Найти тему

О фотографической удаче

Несколько лет назад, сделав одну фотографию, я, глядя на нее, сказала: "Класс!" Это было чуть ли не впервые, когда я прилюдно себя похвалила. Но тут же спохватилась: "Как я могу? Это же просто удача! Не было бы такого света, не было бы такого антуража, картинка бы не сложилась".

Потом были другие кадры, которые тоже мне нравились, но я раз за разом повторяла: "Я тут ни при чем, это просто фотографическая удача – свет, люди, погода и так далее".

А недавно я с удивлением обнаружила, что это ничто иное как обесценивание своего труда, своих знаний, своих усилий, себя, в конце концов. Мне ведь не приходит в голову сказать портному: "Вот это платье вышло очень удачно"? Или, к примеру, водителю: "Вы очень удачно совершили этот маневр"? Или художнику: "Какая удачная картина!" Потому что как-то само собой подразумевается, что они много учились и работали и, как результат, оказались успешны в своем деле. А вот фотографы-документалисты или репортажники даже в своей среде порой воспринимаются как этакие ловцы удачи. Но почему-то одни ее ловят стабильно, а другим тотально не везет.

Среди моих любимых фотографов есть несколько мэтров, которые умудряются запечатлевать такие невероятные моменты, такие фантастические ситуации, что только рот разеваешь: "Ка-а-ак???" Иногда так и подмывает воскликнуть: "Какая невероятная удача!"

Ну да, для самоуспокоения может кто-то так и говорит. Только почему-то при этом забывает, что а) эти люди посвятили фотографии всю свою жизнь, б) ради вот этого "удачного" кадра готовы вставать в три ночи или ложиться во столько же, лазить по крышам или мокнуть под дождем, бродить по улице часами в любую погоду и терять остатки зрения за компом.

В общем, не верю я в удачу. Нельзя удачно посадить самолет, удачно покрасить стену, удачно переплести книгу. Да, в документальной фотографии процент случайностей велик как нигде, но даже и тут один человек сделает кадр в нужный момент, потому что он его чувствует, а другой будет хлопать глазами и все пропустит.

Удача – это результат работы, которая всегда за кадром. Это продукт интуиции, которая ничто иное как неосознаваемый опыт. Впрочем, я допускаю такой вид удачи как случайность. Но случайность – это лишь раз, а то, что два – это уже закономерность, а не удача.

Еще статьи по теме: