Найти в Дзене

Новая американская стратегия. Нас ждет глобальный или арктический песец?

Поле битвы: Арктика. Об американской арктической стратегии

Седьмого октября на свет вышла «Национальная стратегия по Арктическому региону» - небольшой 15-страничный документ, в котором хозяева Белого дома фиксируют приоритеты во внешней политике в Арктике. Стратегия рассчитана на 10 лет, и надеяться на смену основных направлений даже после 2024 года, когда в США пройдут очередные президентские выборы, не приходится. В документе зафиксировано 4 приоритета США в Арктике:

  1. Безопасность. Соединенные Штаты будут наращивать силы, координировать подходы с союзниками и снижать риски непреднамеренной эскалации;
  2. Изменение климата и защита окружающей среды. Выделяется роль штата Аляска, где США будут работать с местными сообществами, работая над сокращением выбросов и сохранением арктических экосистем;
  3. Устойчивое экономическое развитие. Провозглашается улучшение условий жизни для коренных народов путем инвестирования в инфраструктуру, улучшения доступа к услугам и поддержки растущих секторов экономики;
  4. Международное сотрудничество и управление. Утверждается, что США будут работать над поддержанием институтов арктического сотрудничества (включая Арктический совет) и «позиционировать» их для управления последствиями растущей активности в регионе.

Американский Арктический институт подмечает, что Стратегия в новой редакции ощутимо изменилась: Россия и Китай прямо выделяются как основные конкуренты США в Арктике, сократилась «ресурсная» и «коммуникационная» составляющая: о том, что в регионе огромные запасы углеводородов, будто подзабыли, как и про то, что через него становится возможным прокладка подводных кабелей. Для извлечения тех выгод, что может открыть потепление, предлагается обратиться к сотрудничеству с партнерами и союзниками США за рубежом, в том числе с коренными народами. В некотором смысле регион возвращается к своему прежнему состоянию, которое, несмотря на объективное падение военно-политической мощи Москвы с советских времен, будет ещё острее, чем раньше. Почему, и почему Стратегия такая, какая есть? Давайте разбираться.

Мир без границ. Как авиация трансформировала роль Арктики в глобальной геополитике

Вы знали, что один из основоположников ВВС США – русский летчик? Александр Николаевич Прокофьев-Северский (в Америке известный как де Северский), выходец из дворянской семьи, один из летчиков-асов русской императорской армии. После начала Гражданской войны переехал в США, где стал авиаконструктором и консультантом американской армии.

Александр де Северский с супругой Эвелин у истребителя собственной конструкции. К слову, жена де Северского была таким же фанатом авиации, что и муж

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/aviatory-kavalery-ordena-sv-georgiya/prokofev-severskij-aleksandr-nikolaevich/

Летчик был убежденным сторонником того, что авиация будет иметь важнейшее значение в будущих войнах. И действительно, авиация легко может преодолевать большие расстояния и наносить мощные и точные удары. В момент, когда стратеги осознали, что для уничтожения гигантского линкора не нужно строить такой же линкор, а достаточно лишь одной-единственной бомбы или торпеды – родилась военно-морская авиация и авианосный флот.

-2

Американский линкор класса «Айова». В начале XX века подобные корабли строились не только для «последнего и решительного боя» в открытом море, но и из соображений престижа нации

-3

Американский авианосец класса «Нимиц». Такой вместе со всей сопровождающей его эскадрой может загнать в каменный век небольшую страну

Появление авианосцев окончательно отвязало авиацию от земли, сделав возможным ее размещение, по сути, где угодно. Постепенно это меняло и геополитические подходы, которые напрямую зависят от того, какое вооружение является самым мощным. Когда самым весомым аргументом были боевые корабли, родилась доктрина Мэхэна, которая утверждала, что важно контролировать морские пути. На ограничениях использования военно-морского флота и на фоне строительства железных дорог в Сибири и Дальнем Востоке рождается концепция Маккиндера с его Хартлендом (о Мэхане, Маккиндере и об их связи с такими доктринальными документами как морская стратегия России). В ответ на становление авиации как самостоятельного рода войск и на фоне начала Холодной войны появляется концепция де Северского, которая впервые выделяет Арктику как регион, имеющий геополитическое значение. Каким образом? Посмотрите на карту.

