День ВМФ в этом году ознаменовался не только проведением традиционного парада, но и новой морской доктриной, которая пока еще не наделала много шума в информационном поле. Все сказали: “Шикарная доктрина”, и на этом закончилось. Порассуждаем!
Статью читать 10 минут, фамилия Мэхэн встречается 13 раз(не включая этот)🤣
Классическая геополитика
Начать этот текст необходимо в погружение в теорию геополитики и знакомство с таким классиком, как Альфред Мэхэн.
А. Мэхэн - американский военно-морской теоретик и историк, контр-адмирал. Термин "геополитика" никогда не использовался в его работах, однако, вся методология и выводы его теории погружают нас в классическую геополитику.
А. Мэхэн фактически стал прародителем морской геополитики, которая, в свою очередь, послужила основой для становления США, как великой державы.
По словам Мэхэна:
«Море обладает особенностями большой дороги, вернее, огромного ничейного поля, где пересекается множество дорог, идущих в разных направлениях. Некоторые из этих дорог проложены лучше, чем другие, и ими пользуются чаще. Эти дороги называются торговыми путями...».
И главной задачей геополитики Мэхэна является контроль за этими торговыми путями, посредством создания баз на путях следования торговых кораблей.
«Могущество на море означает прежде всего владение стратегическими пунктами, но само могущество проявляется в наличии сильного военно-морского флота»
И, действительно, глядя на политику, проводимую США в ХХ веке, можно утверждать, что идеи Мэхэна реализовывались в полном объеме.
Для Мэхэна главным инструментом политики является торговля. Военные действия должны лишь обеспечивать наиболее благоприятные условия для создания планетарной торговой цивилизации. Мэхэн рассматривает экономический цикл в трех его проявлениях:
- производство (обмен товаров и услуг через водные пути);
- навигация (реализует этот обмен);
- колонии (производят циркуляцию товарообмена на мировом уровне).
Мэхэн считает, что геополитический статус государства и господство на море утверждаются на основе шести критериев:
- Географическое положение государства, его открытость морям, возможность морских коммуникаций с другими странами. Протяженность сухопутных границ, способность контролировать стратегически важные регионы. Способность угрожать своим флотом территории противника.
- «Физическая конфигурация» государства, т. е. конфигурация морских побережий и количество портов, на них расположенных. От этого зависят процветание торговли и стратегическая защищенность.
- Протяженность территории. Она равна протяженности береговой линии.
- Статистическое количество населения. Оно важно для оценки способности государства строить и обслуживать корабли.
- Национальный характер — способность народа к занятию торговлей, так как могущество основывается на мирной и широкой торговле.
- Политический характер правления. От этого зависит переориентация лучших природных и человеческих ресурсов на созидание мощной морской силы.
При этом, в отличии от Х. Маккиндера, А. Мэхэн рассматривал изолированность России как минус ее физико-географического положения, не позволяющего в полной мере быть погруженным в мировую хозяйственную деятельность. При этом, Россия - доминантная континентальная держава.
Независимо от Маккиндера, Мэхэн пришел к тем же выводам относительно главной опасности для морской цивилизации, которую он видел в континентальных государствах Евразии, в первую очередь, в лице России и Китая, во вторую — Германии.
Уже 11 раз был Мэхэн, дальше попроще😇
Принцип “анаконды”
Данный принцип впервые был применен американским генералом Джорджем Макклелланом во время гражданской войны в США. Суть заключается в блокировании вражеских территорий с моря и по береговым линиям, что приводит к удушению экономической деятельности противника и невозможности поставок дополнительных ресурсов с моря. А. Мэхэн спроецировал эту тактику на планетарный уровень. Немцы, начавшие перед Второй Мировой войной активное развитие флота, весьма успешно применяли подобную тактику против Великобритании. Об этом принципе подробнее расскажем немного дальше…
Существующий грузооборот
Морской транспорт является фундаментом в мировом грузообороте, занимая 62-63% в год. Для примера, в структуре перевозок контейнеров распределение по направлениям происходит следующим образом:
Из графика видно, что около 40% морских перевозок приходится на направление Европа-Азия-Европа, которые могли бы перевозиться и железнодорожным транспортом. И если посмотреть на структуру перевозок внутри некоторых стран, то это решение не самое однозначное, но вполне логичное.
И если значимость водного транспорта для Бразилии объяснить не сложно, то вот Китай, не имеющий существенных физических преград с Россией, недоиспользует потенциал железнодорожного транспорта и напрямую зависим от морских перевозок.
Что касается РФ, то доля железнодорожного транспорта в грузообороте имеет четкий тренд к росту на протяжении последних 20 лет.
"Анаконда" сжимает кольцо
Вот мы и вернулись к “анаконде”. Сдерживание, сдерживание и еще раз сдерживание. США полностью окружают Китай и настроен влиять на “противников” сильно далеко от собственных границ. Это четко видно на карте с размещением американских баз вокруг Китая.
