Это непросто. Поначалу требует немало усилий – научиться различить, условно, до 10 видов плача клиента и понимать его потребности, искать символические способы реализации.
«Способность к чуткости – это не только качество личности, но и навык, как способность к эмпатии, в широком смысле этого слова», – комментирует Марина Пономарёва, клинический психолог, автор программы «Техники психологического консультирования». Эксперт привела в качестве примера несколько критериев – по аналогии с родительской чуткостью, описанной Мэри Эйнсворт.
- Быть в состоянии воспринимать сигналы клиента – слышать, видеть, замечать, что происходит с клиентом, его состоянием, как оно меняется, на что и как реагирует.
- Уметь верно истолковывать эти сигналы и отличать их от собственных потребностей и проекций. Когда клиент говорит/делает так, значит, он злится, например, закрывается или наоборот воодушевляется. Другими словами – «я вижу, что с ним происходит, и понимаю, что это может значить».
- Подобающим образом, то есть не буквально, но символически – реагировать на считанные от клиента сигналы.
- Реакция (интервенция) должна быть обдуманной прежде, чем реализованной!
- Развитие чуткости и понимания потребностей клиента – это необходимое условие для формирования здорового надёжного альянса, что в свою очередь служит основой здоровых отношений и питательных условий для изменений.
Подробнее о чуткости психолога вы узнаете на программе «Техники психологического консультирования» по этой ссылке.