"Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдёте привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: «что вы это делаете?» — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлёт его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете ослёнка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели ослёнка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью." (Мк. 11: 1-11).
9 апреля в 2023 году Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим, он открывает Страстную седмицу. Праздник связан с событием, когда Господь вместе со Своими учениками вошёл в Иерусалим, сидя на молодом осле, и народ приветствовал Его криками: «Осанна». В этот день разрешается вкушать рыбу. Это событие было незадолго до крестных страданий Христа. Господь знал, что Его ожидает, что немного дней уже остаётся до того, как Он будет предан в руки фарисеев и книжников. Но Он также знал, что эти страдания необходимы для спасения многих, и что после этого Он воскреснет, победит смерть и ад, совершит спасение мира и вознесётся в славе. Господь знал, что фарисеи и книжники ищут убить Его, но несмотря на это всё равно шёл в Иерусалим, исполняя волю Божию. "Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним." (Ин. 11: 8-10). Чего бояться Праведнику, исполняющему волю Божию? Праведная жизнь избавляет от боязливости.
Люди встречали Христа с криками: "Осанна в вышних!", потому что слышали о воскрешении Им Лазаря, радовались, но те же самые люди через несколько дней кричали: "распни, распни Его!" (Лк. 23: 21). Это говорит об изменчивости человеческой, изменчивости людей, которыми владеют страсти. Человека, которым обладают страсти, ещё называют ветхий человек (см. Еф. 4: 4). Ветхим человеком обладают страсти. Господь, вошед в Иерусалим, был распят через несколько дней людьми, которыми обладали страсти. Первосвященники и книжники сделали это из зависти, Пилат предал Христа на распятие из тщеславия и человекоугодия (см. Ин. 19: 12), и иудеями, которые наблюдали за распятием Христа, тоже обладал дух мира сего, их умы были помрачены, когда они кричали: "распни, распни Его". В Ветхом Завете говорится о взятии города Иерусалима царём Давидом. "И пошёл царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов." (2-я Царств 5: 6-7). Необходимо избавляться от страстей, присущих ветхому человеку, которые помрачают ум, помрачают духовные очи, чтобы в нашем сердце не был распят Христос, как в Иерусалиме иудеями, чтобы Господь царствовал, как в новом Иерусалиме. Апостол Павел говорит: "так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины." (Еф. 4: 21-24). В Иерусалиме перед Своим Воскресением Господь претерпел Голгофу, крестную смерть, был унижен. Также и все мы, когда восходим выше, чем выше поднимаемся, тем больше может быть искушений, но затем ожидаем Воскресения.
Правы были Святые Отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник, который учил, что путь к Богу - это путь борьбы со страстями. Св. Церковь говорит, что есть только один путь, путь борьбы со страстьми и похотьми, и он идет не от любви. О любви Иоанн Лествичник говорит в тридцатой главе, а мы болтаем о любви – Любовь же есть Бог, а Бога мы не знаем. Также и иудеи радовались, когда Господь входил в Иерусалим, но через несколько дней злословили Его и желали смерти, значит не было в них истинной любви. Истинная любовь - только от Христа. Христос любил этих людей несмотря ни на что, и тогда, когда они кричали Ему: "Осанна в вышних!" и славили Его, и потом, когда они кричали: "распни, распни Его ", злословили Его, Господь молился Отцу: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают." (Лк. 23: 34).
Поэтому нужно очищать сердце постом и молитвой, чтобы встретить Христа с чистым сердцем, радоваться Ему, но и переживать с Ним Страстную седмицу, как Его ученики. Только тогда можно принять любовь Божию, когда сердце очищено от страстей. Также и перед Причастием Святых Христовых Тайн - таинством, в котором мы принимаем Тело и Кровь Христовы, нужно очищать сердце постом и молитвой, исповедовать грехи, (грех оскверняет человека), чтобы причаститься достойно. И после Причастия стараться не грешить, чтобы не распинать в себе Христа.
В народе праздник – Вход Господень в Иерусалим называется также ещё Вербным воскресеньем, что связано с традицией освящать вербы на него и стоять с веточками верб в храме, подобно тому, как люди там, в Иерусалиме встречали Спасителя с пальмовыми ветками. Но у нас пальмы в России, в основном, не растут, поэтому мы заменяем их вербами. Обычай брать пальмовые ветви или вербы был дан Израилю Моисеем на праздник кущей (праздник собирания плодов): "А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней;" (Лев. 23: 39-41). Вот и у нас есть эта традиция, связанная с Входом Господним в Иерусалим. Это неплохо, потому что напоминает людям о празднике, чтобы люди не забывали и помнили. Вербное воскресенье многим знакомо, даже может быть тем, кто далёк от Церкви. И может они посетят храм в этот день, чтобы освятить вербы. А кто знает, может это будет для них толчком к покаянию и приходу к вере.
В воскресенье уже шесть недель, как православные христиане постятся. В этот день, на праздник Вход Господень в Иерусалим нужно стремиться в радости встречать Христа. Как написано: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: «се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной." (Зах. 9: 9). Мы радуемся празднику, несмотря на то, что впереди предстоит Страстная седмица - самая строгая неделя, впереди крестные страдания Христа. Но впереди и Его Воскресение, и мы знаем об этом. В этот день хорошо посетить храм, помолиться, освятить вербы и принести их в свой дом. Также на праздник разрешается вкушение рыбы. Можно подкрепить силы, ведь впереди самая строгая и важная для христиан, Страстная седмица.
"Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко." (Фил. 4: 4-5).
Источники: https://azbyka.ru/otechnik/, https://bible.by/, из проповедей.
Всех христиан с праздником!