Всем привет! Сегодня снова виртуально перенесёмся в Арсеньев. На этот раз, я расскажу о недавно созданном музеи авиации под открытым небом.
Немного истории
Идея, появления в городе авиаторов авиационного музея, витала давно. А началось всё с инициативы лётчиков авиатранспортного отряда Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» Анатолия Бортник и Михаила Сукач. Цель была создать музейно-выставочный центр, который стал бы общеобразовательной, воспитательной и профориентационной площадкой, учреждением культурно-исторического наследия, и вместе с тем, привлекательным туристическим объектом регионального значения.
В 90-е года прошлого века, на заводе «Прогресс», как впрочем, и по всей стране, сложилась тяжёлое экономическое положение. Чтоб хоть как то оставаться наплаву, завод вынужден был распродавать действующую авиатехнику и сдавать списанную на металл. Я помню, в те года на заводском аэродроме, вдоль забора, стояло штук 10 вертолётов Ми-2, различной разукомплектованности. Было несколько Ми-24, Ми-8 и самолётов Ан-2. Глядя на них как-то подспудно понимал, что они будут попилены и сданы в металлолом. Видимо лётчики авиаотряда думали так же, потому и родилась у них мысль спасти несколько машин для истории.
Но только в 2006 году лётчикам удалось зарегистрировать некоммерческое партнёрство «ДВ музей авиации», учредителями которого стали ААК «Прогресс», в лице её управляющего директора Ю. Денисеко и, как физическое лицо, представитель городской авиационной общественности А. Бортник.
С этого времени, началась постепенная передача оставшейся списанной авиатехники в собственность Партнёрства. В феврале 2011 года коммерческая авиакомпания «Владивосток Авиа» безвозмездно передаёт в коллекцию Партнёрства списываемый самолёт Як-40, предварительно перегнав его на заводской аэродром ААК «Прогресс». С этого года начинаются летние экскурсии школьников на выставочную площадку авиатехники, находящуюся на территории предприятия.
В апреле 2011 года Партнёрство выходит в финал конкурса инвестпроектов на XV Международной туристической выставки «Дальтур-2011» и награждается дипломом «За вклад и развитие музейного дела в Приморском крае».
В 2016 году Партнёрство приобретает в собственность участок земли площадью 1,8 га. Когда-то это были огороды заводчан, но уже много лет земля стояла заброшенной. И наконец, в 2019 году, с приходом в губернаторы Приморского края Олега Кожемяко, Партнёрству был выделен первый транш субсидии на благоустройство выставочной площадки.
С февраля 2020 года началось перемещение авиатехники с территории завода «Прогресс» на выставочную площадку. На второй транш краевой субсидии, были полностью отремонтированы, отреставрированы и покрашены все пять (на тот момент) экспонатов: самолёты Ил-14, Ан-8, Як-40, Ту-134, вертолёт Ми-34. В это же время начат процесс передачи музею Министерством обороны списанного самолёта Су-27УБ с аэродрома Ц. Угловая (г. Владивосток), а затем самолёта Су-25 из аэродрома Домна (г. Чита).
Кратко об экспонатах
Здесь, я попробую рассказать немного о каждом экспонате то, что удалось узнать о предыдущей жизни экземпляров. Более подробно о технических и других особенностях самолётов и вертолётов можно узнать на сайте музея: https://dvmuseum.ru.
На сегодняшний день в музее выставлено десять экспонатов, все они отечественные летательные аппараты прошлых лет. Восемь самолётов (МиГ-15УТИ, Ил-14, Ан-8, Ту-134, Як-40. Су-27УБ, Су-25, Cу-24), один вертолёт (Ми-34) и крылатая ракета П-21 «Термит».
Начну, пожалуй с самолётов принадлежащих непосредственно авиаотряду завода «Прогресс». Этот Ту-134 совершил свой первый полёт в апреле 1969 г. и с этого же года нёс службу в авиакомпании LOT- Польские Авиалинии. В июле 1983 г. начинает летать в составе заводского авиаотряда. В 1993 г. был списан и находился на консервации. А теперь экспонат в музее.
Ан-8, этот борт то же остался после расформирования авиаотряда. Самолёт поднялся в небо в 1961 г. и нес службу в ВВС СССР. В декабре 1976 г. борт передан в Харьковское АПО. А с мая 1982 г. уже летает в составе Арсеньевского авиаотряда, вплоть до 2000 г. когда был поставлен на консервацию и впоследствии списан. Кстати экскурсии по музею проводит один из членов бывшего экипажа этого самолёта. А так как человек знает о самолётах не понаслышке, экскурсии проходят интересно, с различными историями из жизни.
Ил-14, как и Ан-8, начал свою службу в рядах ВВС СССР в 1957 г. С октября 1980 г. летал в составе Магаданского Аэрофлота, работал в ледовой разведке в районе Крайнего Севера, а с 1989 г. встал на хранение в аэропорту Черский одноимённого посёлка Нижнеколымского района. В октябре 1993 был перегнан на хранение в Арсеньев. Для чего в нём был демонтирован дополнительный топливный бак на 800 литров, который был необходим для проведения полетов без дозаправки в Северном Ледовитом океане. Очень интересную историю нашёл про этот перегон:
Был перегнан осенью 1993 года из а/п Черский в Арсеньев (на аэродром авиазавода) своим ходом сокращенным экипажем из 3 человек (без штурмана и бортрадиста), состоявшего из пилотов и бортинженера Ми-8. Специально для этой перегонки экипаж прошел в Хабаровском учебном авиацентре ускоренный курс переподготовки на Ил-14 без производства учебно-тренировочных полетов. Перегоночный полет был первым для экипажа полетом на Ил-14, опыт полетов на самолетах (Ан-2) до этого имел лишь один член экипажа.
Самолет планировали использовать в общественно-коммерческом проекте, который не состоялся.
Если рассмотреть фотографии, то можно увидеть два выпуклых блистера на кабине самолёта: один сверху, другой с левого борта. Верхний блистер предназначался для работы штурмана с астрокомпасом. А у бокового блистера было несколько назначений. У военных моделей там размещался бомбовый прицел, у гражданских экземпляров, работающих на Крайнем Севере, он предназначался для наблюдения за ледовой обстановкой. Так же в блистере имелся оптический визир, с помощью которого по земным ориентирам можно было определить в полете угол сноса.
Як-40К, как я уже писал выше, передан музею авиакомпанией Владивосток Авиа. Первый полёт самолёт совершил в 1976 году и всю свою трудовую жизнь проработал на Дальнем Востоке. Сначала в составе Аэрофлот - МГА СССР, после 1993 г. авиакомпания стала называться Владивосток Авиа. В августе 1999 г. самолёт встал на хранение, а в апреле 2004 г. вновь поднялся в небо. И только в феврале 2011 г. был передан на хранение заводу «Прогресс».
Миг-15УТИ. Для этого самолёта, стать экспонатом, уже третий пункт в биографии. Более сорока лет прослужил он памятником перед зданием Арсеньевского Авиационного Техникума. За столько лет, в роли памятника, самолёту очень досталось от подрастающего поколения.
От самолета осталась одна дырявая оболочка. Двигатель и системы отсутствуют. Дюралевая обшивка планера в результате механических повреждений и коррозии местами пришла в полную негодность. Полностью уничтожена и зашита листовым железом кабина лётчиков, отсутствуют многие технические лючки, часть обшивки покрыта несколькими слоями нештатной окраски, затрудняющей в дальнейшем реставрационные работы. Во многих местах повреждены поверхности рулей управления, вырвана хвостовая часть планера, на крыле и фюзеляже большое количество вмятин и иных повреждений.
Чтоб как то спасти раритетную машину, решено было перенести её в музей, для дальнейшей реставрации и установки как экспоната.
А вот где самолёт был, до того как стал памятником, узнать не удалось. Выяснил только, что выпущен был в 1949 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ).
Есть ещё один печальный факт из истории Миг-15УТИ, на самолёте такой же модели разбился космонавт Юрий Гагарин.
Су-24. Найти информацию на военные самолёты сложнее. В связи с последними событиями все реестры закрыты. Пишут, что самолёт прибыл из Благовещенска. Погуглив в интернете, про авиабазы в Амурской области, выяснил, что Су-24 базировались в селе Возжаевка, это на 100 км южнее Благовещенска. Но часть давно расформирована, а самолёты перегнаны на другие базы. Так что возможно этот самолёт из Возжаевки.
В это части служил лётчик-командир Су-24 Олег Пешков, сбитый над сирийско-турецкой границей. Подвигу Олега посвящён фильм «Небо».
Су-27УБ, как я уже писал выше, был передан Министерством обороны с авиабазы Центральная Угловая, на которой дислоцирован 22-й гвардейский истребительный авиационный Краснознамённый полк ВКС России.
И Су-25 с аэродрома Домна в Забайкальском крае, расположенный вблизи села Домна в 27 км юго-западнее города Читы.
На аэродроме базируется 120-й гвардейский отдельный смешанный полк. На вооружении полков стоят истребители Су-30СМ и штурмовики Су-25.
Вертолёт Ми-34. У этого красавца печальная судьба. Выпускался вертолёт непосредственно на заводе «Прогресс». В серию вышло всего 24 машины, после чего проект был свёрнут. Как я уже писал, в статье о заводе, главная причина прекращения выпуска неконкурентоспособность с Robinson R44. Так что именно эта машина, вероятней всего, ни разу не подымалась в небо. На нём даже отсутствует бортовой номер. И ведь красивая машина. Мне кажется, что сейчас, когда у нас повсеместно идёт импортозамещение, вертолёт вновь мог стать востребован.
Крылатая ракета П-21 «Термит», как и вертолёт, выпускалась на заводе «Прогресс». С 1959 г. был налажен выпуск ракет П-15 и П-15М (П-21- варианты П-15М поставлявшиеся на экспорт). Ракетами П-15, П-15М вооружались эсминцы, противолодочные корабли и специально спроектированные ракетные катера, позднее был разработан береговой противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж».
Пока это все экспонаты под открытым небом, но в будущем в музее могут появиться ещё вертолеты. Есть информация, что ведутся переговоры с министерством обороны РФ по приобретению списанных Ка-27 и Ка-29
Кроме авиатехники, на территории Центра есть административно-выставочный павильон с экспозицией «История отечественной авиации на Дальнем востоке» и конференц-залом с видеотекой на 48 посадочных мест.
Официальное открытие музея состоялось 10 сентября 2021 года. За то непродолжительное время, что прошло со дня открытия, музей успел стать популярным не только у горожан и жителей края, но и за его пределами.
Будете в Арсеньеве, настоятельно рекомендую посетить музей.
А на этом всё. Кому понравилась статья - ставьте большой палец и подписывайтесь на канал. Пишу не часто, но надеюсь интересно.
Пы.Сы. Другие статьи об Арсеньеве можно почитать здесь: