Найти тему

В Самару! Символы и обитатели особняка с кувшинками Евдокии Новокрещеновой

Главным символом самарского «ар нуво» считается особняк Е.П. Новокрещеновой на улице Фрунзе, 144. Двухэтажное здание, выстроенное по проекту архитектора Михаила Квятковского, появилось на усадьбе потомственной купеческой элиты – семьи Новокрещеновых – в 1907-м году.

В центре фасада на первом и втором этажах раскрыты трехчастные  прямоугольные оконные проёмы с  верхними фрамугами,  имеющими мелкую расстекловку.
В центре фасада на первом и втором этажах раскрыты трехчастные прямоугольные оконные проёмы с верхними фрамугами, имеющими мелкую расстекловку.

На асимметричном трехчастном фасаде над проемом парадного входа в уровне второго этажа справа вывешен акцентированный фигурной аттиковой стенкой эркер с большим выносом, опирающийся на кронштейны. Парадный вход имеет сложный рисунок дверного полотна со стеклянными вставками, центральный фигурный оконный проем эркера в верхней части мелко расстеклован.

Слева направо - братья Щербачевы, Михаил Квятковский, Александра Петровна Щербачева
Слева направо - братья Щербачевы, Михаил Квятковский, Александра Петровна Щербачева

В декоративном оформлении использованы стилизованные формы растительного мира – упругие, изящно изогнутые ветви и цветы тянутся вверх и группируются вокруг окон разнообразных причудливых форм. Утонченность рисунка гипсовой лепнины подчеркивает использование не традиционно белого, а светло-серого цвета на фоне желтой охры. Широкий выступ-ризалит в левой части фасада и раскрытые в нем широкие оконные проемы перерезаны вертикалями двух узких пилонов.

Лица жильцов на балконе к сожалению, рассмотреть не удается
Лица жильцов на балконе к сожалению, рассмотреть не удается

На втором этаже вывешен балкон с лепным ограждением «растительного» рисунка, аттиковое окно окружено цветками кувшинок, а группы тех же кувшинок, «наплывающих» на мостки пилонов с круглыми отверстиями, создают изысканный силуэт аттиковой стенки ризалита, увенчанного ажурной металлической «короной» с расходящимися лучами.

-4

Как видим, здесь воплощены все идеи модерна – асимметрия фасада, игра объемов с «висящим в воздухе» вторым этажом над входом, плавность и «текучесть» линий, богатство и фантастичность лепнины, напоминающей картины Альфонса Мухи и осам образ, олицетворяющий изменчивость природы и мира

"Парящий в воздухе" эркер
"Парящий в воздухе" эркер

Небольшие размеры главного фасада компенсировались протяженностью особняка вглубь усадьбы. Со стороны улицы находились парадные помещения, на первом этаже дворовой части – спальные комнаты и кухня, на втором – столовая, буфетная, гостиная, кабинет и будуар. На усадьбе так же имелись каменные баня, кладовые, дровяник, конюшня и каретник.

Боковые окна эркера тоже имеют "растительные" бионические очертания
Боковые окна эркера тоже имеют "растительные" бионические очертания

Заказчицу и хозяйку особняка, принадлежавшую к пятому «самарскому» поколению Новокрещеновых – Евдокию Павловну – иногда ошибочно называют Екатериной, хотя это имя ее сестры, умершей в раннем возрасте . В 1889-м году в возрасте 18 лет вышла замуж за внука Емельяна Шихобалова Ивана Ивановича (старшего брата Петра и Павла Шихобаловых). Через год у супругов родилась дочь Александра, позже – еще пятеро детей, из которых дожили до взрослых лет сыновья Павел и Николай.

Верхняя часть центрального и боковых окон эркера имеет общий абрис
Верхняя часть центрального и боковых окон эркера имеет общий абрис

В 1906-м году в жизнь семьи Новокрещеновых-Шихобаловых вошел известнейший впоследствии человек – Илья Алексеевич Шатров, русский (и позже советский) музыкант и композитор, автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии».

-8

Выделявшийся музыкальной одаренностью сын отставного унтер-офицера окончил Варшавский музыкальный институт со званием военного капельмейстера. С началом русско-японской войны был направлен на Дальний Восток, участвовал в сражении под Мукденом. Из бывшего состава оркестра в 61 человек в живых остались лишь семеро. Музыканты были награждены орденами, а оркестр удостоен серебряных труб. В 1906-м году полк перевелся в Самару, где Шатров закончил работу над вальсом, посвященным погибшим боевым товарищам и впервые исполнил его для широкой публики.

Венчающую здание "корону" считают символом то ли восходящего солнца, то ли созревших пшеничных колосьев...
Венчающую здание "корону" считают символом то ли восходящего солнца, то ли созревших пшеничных колосьев...

В том же году Илья Шатров познакомился с Александрой Шихобаловой . Написал для любимой еще один вальс - «Дачные грезы». Близилась свадьба – но 17-летняя Александра внезапно скончалась. В том же 1907-м году умер ее отец, Иван Иванович Шихобалов. На смерть невесты Шатров откликнулся еще одним сочинением – «Осень настала», а спустя два года женился на ее так же овдовевшей матери – Евдокии Павловне Новокрещеновой-Шихобаловой! Раньше в патриархальной купеческой среде подобное даже представить было невозможно, но новые идеи, как видим, проникли не только в архитектуру. Несостоявшаяся теща, ставшая женой, была на восемь лет старше супруга, в браке родились сыновья Владимир и Дмитрий(умерший в возрасте одного года).

Илья Алексеевич Шатров
Илья Алексеевич Шатров

Сразу же после революции Илья Алексеевич Шатров вступил в Красную Армию, стал капельмейстером кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны служил в Павлограде, затем – в Тамбове. Где и как жила в смутные времена Евдокия Павловна с сыновьями, неизвестно. Известно только, что в 1923-м году в возрасте 52-х лет она скончалась. Возникает вопрос, почему факты биографии довольно-таки видного в свое время музыканта почти неизвестны? Возможно, поскольку Шатров вскоре женился вторично на Антонине Михайловне Кузнецовой , новая супруга ревновала его к прошлому? Скорее, все же потому, что факт родства с богатой купеческой фамилией в те годы афишировать не стоило.

Дворовый фасад особняка
Дворовый фасад особняка

Альянс Ильи Шатрова с новой властью оказался вполне удачен: до Великой Отечественной войны руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, во время войны, уже будучи уволен в запас по возрасту, вернулся в армию и служил капельмейстером дивизии, закончил войну с двумя медалями и орденом Красной Звезды.

-12

Особняк Новокрещеновой сразу же после революции заняли новые власти. С уходом из Самары белочехов здесь работала городская комендатура, а с 1919-го года разместился детский дом. Позже здание разделили. Дворовую часть вместе с хозяйственными постройками переделали под жилье, изначальные коммуналки постепенно стали отдельными квартирами.

Рисунок дверные рамы тоже напоминает переплетение стеблей растений
Рисунок дверные рамы тоже напоминает переплетение стеблей растений

В парадной части чередовались организации – районный совет ветеранов, отдел статистики, отделение пенсионного фонда. В настоящее время расположился Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. В 1996 г. дом отреставрировали по проекту архитектора В.М. Сысоева.

Юбилейный конверт
Юбилейный конверт

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете