Главным символом самарского «ар нуво» считается особняк Е.П. Новокрещеновой на улице Фрунзе, 144. Двухэтажное здание, выстроенное по проекту архитектора Михаила Квятковского, появилось на усадьбе потомственной купеческой элиты – семьи Новокрещеновых – в 1907-м году.
На асимметричном трехчастном фасаде над проемом парадного входа в уровне второго этажа справа вывешен акцентированный фигурной аттиковой стенкой эркер с большим выносом, опирающийся на кронштейны. Парадный вход имеет сложный рисунок дверного полотна со стеклянными вставками, центральный фигурный оконный проем эркера в верхней части мелко расстеклован.
В декоративном оформлении использованы стилизованные формы растительного мира – упругие, изящно изогнутые ветви и цветы тянутся вверх и группируются вокруг окон разнообразных причудливых форм. Утонченность рисунка гипсовой лепнины подчеркивает использование не традиционно белого, а светло-серого цвета на фоне желтой охры. Широкий выступ-ризалит в левой части фасада и раскрытые в нем широкие оконные проемы перерезаны вертикалями двух узких пилонов.
На втором этаже вывешен балкон с лепным ограждением «растительного» рисунка, аттиковое окно окружено цветками кувшинок, а группы тех же кувшинок, «наплывающих» на мостки пилонов с круглыми отверстиями, создают изысканный силуэт аттиковой стенки ризалита, увенчанного ажурной металлической «короной» с расходящимися лучами.
Как видим, здесь воплощены все идеи модерна – асимметрия фасада, игра объемов с «висящим в воздухе» вторым этажом над входом, плавность и «текучесть» линий, богатство и фантастичность лепнины, напоминающей картины Альфонса Мухи и осам образ, олицетворяющий изменчивость природы и мира
Небольшие размеры главного фасада компенсировались протяженностью особняка вглубь усадьбы. Со стороны улицы находились парадные помещения, на первом этаже дворовой части – спальные комнаты и кухня, на втором – столовая, буфетная, гостиная, кабинет и будуар. На усадьбе так же имелись каменные баня, кладовые, дровяник, конюшня и каретник.
Заказчицу и хозяйку особняка, принадлежавшую к пятому «самарскому» поколению Новокрещеновых – Евдокию Павловну – иногда ошибочно называют Екатериной, хотя это имя ее сестры, умершей в раннем возрасте . В 1889-м году в возрасте 18 лет вышла замуж за внука Емельяна Шихобалова Ивана Ивановича (старшего брата Петра и Павла Шихобаловых). Через год у супругов родилась дочь Александра, позже – еще пятеро детей, из которых дожили до взрослых лет сыновья Павел и Николай.
В 1906-м году в жизнь семьи Новокрещеновых-Шихобаловых вошел известнейший впоследствии человек – Илья Алексеевич Шатров, русский (и позже советский) музыкант и композитор, автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии».
Выделявшийся музыкальной одаренностью сын отставного унтер-офицера окончил Варшавский музыкальный институт со званием военного капельмейстера. С началом русско-японской войны был направлен на Дальний Восток, участвовал в сражении под Мукденом. Из бывшего состава оркестра в 61 человек в живых остались лишь семеро. Музыканты были награждены орденами, а оркестр удостоен серебряных труб. В 1906-м году полк перевелся в Самару, где Шатров закончил работу над вальсом, посвященным погибшим боевым товарищам и впервые исполнил его для широкой публики.
В том же году Илья Шатров познакомился с Александрой Шихобаловой . Написал для любимой еще один вальс - «Дачные грезы». Близилась свадьба – но 17-летняя Александра внезапно скончалась. В том же 1907-м году умер ее отец, Иван Иванович Шихобалов. На смерть невесты Шатров откликнулся еще одним сочинением – «Осень настала», а спустя два года женился на ее так же овдовевшей матери – Евдокии Павловне Новокрещеновой-Шихобаловой! Раньше в патриархальной купеческой среде подобное даже представить было невозможно, но новые идеи, как видим, проникли не только в архитектуру. Несостоявшаяся теща, ставшая женой, была на восемь лет старше супруга, в браке родились сыновья Владимир и Дмитрий(умерший в возрасте одного года).
Сразу же после революции Илья Алексеевич Шатров вступил в Красную Армию, стал капельмейстером кавалерийской бригады. После окончания Гражданской войны служил в Павлограде, затем – в Тамбове. Где и как жила в смутные времена Евдокия Павловна с сыновьями, неизвестно. Известно только, что в 1923-м году в возрасте 52-х лет она скончалась. Возникает вопрос, почему факты биографии довольно-таки видного в свое время музыканта почти неизвестны? Возможно, поскольку Шатров вскоре женился вторично на Антонине Михайловне Кузнецовой , новая супруга ревновала его к прошлому? Скорее, все же потому, что факт родства с богатой купеческой фамилией в те годы афишировать не стоило.
Альянс Ильи Шатрова с новой властью оказался вполне удачен: до Великой Отечественной войны руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, во время войны, уже будучи уволен в запас по возрасту, вернулся в армию и служил капельмейстером дивизии, закончил войну с двумя медалями и орденом Красной Звезды.
Особняк Новокрещеновой сразу же после революции заняли новые власти. С уходом из Самары белочехов здесь работала городская комендатура, а с 1919-го года разместился детский дом. Позже здание разделили. Дворовую часть вместе с хозяйственными постройками переделали под жилье, изначальные коммуналки постепенно стали отдельными квартирами.
В парадной части чередовались организации – районный совет ветеранов, отдел статистики, отделение пенсионного фонда. В настоящее время расположился Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. В 1996 г. дом отреставрировали по проекту архитектора В.М. Сысоева.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете