Дак вернулся в это прошлое? Или это какая-то очередная попытка? Как в «Дне сурка», «дне курка» и прочих фильмах с уже избитым сюжетом, когда герой возвращается множество раз в события прошлого, или какой-то конкретный день, до тех пор, пока не выполнит какую-то ключевую задачу, или не усвоит какой-то важный урок жизни.
💗💗💗
Но тем не менее, в этом фильме интрига сохранялась до самого конца, и это сделало фильм очень интересным для меня. Я как искушенный зритель, во многих фильмах предугадываю последующие повороты сюжета, и из-за этого мне не очень интересно их смотреть. Но здесь же непонятно было до конца, чем же всё закончится. Повлияет ли как-то на развитие событий тот факт, что Клэр так и не переодела платье, в котором она в другой реальности стала жертвой убийства?
Итак, Клэр и Дак, залатав пулевое ранение, и устранив все сомнения Клэр в том, что Дак не преступник, а хороший человек, агент и он её спасает, пустились в речной порт, чтобы попытаться остановить преступника и предотвратить теракт.
💗💗💗
В итоге, они оба всё же оказались на лайнере. Вслед за преступником, загнавшим туда машину Клэр со взрывчаткой. Преступник заметил преследование. Вначале он поймал на борту судна Клэр, заклеил ей рот и посадил в машину с бомбой, пристегнув её руки к рулю. Затем преступник открыл стрельбу на палубе лайнера. В результате палуба местами вспыхнула огнём. На место шума и стрельбы сбежалась охрана. Дак тоже оказался в машине на соседнем сидении с Клэр. Клэр надавила на педаль газа и машиной прижала преступника так сильно, что тот легко, как спичка, сломался пополам. Затем, переключившись на заднюю скорость, Клэр съехала с палубы судна прямо в реку, и машина скрылась под толщей воды. Дак, пытаясь освободить руки Клэр, вырвал руль. Клэр ногами и рулем выбила лобовое стекло автомобиля, и через образовавшуюся дыру ей удалось выплыть. Даку же почему-то выбраться не удалось. И это странно. Неужели он также не мог выплыть через отверстие лобового окна вслед за Клэр? И это после того, как пули попадали в его сердце и огромный грузовик таранил прямо в лобовую?
И машина взрывается в воде! Показывают убитую горем Клэр на борту какой-то спасательной шлюпки. И подразумевается, что Дак погиб.
💗💗💗
Далее, показывают, как абсолютно целый и невредимый лайнер причаливает к берегу, и из него выходят счастливые, как ни в чём не бывало, люди. Как так? Даже если на палубе лайнера были частичные возгорания, как их удалось так быстро потушить? Без паники? И почему на лайнере нет черных следов в местах огня и дыма?
Потом Клэр сидит где-то на пирсе. К ней подходит полицейский и говорит, что ей надо будет дать показания агенту, который сейчас прибудет. А потом вдруг, к ней целый и невредимый, в сухой и чистой одежде, подходит Дак!!! И спрашивает её:
- Мы знакомы, леди?
Они мило беседуют и фильм заканчивается…
💗💗💗
Пипец!!! У меня осталось много вопросов! Если Дак погиб в этой реальности? В этом прошлом. Как он мог вновь материализоваться здесь же? Или нам не показали, но его друг –разработчик, в то время как Дак тонул во взорвавшейся машине, взял и каким-то образом вытащил его обратно в ту реальность? Но тогда тоже не стыковка. Там уже на 4,5 дня вперёд ушло время и это событие с катастрофой свершилось… Или же он пожертвовал собой из одной реальности, из той будущей, в которой его уже итак не будет. А в этой прошлой реальности итак был ещё другой Дак, который не был до этой встречи знаком с Клэр… Говорят, что не стоит по этому поводу сильно мучить мозг. Так как это и есть феномен, называемый «дежа вю». То, что нельзя логически объяснить. Но мой пытливый ум не может просто так успокоиться. Получается, Дак пожертвовал настоящей жизнью ради попытки попасть в прошлую реальность, чтобы изменить её. И у него ведь всё получилось! Но могло бы и не получиться… Значит ему нечего было терять в той реальности. И за ту жизнь, без любви, он и не хотел держаться. Всё – за Любовь! Самоотверженно и очень, очень смело.
П.С. А еще в кино применен прекрасный прием от великого сценариста Блэйка Снайдера – «Спасти кошку». Благодаря чему зритель сразу проникается симпатией к главной героине фильма – Клэр.
💗💗💗
Впервые данный обзор был опубликован 04.09.2022 г. в группе VK "Сообщество КиноКритиков" по ссылке:
P.S. Эта публикация, включая стиль оформления (дизайн), как и все другие материалы на моём канале, являются объектом авторского права, охраняемого в соответствии с законодательством. А также НЕ являются официальными документам, НЕ носят информационного, агитационного и подобного характера, и не могут быть использованы против автора и без его согласия.
07.04.2023 © Стася Канабис