Найти в Дзене

ИУДАИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

«Во всем виноваты евреи. Это их Бог нас всех сотворил.» Ежи Лец.

Появление еврейского государства религия иудаизм связывает с приходом мессии. По этой причине не все религиозные евреи признали, и в настоящее время есть такие, которые не признают Государство Израиль, созданный вопреки постановлениям религиозных законов. Чтоб не нарушать один из основных Законов иудаизма, по — настоящему религиозные евреи не должны признавать рукотворное, сотворенное не мессией еврейское государство. В 1948 году не религиозные евреи создали демократическое еврейское государство для преследуемых и спасшихся в холокосте евреев, а посему одобрения или признания религией и религиозными евреев не требуется. Еврейское демократическое Государство предоставляет равные права всем гражданам Еврейского Государства независимо от вида и меры их религиозности. Поэтому есть предложение, которое должно удовлетворить и примирить как светскую часть еврейского народа Израиля, так и всех религиозных евреев. Это предложение состоит в том, что, созданное евреями, нерелигиозное еврейское государство, с точки зрения религии и религиозных евреев, является не кошерным еврейским государственным образованием и никогда таковым стать не может. Но ведь живут до сих пор религиозные и не религиозные евреи в странах рассеяния, где часто подвергаются всякого рода преследованиям и до сих пор в Государство Израиль не приехали. Разница в проживании евреев в Государстве Израиль и проживание их любом гойском государстве в том, что в еврейском государстве им никто и никогда не будет мешать ждать мессии и исполнять все религиозные обряды, и никто и никогда не будет преследовать никоим образом их и устраивать еврейские погромы. Религиозные евреи, проживая в не кошерном еврейском государстве так, как продолжают жить огромное количество евреев в странах рассеяния, и как они сами жили в рассеянии до эмиграции в не кошерное Еврейское Государство, принимать участия в управлении не кошерным государством не должны. Они должны ждать прихода мессии. Так раньше жили в рассеянии все евреи. Так должны жить религиозные евреи и в не кошерном Государстве Израиль. С приходом мессии, он возведет еврейское государство в статус кошерности, и правление еврейским государством светские евреи сразу передадут в правление религиозным евреям. Во время правления Страной светскими евреями они, конечно, сразу создадут конституцию, в которой одной из главных статей будет статья о том, что с приходом мессии руководство Страной переходит в руки религиозных евреев. Если это предложение религиозных не устраивает, то, нарушая один из основных Законов иудаизма, никакие они не религиозные, псевдорелигиозные они. Такое предложение не противоречит нашей, еврейской, религии; поэтому религиозные евреи должны с ним согласиться. И светские евреи с таким предложением, конечно, согласятся. Еврейская религия утверждает, что приход мессии принесет всему человечеству покой и избавление от всех житейских проблем. Религиозные евреи осознают, что приход мессии задерживается, но они и в наше время продолжают ожидать его прихода. Мессианская идея представляет собой важнейший и уникальнейший вклад еврейского народа в духовное наследие человечества. Особенностью мессианских чаяний является ожидание золотого века в будущем. Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий, поэтому еврейский народ стал ждать благополучия в будущем и мечтать о спасителе и избавителе. Народ получил надежду. Мне все это представляется обманом, но во благо. Ведь говорится, что «надежда уходит последней». И умные евреи, такие как Рамбам, восемьсот лет назад отмечали, что мессия задерживается, но он, Рамбам, будет ждать его каждый день. Лично я понимаю, что своим личным примером Рамбам увлекает всех, кому это важно, верить. Верить, ведь другого выхода все равно нет.