-4

Геополитическая ситуация в Арктике по Александру де Северскому

Через Арктику пролегает самый короткий путь на самолете из США в Россию, и обратно. Физико-географические барьеры теряют свою актуальность, значение приобретает лишь подлетное время. Появление межконтинентальных баллистических ракет в 1950-1960-е только укрепило эту доктрину, которая, разумеется, сохраняет свою актуальность и сегодня. Это объясняет важность и политического контроля США над приарктическими государствами: Исландией, Норвегией, Канадой и Данией, которые вступили в НАТО еще в далеком 1949 году (к слову, в демократической Исландии протесты против вступления молодой республики в блок были разогнаны). Отсюда же растут ноги у американской военной базы Туле в Гренландии (остров, напомним, несколько лет назад предлагал выкупить Дональд Трамп).

Однако для контроля над Арктикой мало авианосцев. Необходим флот ледоколов, которые позволят обеспечить постоянную навигацию. Построить такой флот в короткие сроки, ясен Красин, нереально, и, учитывая продолжающееся повышение средней температуры в регионе, в будущем вопрос может стать не столь актуальным. Но сама заявка показательна, демонстрируя, что речь идет не только об стремлениях обеспечить военную безопасность. Серьезность претензий подтверждает и новый географический термин: «ЕвроАрктика», границы которой, впрочем, в документе никак не очерчены.

-5

Число ледоколов в мире по странам

Источник: https://topforeignstocks.com/2019/01/30/the-worlds-arctic-icebreakers/

Арктический совет и баги системы международных отношений

Из стратегии де Северского логично вытекает и пункт о поддержке Арктического совета (АС) – международной организации, объединяющей арктические и приарктические государства. Любопытно (и одновременно забавно), что звание «приарктических» стремятся получить даже такие государства как Испания, Италия и Китай. Подобный подход к географии в комментариях к Стратегии более чем полно охарактеризовал сенатор от северо-восточного штата Мэн Ангус Кинг: «Это делает Мэн прикарибским штатом. Нет никакой географической связи. Это смешно».

-6

Члены Арктического совета

(синим – члены, голубым – наблюдатели)

-7

Эмблема Арктического совета

(будто бы намекает, каких размеров песец ждет шар земной)

Настолько же нелепыми выглядит и, в соответствии со Стратегией, проведение политики изоляции России при помощи АС. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что без России Арктический совет становится бесполезным. А поскольку в стратегии прямо говорится, что арктические институты необходимы как инструмент давления на Россию, то трактовать такой подход как-то иначе, чем попытку ограничить российское влияние в Арктике, невозможно. Это демонстрирует, что международная система вновь сталкивается со старым противоречием: де-юре что Исландия, что США имеют равные права во внешних сношениях, однако в реальном мире ясно, что в случае серьезного кризиса, когда никакие правила работать не будут - cтрана, не имеющая собственной армии, не сможет отстоять даже себя, не говоря уже о хоть каких-то интересах за своими пределами (а именно наличие жизненных интересов за границей, и готовность отстаивать их любой ценой, и делает державу сверхдержавой). Что-то похожее в больших масштабах мы видим при обсуждении итогов голосований по антироссийским резолюциям в ООН, когда комментаторы пытаются подсчитать, какой процент мирового населения и ВВП составляют страны, люто, бешено голосующие «За».

Натянуть орлана на глобус

Стратегия лишний раз демонстрирует важность Арктики. Конкуренция за нее будет лишь обостряться. Сосредоточение в ее пределах не только военных, но и экономических интересов, транспортный потенциал делают недостаточным присутствие одних лишь стратегических сил, которые будут применены только в «судный день». Обострение противостояния великих держав только ускорят процесс милитаризации Арктики, который явно перегонит тот уровень, что был достигнут в период Холодной войны, когда регион был стратегическим «центром», но тактически – лишь периферией. Теперь ситуация меняется. Мы будем наблюдать размещение все большего числа обычных вооружений по обоим берегам океана. Готовится концептуальная основа для борьбы не только геополитическими, но и геоэкономическими методами – именно об этом говорят заявления о флоте ледоколов. Таким образом, Арктика становится очередным фронтом противостояния России и Запада. Документ фиксирует, что линии геополитического раскола пройдут по Северному Ледовитому океану также, как трещины по весеннему льду. Только вот лед растает еще очень нескоро.

А что вы думаете об американской арктической стратегии? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Хотите больше интересных разборов и мнений? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал "Русские инвестиции"