Найти тему
Книжный мiръ

От библиоморфа до блука. Юлия Щербинина «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты»

Вот кто бы мог подумать, что вещи, выполненные в виде книг, станут предметом изучения! Мы специально проверили: в постсоветской российской энциклопедии «Книга» 1999 года выпуска ещё нет ничего похожего на определение библиоподобных предметов, зато в немецкой «Энциклопедии книжной индустрии» очень даже есть: книжные симулякры названы «объектами и дизайном, которые имитируют книги, не будучи ими».

Неизвестный гравер, издатель, Мартин Энгельбрехт. Персонификация Книготорговли. Иллюстрация из книги Галины Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Неизвестный гравер, издатель, Мартин Энгельбрехт. Персонификация Книготорговли. Иллюстрация из книги Галины Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Наши ученые сегодня тоже не остались в стороне: только что в издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга филолога, доктора наук Юлии Щербининой, посвященная альтернативной истории книжной культуры. Почти полтысячелетия люди изготавливают книжные муляжи для разных надобностей – всем нам знакомы ширпотребовские жестяные коробки для конфет или шкатулки для мелочей в виде книжки с толстеньким корешком и золоченым обрезом.

Грелка для рук из глазурованного фаянса. Первая половина XVIII века. Метрополитен-музей (США). Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Грелка для рук из глазурованного фаянса. Первая половина XVIII века. Метрополитен-музей (США). Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Как только не называют фальшивые книги: библиоморф, фальшбук, книгосимулякр, книжная ловушка, блук (от английского слова blook – сокращение от looks like abook – «смотрящийся как книга»). 

«Блук можно назвать упаковкой для эмоций, сосудом для чувств, емкостью для желаний, контейнером для воспоминаний... Он способен создать любую иллюзию, будучи сам иллюзией. Он драматизирует наши отношения с книгами. Наслаждение манипуляциями с блуками сродни удовольствию от ультрамодного нынче анбоксинга (англ. unboxing) — публичной распаковки товаров, фиксируемой на видеокамеру».

Книжные шкафы с застекленными дверцами-обманками Николаевской эпохи. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Книжные шкафы с застекленными дверцами-обманками Николаевской эпохи. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Многим обозначениям даже русского перевода подобрать невозможно, так как в литературоцентричной России Книга всегда рассматривается именно так, с большой буквы – с позиции сохраняющегося на века содержания, как произведение высокой словесности. Помните советские плакаты, висящие в каждой библиотеке, с призывом: «Берегите книгу!»? Ведь даже такие простые лозунги были не совсем о том, что нельзя вырывать из книжки странички или загибать их уголки – как совершенно правильно заметила автор, это скорее «обрядовая формула вроде “берегите честь” или “храните любовь”». Лучше и не скажешь. 

Часы в форме книги. Немецкий мастер-монограмист EBG, ок. 1600. Государственный Эрмитаж. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Часы в форме книги. Немецкий мастер-монограмист EBG, ок. 1600. Государственный Эрмитаж. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Весь мир, уместившийся в книгу или фейкбук (имитация книги) – новый способ создания книжной вселенной в виде предмета. Прекрасная вещица привлекала гораздо большее внимание окружающих, чем настоящая книга.  Мода на такие имитации-сейфы родилась в начале XVII века – внутри искусно созданных пустотелых томов размещались разнообразные диковины, что соответствовало самому стилю эпохи барокко – упоение обманом.

Миниатюрная библиотечка работы Суэнония Мандельгрина, ок. 1736. Рейксмузеум (Нидерланды). Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Миниатюрная библиотечка работы Суэнония Мандельгрина, ок. 1736. Рейксмузеум (Нидерланды). Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Или ксилотеки XVIII века – коллекции древесных пород в виде книг, так называемые лесные библиотеки, где каждый «том» состоял из двух «переплетов», связанных кожаными ремешками, а внутри хранились прикрепленные к обложке образцы соответствующего дерева. 

Помимо безобидных, в общем-то, муляжей, над книгами производились самые настоящие издевательства и вивисекции. Английский библиограф XIX века Томас Дибдин в своем сочинении «Библиомания или Книжное безумие» описывает жуткое для настоящего ценителя книг увлечение: библиоманьяки вырезали из печатных изданий фрагменты для создания собственных текстовых компиляций. Сегодня сложно поверить, что столь чудовищное занятие вылилось в настоящее течение грэйнджеритов – библиофильской секты, подобной «литературному Чингисхану, сеющему вокруг себя ужас и разорение». Чтобы незаметно получить нужную для компиляции страничку из редкой библиотечной книги, вредитель вкладывал в томик нить, смоченную кислотой, и спустя некоторое время вытаскивал вожделенный трофей, аккуратно отделенный от книжного блока. Вот такое деструктивное увлечение…

Вращающийся книжный шкаф из красного дерева эпохи Регентства, ок. 1820. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Вращающийся книжный шкаф из красного дерева эпохи Регентства, ок. 1820. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Еще одно модное в XIX веке поветрие – складывание фигурок из бумаги (оригами), погубило великое множество книг, так же, как и собственноручное изготовление праздничных елочных украшений из ярких книжных иллюстраций.

Книга как предмет шпионского арсенала частенько мелькает в отечественных и зарубежных фильмах – вспомним, как из-под книжной обложки неожиданно возникал пистолет, хранящийся там в специально вырубленной нише. А в конце XIX века появилась одна из первых книжных камер промышленного производства – фотоаппарат в виде сборника религиозных гимнов – ходи по улицам, проникаясь божественным чтением, исподволь фотографируя объект слежения. Вещица получила название Taschenbuch, по-немецки «книга в мягкой обложке».

Браслет, ок. 1875. Музей искусств (США). Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Браслет, ок. 1875. Музей искусств (США). Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Нео, главный герой культового фильма «Матрица», хранит тайные компьютерные диски в муляже философского трактата Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»… В общем, утрата идентичности книги, подспудно происходящая из века век, налицо.

Как написано в предисловии к новой книге Юлии Щербининой, «называя книгу сокровищем или драгоценностью, мы можем иметь в виду и оформление, и содержание. Сама природа, сущность книги – неисчерпаемый источник эстетической игры, остроумны интерпретаций, каламбуров и шуток».

Читать Книгу или созерцать искусно сработанный мастером эрзац - выбор за вами…

Советский плакат, 1926. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Советский плакат, 1926. Иллюстрация из книги Юлии Щербининой «Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты». – М.: Альпина нон-фикшн, 2023

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!