Вот кто бы мог подумать, что вещи, выполненные в виде книг, станут предметом изучения! Мы специально проверили: в постсоветской российской энциклопедии «Книга» 1999 года выпуска ещё нет ничего похожего на определение библиоподобных предметов, зато в немецкой «Энциклопедии книжной индустрии» очень даже есть: книжные симулякры названы «объектами и дизайном, которые имитируют книги, не будучи ими».
Наши ученые сегодня тоже не остались в стороне: только что в издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга филолога, доктора наук Юлии Щербининой, посвященная альтернативной истории книжной культуры. Почти полтысячелетия люди изготавливают книжные муляжи для разных надобностей – всем нам знакомы ширпотребовские жестяные коробки для конфет или шкатулки для мелочей в виде книжки с толстеньким корешком и золоченым обрезом.
Как только не называют фальшивые книги: библиоморф, фальшбук, книгосимулякр, книжная ловушка, блук (от английского слова blook – сокращение от looks like abook – «смотрящийся как книга»).
«Блук можно назвать упаковкой для эмоций, сосудом для чувств, емкостью для желаний, контейнером для воспоминаний... Он способен создать любую иллюзию, будучи сам иллюзией. Он драматизирует наши отношения с книгами. Наслаждение манипуляциями с блуками сродни удовольствию от ультрамодного нынче анбоксинга (англ. unboxing) — публичной распаковки товаров, фиксируемой на видеокамеру».
Многим обозначениям даже русского перевода подобрать невозможно, так как в литературоцентричной России Книга всегда рассматривается именно так, с большой буквы – с позиции сохраняющегося на века содержания, как произведение высокой словесности. Помните советские плакаты, висящие в каждой библиотеке, с призывом: «Берегите книгу!»? Ведь даже такие простые лозунги были не совсем о том, что нельзя вырывать из книжки странички или загибать их уголки – как совершенно правильно заметила автор, это скорее «обрядовая формула вроде “берегите честь” или “храните любовь”». Лучше и не скажешь.
Весь мир, уместившийся в книгу или фейкбук (имитация книги) – новый способ создания книжной вселенной в виде предмета. Прекрасная вещица привлекала гораздо большее внимание окружающих, чем настоящая книга. Мода на такие имитации-сейфы родилась в начале XVII века – внутри искусно созданных пустотелых томов размещались разнообразные диковины, что соответствовало самому стилю эпохи барокко – упоение обманом.
Или ксилотеки XVIII века – коллекции древесных пород в виде книг, так называемые лесные библиотеки, где каждый «том» состоял из двух «переплетов», связанных кожаными ремешками, а внутри хранились прикрепленные к обложке образцы соответствующего дерева.
Помимо безобидных, в общем-то, муляжей, над книгами производились самые настоящие издевательства и вивисекции. Английский библиограф XIX века Томас Дибдин в своем сочинении «Библиомания или Книжное безумие» описывает жуткое для настоящего ценителя книг увлечение: библиоманьяки вырезали из печатных изданий фрагменты для создания собственных текстовых компиляций. Сегодня сложно поверить, что столь чудовищное занятие вылилось в настоящее течение грэйнджеритов – библиофильской секты, подобной «литературному Чингисхану, сеющему вокруг себя ужас и разорение». Чтобы незаметно получить нужную для компиляции страничку из редкой библиотечной книги, вредитель вкладывал в томик нить, смоченную кислотой, и спустя некоторое время вытаскивал вожделенный трофей, аккуратно отделенный от книжного блока. Вот такое деструктивное увлечение…
Еще одно модное в XIX веке поветрие – складывание фигурок из бумаги (оригами), погубило великое множество книг, так же, как и собственноручное изготовление праздничных елочных украшений из ярких книжных иллюстраций.
Книга как предмет шпионского арсенала частенько мелькает в отечественных и зарубежных фильмах – вспомним, как из-под книжной обложки неожиданно возникал пистолет, хранящийся там в специально вырубленной нише. А в конце XIX века появилась одна из первых книжных камер промышленного производства – фотоаппарат в виде сборника религиозных гимнов – ходи по улицам, проникаясь божественным чтением, исподволь фотографируя объект слежения. Вещица получила название Taschenbuch, по-немецки «книга в мягкой обложке».
Нео, главный герой культового фильма «Матрица», хранит тайные компьютерные диски в муляже философского трактата Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»… В общем, утрата идентичности книги, подспудно происходящая из века век, налицо.
Как написано в предисловии к новой книге Юлии Щербининой, «называя книгу сокровищем или драгоценностью, мы можем иметь в виду и оформление, и содержание. Сама природа, сущность книги – неисчерпаемый источник эстетической игры, остроумны интерпретаций, каламбуров и шуток».
Читать Книгу или созерцать искусно сработанный мастером эрзац - выбор за вами…
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!