Религия иудаизм появился около четырех тысяч лет тому назад. Это одна из первых монотеистических религий человечества. Создатели ее, надо полагать, знали древнюю культуру Греции, Рима и, возможно, были знакомы с культурой Индии и Китая. Народ еврейский до получения религии иудаизм был не организован и примитивен. Независимо от иудаизма, и в то же время появилась другая монотеистическая религия — зороастризм. Позже появились христианство и ислам. Их не было бы, если бы уже не существовал иудаизм. Эти обе религии, совершенно очевидно, взяли много из основ иудаизма. Во времена появления иудаизма и позже религия была единственным местом приложения человеческого таланта. Умнейше еврейские головы того времени оставили о себе память именно в религиозных писаниях. В наше время религии оскудели. Нет тех мудрецов, которые способны были бы создать творения подобные Торе или Талмуду, потому что умные головы ушли в науку. В те далекие времена и позже религия и ее Законы были путеводной звездой еврейского народа. Религия и ее писания учили людей жить, определяли все законы жизни человеческого общества. Семейные отношения, правовые законы общества регламентировались религиозными постановлениями, которые рассматривались, как Законы религии и поэтому были обязательны для исполнения. Религия была неотделимой частью еврейского народа. Она была прогрессивна. В те далекие времена, если можно говорить о еврейской цивилизации, то это была религия иудаизм. Это был компас, который указывал народу путь в жизни. Без нее человеческое общество оставалось как «без руля и без ветрил», то есть в диком состоянии. Бэйт- Кнессет (синагога) был культурным и образовательным центром еврейской общины. Здесь вершили правосудие, лечили больных, учили детей грамоте, проводили бракосочетания и все другие гражданские акты. Здесь проходили организационные мероприятия военного характера. Синагога была центром жизни евреев, без которого жизнь еврейской общины не могла протекать. Иудаизм для еврейского народа в этот период времени был прогрессивен, и играл огромную положительную роль в жизни еврейского народа, особенно после разрушения Второго Храма, когда, объединяющими евреев, в разбросанных по миру, среди чужих народов, еврейских общин стали лишь религия и язык. Все это в полной мере имело смысл до 1948 года, когда появилось демократическое еврейское государство. С появлением еврейского государства забота о еврейском народе и спасительная роль еврейского народа, как еврейского, перешла полностью в обязанности еврейского государства. Однако не весь еврейский народ собрался в своем еврейском государстве. Большая часть евреев продолжает жить в рассеянии. Процесс возвращения евреев на свою историческую родину бессрочен, и каждый исполняет это святое для себя дело по своему усмотрению. С большей или меньшей интенсивностью, но процесс алии (возвращения) происходит безостановочно. Большие еврейские общины существуют в США, Канаде, Австралии, Франции и в других странах. Но в демократических странах религии отделены от государства. Еврейские общины там существуют, но подчинены они сами себе. Каждый еврей в этих странах располагает правами и обязанностями наравне со всеми другими гражданами страны, независимо от их религии. Евреи предоставлены там сами себе. Они сами заботятся о своем благополучии и, если в государственные структуры они попадают, то не как евреи и на общих основаниях. В Израиле существуют признанные еврейские религиозные политические партии, допущенные в политическую жизнь Страны. Это ошибка, которая, если не будут устранена, приведет со временем к превращению Государства Израиль в религиозное государство. Наподобие Ирана. В поведении разных религий много общего. А это для Еврейского Государства — конец существованию. Можно сказать, что еврейская религия выполнила, предназначенную ей специфическую историческую роль — она сохранила народ, а вместе с ним и саму себя от исчезновения, как это произошло со многими другими народами и религиями. В этом ее исключительная заслуга. Но прошли тысячелетия. За это время в науке и технике произошли революционные изменения. Мир стал иным. А религиозные и ультрарелигиозные евреи продолжают жить той же жизнью. Еврейская Тора не утратила своего исторического значения, но в жизни современных