Мы уже рассказывали о том, что после гибели «Титаника» в 1912 г., был организован Международный Ледовый Патруль, который занимался отслеживанием местоположения айсбергов. На тот момент это делали по средствам визуальных наблюдений с судна, а также с помощью авиаразведки.
Сегодня, самый современный и надежный способ отслеживания опасных ледяных объектов — радиомаяки.
Радиомаяк – передающая радиостанция, излучающая радиосигналы, используемые для определения координат различных объектов, либо для определения местонахождения самого радиомаяка.
Радиомаяк способен передавать довольно длительное время оперативные данные удаленному пользователю, находясь в любой точке планеты, поэтому такое устройство идеально подходит для отслеживания плавучих льдин.
Выставление устройств на айсберги и дальнейшее их отслеживание не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд.
Радиомаяки можно выставлять на лед несколькими способами:
- Вручную - то есть непосредственно высадка специалистов на лед.
- Плавно спустить с помощью БПЛА или вертолета.
- Сбросить с парашютной системой с низколетящего самолета или вертолета.
- Обвязать ледяное образование тросом с прикрепленным к нему радиомаяком.
Конструкция наших радиомаяков адаптирована к установке на лед вторым способом, то есть, средствами БПЛА.
Мониторинг передвижения радиомаяка обеспечивается через спутниковые системы передачи данных.
Сообщения передаются в виде координат местоположения устройства, которые и получает удаленный пользователь.
Определение позиции происходит каждые 4 минуты, а передача сообщения на спутник — каждую минуту.
Правда, в северных широтах данные обычно передаются с некоторой временной задержкой: от 8 минут до нескольких десятков минут.
Задержка зависит от географического положения буя.
С целью устранения данного факта специалистами ООО «ВИЗАРД» разработан судовой комплекс, обеспечивающий непосредственное получение данных экипажем в режиме реального времени с помощью мобильного приемника.
Комбинирование передачи данных через спутники в береговой центр управления ледовой обстановкой и прямой передачи данных на буровую установку или на вспомогательное судно является оптимальным решением для организации надежного двухуровнего мониторинга ледовой обстановки.
Радиомаяки VIZARD выполнены в двух вариантах:
- в виде сферы диаметром 120 мм
- в виде сферы диаметром 210 мм
Потеря радиомаяка практически невозможна.
Каждый радиомаяк оснащен петлей, которая используется для крепления к радиомаяку металлической цепи-якоря, разогревающейся от солнечных лучей, вмерзающей в лед и удерживающей радиомаяк на поверхности ледяного образования.
После спуска на лед радиомаяк самостоятельно принимает вертикальное положение благодаря смещённому центру тяжести.
В случае протаивания льда или снега вблизи радиомаяка и образования лужи на поверхности льда радиомаяк продолжает успешно функционировать, так как обладает положительной плавучестью.
Радиомаяки диаметром 120 мм имеют внешнюю антенну и рассчитаны на 5-7 суток режима передачи данных. Они устанавливаются на айсберги в том случае, если специалистами определено, что ледяное образование не представляет потенциальной опасности судам, и его жизненный цикл закончится в пределах этого времени, однако, он все еще находится в зоне курсирования судов или осуществления промышленной или научной деятельности.
Радиомаяки диаметров 210 мм рассчитаны на функционирование в течение 180 суток.
Такой тип радиомаяков устанавливается на крупные потенциально опасные ледяные образования в зоне судоходства или около точек бурения, после чего интенсивно отслеживаются специалистами. Далее, в случае критического приближения айсберга,оперативно проводятся мероприятия по изменению его траектории, либо его вовсе ликвидируют.
Наиболее продолжительное отслеживание айсберга при помощи радиомаяка в нашей практике длилось 105 суток, до тех пор, пока, по интенсивности и мощности передачи данных, а также по скорости перемещения устройства, специалистам не стало понятно, что радиомаяк находится в воде, а значит, айсберг растаял.
На сегодняшний день при использовании вышеописанных современных технологий вероятность столкновений и катастроф с айсбергами сведена к нулю! 🔥