31 марта указом Путина была опубликована новая редакция концепции внешней политики России. Специалисты разом бросились изучать и комментировать документ, делясь своими находками. Явным сюрпризом оказалось потребовавшее отдельного комментария упоминание России как самобытного государства-цивилизации. Во многом это продолжение государственнического курса, заданного еще в 2020-м поправками в Конституцию. 30-летняя Российская Федерация более не рассматривается как прошедший модернизацию по европейскому образцу политический проект. Напротив, подчеркивается неразрывность РФ с вышедшей из днепровской купели тысячелетней Россией.
Значит ли это, что взят курс и на самодостаточность в экономике? Каковы приоритеты в развитии хозяйственных связей в новой реальности? Что в перспективе жрать ждать простому люду? Об этом наш сегодняшний текст. Нашим авторам уже не впервой разбирать подобные документы, мы уже делали это не раз и не два. Так что, дорогие читатели, наливайте горячий чай и устраивайтесь поудобнее.
Наше положение
Концепция внешней политики является важным доктринальным документом, фиксирующим положение страны на международной арене и раскладывающим по полочкам, кто друг, а кто… нет, не враг, просто недруг (да-да! Так, в пункте 13 прямо сказано, что несмотря на переход всех возможных красных линий Россия… «не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений…»).
Ценность документа не столько в том, чтобы продублировать на бумаге то, что мы и так знаем, сколько в том, что он позволяет отследить изменение приоритетов во времени. А также, как пишет доктор политический наук Алексей Токарев, документ предельно конкретен: что написали, то и делаем. Потому стоит внимательнее отнестись к бумаге, где слова с корнем «эконом-» упоминаются аж 62 раза. Боязно как-то от такого!
Согласно Концепции, человечество переживает «революционные перемены» (для гурманов – п.7). В экономической сфере они заключаются в ее переводе на новую технологическую основу. Революционность авторы Концепции видят во внедрении… «технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий, нанотехнологий» ... в общем, технологий. Побольше и всяких.
Пункт 10 упоминает «усиление кризиса» экономической глобализации, что намекает на то, что в целом прежнее положение дел начальство устраивало. Однако новые обстоятельства заставляют думать о таких пахнущих нафталином вещах как экономическая безопасность и экономический суверенитет.
По пунктам
Словно в продолжение Морской доктрины от 31 июля, разговоры о прочности стояния на Угре ногах начинаются с моря, о чем нам говорит пункт 36. Приоритеты здесь следующие:
- Доступ к коммуникациям
- Рациональное освоение ресурсов
- Закрепление прав на континентальный шельф
Попадание в первый пункт именно открытости морских путей не случайно, и здесь стоит вновь вспомнить географию. После 4 апреля, когда Финляндия вступила в НАТО (а сделала она это с особым цинизмом, за пару дней до юбилея большого договора с СССР), морские коммуникации России в Балтийском и Черном морях зависят исключительно от доброй воли Вашингтона. Роль Турции в российской внешней торговле за год после начала СВО и вовсе возросла кратно. Разговоры о ресурсах и шельфе, учитывая, что притязания России и недружественных стран на Арктику до сих пор не улажены, стали еще более актуальны, а борьба за нее, очевидно, еще больше обострится. Также не стоит забывать о том, что вместе с Крымом в 2014 и “новыми территориями” в 2022 Россия присоединила и прилегающую акваторию, права на которую, разумеется, никто не собирается признавать, а там есть чем поживиться.
Пункт 37 ставит интересную цель: ...«закрепления на лидирующих позициях на рынке космических товаров, работ и услуг»…, при этом услуги стоят даже выше, чем статус космической державы. Тренд на коммерциализацию космоса зафиксирован, и, несмотря на печальные прогнозы годичной давности, число космических запусков за 2022 год не сократилось. Однако не стоит расслабляться. Подпункты 1 и 2 ясно показывают, что возможности России по освоению космоса ограничены: Концепция ставит приоритетом «продвижение международного сотрудничества в интересах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве»… и «географическую диверсификацию международного сотрудничества в сфере космической деятельности». Последнее становится возможным постольку, поскольку за освоение космоса активно взялся теперь уже надолго дружественный Китай.
Пункт 38, посвященный российской авиации, является суммой двух предыдущих, фокусируясь на доступе к воздушному пространству и диверсификации маршрутов полетов. Можно сказать, что пункты 36-38 стали ответной реакцией на тот санкционный ураган, который обрушился на нашу страну годом ранее (к слову, ответный залп по иностранным авиакомпаниям, которым запретили пролет через российскую территорию, стал не менее болезненным - еще марте 2022 их потери в год оценивались в 2-3 млрд долларов). Но одно дело - реакция. Каким курсом идет корабль «Россия» в бушующем море?
Империя наносит ответный удар?
Пункт 39, несмотря на крайнюю громоздкость формулировок, фиксирует, что Россия не планирует превращаться в автаркию. Снижение зависимости от Запада, упакованное «в адаптацию мировых торговой и валютно-финансовой систем к реалиям многополярного мира… » будет достигаться двумя отнюдь не параллельными путями. С одной стороны декларируется приоритет развитию независимой от недружественных стран платежной инфраструктуры и присутствию России на внешних рынках (в том числе несырьевых неэнергетических товаров, в продолжение разговора о космосе). С другой стороны, очевидно, что подобная перестройка требует временной опоры на плечо товарища. Об этом ясно гласит подпункт 7, посвященный экономической интеграции России с ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС. Одновременно это вызывает разумные опасения, что импортозамещение в итоге окажется заменой уважаемых западных партнеров на уважаемых восточных. Тревожным звоночком звучит подпункт 8, гласящий, что для развития национальной экономики Россия должна использовать уникальное географическое положение и транзитный потенциал. То, что он стоит в конце, добавляет не столько в копилку аргументов, что мир разваливается на части - на макрорегионы, сколько в пользу того, что в Кремле ясно понимают - транзитный потенциал заваленной санкциями России явно уже не тот, что прежде.
Ясно одно. Приоритет экономической безопасности и экономического суверенитета ставит задачей обеспечить наличие товаров на полках: любого качества, по любым ценам, главное - чтобы они были. Концепция закрепляет для экономики переходный период, в котором будет не до излишеств. Что для предприимчивых людей с деньгами и мозгами становится дополнительным стимулом научиться зарабатывать, прочно стоя на ногах. Как? Приходите, научим.
А что вы думаете о Концепции внешней политики? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Хотите больше интересных разборов и мнений? Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Русские инвестиции» https://t.me/Russia_investment