евреев она совершенно не нужна. Сегодня даже ультрарелигиозные евреи лечатся больше у врачей в больницах, а не у раввинов, как это было ранее. И раввины лечатся у врачей. Для разрешения споров идут в гражданский или в уголовный суд. Религиозный суд в Израиле тоже существует, но признают его только религиозные. Во многом он противоречит гражданским судебным инстанциям. Религия и раввины становятся не необходимы для жизни народа. Все делают государственные структуры. Все — за исключением одного! Душа человека государству не подвластна. Для общения с Богом нужна религия. Но религиозным этого мало. Они хотят править людьми, править не кошерной Страной. Это не религиозные это псевдорелигиозные евреи. Религиозные евреи сидят в Меа Шаарим и молятся Богу. Отдают ли себе религиозные евреи отчет в том, что окружающий их мир стал иным? Нет, они ездят теперь на мерседесах, а не на ослах, и дома они освещают электричеством, а не свечкой, но вот религия иудаизм осталась неизменна. Воинствующий иудаизм в Израиле, насаждающий древние порядки в современную жизнь, — это смертельный для Страны эксперимент. Иудаизм был создан не для того, чтоб управлять современным государством, и сам, того не осознавая, стал опасным врагом Государству Израиль. Иудаизм, в отличие от его прогрессивной роли в период его созидания, неизменный с тех пор, стал реакционным и опасным для Страны в наши дни. А посему иудаизм, в существующем виде, должен быть удален от управления государством. Отделен от государства. Каждый еврей, независимо от его религиозности, волен участвовать в политической жизни Страны. Религиозные еврейские политические партии не должны регистрироваться и существовать. Это самая большая ошибка, допущенная Бен-Гурионом при образования еврейского государства. Религия иудаизм должна оставаться вне политики. В Стране существует система Государственных законов, обязательных для всех граждан Государства Израиль. Существование параллельно другой системы Законов (для религиозных) совершенно неприемлемо. Каждый гражданин Страны обязан подчиняться только одному законодательству. Эти две системы во многом будут противоречить одна другой, что Государство не должно допускать. Пример. Взяточничество и уклонение от оплаты налогов религиозный суд, как уголовные преступления не рассматривает, а по законам гражданского судопроизводства –это тяжкое уголовное преступление. Таких примеров можно привести множество. Решения религиозного суда могут признаваться только в отдельных вопросах жизни народа. О необходимости реформы иудаизма говорили и говорят многие. Но великий иудаизм измельчал. Вот что о состоянии иудаизма писал Ахад Гаам, главный идеолог Духовного сионизма, в своей статье «Учение сердца»: «Мы славимся тем, что мы — «народ книги»; а между тем, вся наша беда состоит в том, что мы теперь не литературный народ, а книжный народ. А разница между тем и другим громадная. «Литературный народ» неустанно творит литературные произведения, соответствующие потребностям все более и более осложняющейся и прогрессирующей жизни, ибо сами эти произведения являются продуктом народной жизни в каждый данный момент. Книжный же народ, это — «раб книги» устаревшей мертвой буквы, которой он насильственно подчиняет требования жизни, из-за которой он умерщвляет все свои желания и стремления, все живые, исходящие из молодого сердца чувства и порывы. Не всегда был еврейский народ «книжным». Во времена пророков сердце и чувства руководили всей народной жизнью. Но и во времена талмудистов еврейство еще далеко не окаменело. Танаиты, эти великие толкователи Моисеева закона, еще умели подчинять букву закона внутреннему её смыслу, который они естественным образом находили в ней сообразно с духом их времени и с требованиями живого народного сердца, развивающегося и бьющего ключом народного чувства. В Библии сказано «Око за око», а приговор Талмуда гласит: «Деньги за око». На каком основании талмудисты позволили себе так толковать слова Библии? Постепенное интеллектуальное развитие еврейского народа, многовековое развитие его нравственного чувства, изменили мало-по-малу и незаметным для всех образом столь ясный смысл библейского закона, который в глубокой древности, когда нравственное чувство не было еще особенно развито, по всей вероятности, имел буквальное применение и у евреев, так же, как у индусов, египтян, греков и римлян. Лишь к концу эпохи 2-го храма, когда живое сердце почувствовало, что слишком жестоко и неразумно мстить вместо того, чтоб творить справедливость, что в результате такого наказания получаются два изувеченных члена общества, вместо одного, тогда это живое сердце стало возмущаться таким жестоким законам и живое религиозное чувство, естественно, не могло допустить, чтоб Божественное Правосудие предписывало такие жестокие и бессмысленные законы. Весьма естественно, что это религиозное чувство бессознательно приписывает древним словам новый смысл, и Талмуд постановляет, что за выколотый глаз уплачивается денежная пеня, которую получает сам изувеченный. Талмудисты в этом случае вовсе не являются реформаторами, они даже и не подозревают, что они изменили и в известном смысле даже отменили библейский закон. Они только были глубоко убеждены, что Всемилостивый Иегова, давший Тору Моисею, не может предписать несообразностей и жестокостей, а потому в самих словах Его «око за око» по необходимости должен заключаться тот смысл, который соответствовал нравственному чувству современного им еврейства. Таким образом, иудаизм и в талмудическую эпоху постоянно обновлялся благодаря животворящему народному чувству. Лишь после заключения Талмуда, когда национальная жизнь евреев вполне потеряла свой самостоятельный характер, когда бесконечные гонения иссушили последние наши жизненные соки и притупили все наши человеческие чувства, когда вся наша национальная жизнь сосредоточилась на изучении толстых богословских фолиантов и на исполнении бесчисленного множества обрядов, — лишь тогда иудаизм, как религиозное учение, приходит в застой и мало-по малу каменеет. Великий поэт наш Л. О. Гордон изображает в прелестной своей поэме «венчик йоты» , как раввин рабби Вовси уничтожает бракоразводный документ одной покинутой мужем женщины, только потому, что в этом документе имя мужа неправильно написано, так как в этом имени якобы недостает буквы «йуд». Благодаря такому безапелляционному решению, несчастная молодая женщина навеки не может выйти замуж за любимого человека и пристроить своих осиротевших детей. Кто виноват? Не раввин, который знает только свою религиозную обязанность и считает свое решение Самим Богом предписанным, и не закон, который, как мы видели, всегда меняется смотря по требованиям жизни и по вызванным толкованиям богословов. Виновата окаменелость иудаизма, мертвенность еврейского народного сердца. Еврейское сердце перестало естественно биться, в унисон с естественным, непосредственным чувством, и стало механически постукивать в такт мертвой букве закона. Возможно ли снова оживить еврейское сердце?……» Обратим еще раз внимание, Ахад Гаам говорит, что еврейский народ творил произведения, соответствующие потребностям все более и более осложняющейся и прогрессирующей жизни. Ахад Гаам жил 1856–1927 гг. Именно после его смерти произошли самые значительные революционные изменения в науке и технике и, соответственно, изменились условия жизни людей, всех людей. Где творения народа, соответствующие столь осложнившейся и прогрессировавшей жизни? Они есть!!! Но не в религии. 26% от всех Нобелевских лауреатов Мира — евреи! Не это ли феноменальная заслуга еврейского сердца и творения еврейского народа современности. А ведь религия и по сей день не сдвинулась с четырех тысячелетнего далёка ни на йоту. Чтоб вновь обрести значение передового отряда еврейского народа, чтоб стать нужным всем евреям, религию иудаизм следует перестроить. Религия должна соответствовать времени, в котором народ живет, какой мудрой бы она не была. Каждый раввин и раввинат — все восстанут против этой идеи. Трудно сказать, кому под силу выполнить такой труд в религии, но это спасло бы значение и авторитет религии иудаизм, как светоча человечества. Религия всякая, в том числе и иудаизм — это раз и на всегда установленная догма. Ее проводники считают, что религия вечна и неоспорима во все времена. Однако она сдает свои позиции все больше и больше под напором современности. В существующем виде она годится только, чтоб облегчать душу бесполезным взыванием к Богу. Как мы видим выше творческая душа еврейского народа, его религия это — прогресс и наука!

Израиль Колин

14/04/2023