Жесткий принцип анаконды касается не только Китая, но и России, смотрим на карту:
А Китай и Россия, как мы помним, главные оппоненты по Мэхэну. Сегодня в красную зону можно уже добавить и Швецию с Финляндией, что, по факту, сделает Балтийское море внутренним морем НАТО, а значит и прямой угрозой для РФ.
Новый шелковый путь
Казалось, что амбициозный континентальный проект единой транспортной системы Евразии мог позволить избавиться от тотальной зависимости от морских перевозок, так активно контролируемых США.
Спасибо РИА за классную инфографику: вот ссылка на оригинал.
Несмотря на громкие заявления, тестовые отправки грузов и прочие малодейственные события, можно диагностировать: “пациент скорее жив, чем мертв”, но этого недостаточно. Основной веткой должен был стать наш родной БАМ, но он не способен перевозить необходимый объем грузов ввиду недостаточной мощности. А вкладывать в дополнительные мощности в России пока не хотят, а в Китае пока не могут. Другие варианты тоже требуют колоссальных капиталовложений. Лоббистские группы бьются, чтобы маршрут был проложен именно через их страну. Еще и глобальные процессы вмешались в эту историю. Вот и топчутся все на месте.
Северный морской путь(выделен синим)
Источник: topwar.ru
С Шелковым путем пока не очень, но вот мы и подходим к морской доктрине, где этому пути выделено особое место, как и Арктическому региону.
14 тысяч километров северного морского пути(СМП) против 23 тысяч через Суэцкий канал до Англии. А это:
- Экономия топлива, стоимости фрахта судна и фонда оплаты труда команде.
- Не надо платить за переход по Суэцкому каналу. Но наверное, надо будет платить за ледоколы на СМП.
- Ну и в море Лаптевых пока не было замечено никаких пиратов. Максимум, белые мишки.
- Можно, конечно, написать про отсутствие очередей, как в Суэцком канале, но тут смотри п.1.
В целом, проект выглядит перспективно, но создание инфраструктуры вдоль СМП - задача не из легких. И не из дешевых!
Морская доктрина:
Вы наверное уже догадались, что мы опоздали с этим документом лет на 80-100. При том, что Китай начал свою программу по постройке морского флота авианосцев еще в 2010 году, тоже конечно опоздал, но все же сейчас уже имеет первые корабли.
Что интересного в документе?
- Важной зоной обеспечения национальных интересов РФ названы районы прохождения мировых морских транспортных коммуникаций, включая азиатское и африканское побережье, а также восточная часть Средиземного моря.
- Приоритетность развития Арктики и СМП, включая расширение деятельности на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и острове Врангеля. (вкуснятина для Норвегии)
- Приоритетное направление судостроения - строительство авианосцев. (интересненько)
- РФ может применить военную силу для реализации своих интересов в Мировом океане при исчерпании дипломатических возможностей.
- Признание экономической неполноценности торгового флота РФ. Необходимость совершенствования дальневосточного морского направления.
- Признание права прокладывать подводные коммуникации.
- Признание противостояния с США и НАТО.
- Признание несоответствия научного флота современным требованиям.
- Отсутствие достаточного количества пунктов базирования за пределами РФ для кораблей ВМФ.
- Отдельное место экологии и значимости экосистем.
- Выделение значимости именно торгового флота, которого недостаточно.
Бесспорно, каждый сам выделяет важное для себя, но мы посчитали обратить ваше внимание именно на это. Полностью ознакомиться с документом можно тут.
Пишите в комментариях, что вы считаете самым важным.
Произошло то, чего мы все так долго ждали, а именно, всеобъемлемость документа по развитию морского транспорта. Хочется, чтобы такие появились и по воздушному пространству, включая космос, по наземной инфраструктуре и по подземным исследованиям. А то мы почему - то забываем об этом.
Все ли так гладко на самом деле? Мнение.
Прочитали вчера мнение одного специалиста и решили поделиться им с вами полностью, ссылка на оригинал тут:
Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин – о сложностях реализации новой Морской доктрины.
Новая Морская доктрина РФ, которую недавно подписал глава государства, свидетельствует о том, что Россия, похоже, всерьез захотела стать владычицей морскою. По моим самым скромным расчетам, для реализации этого стратегического документа российскую экономику необходимо увеличить в несколько раз. Потому что это очень затратная доктрина, которая радикально отличается от советской.
Есть еще один важнейший военно-политэкономический аспект. Москва официально объявила, что доктрина создана и будет реализована в пику США, как это часто происходит. Америка продолжает быть нашим главным «стимулятором деклараций». Тем самым авторы доктрины фактически подтвердили: мы уже ввязались в жесточайшую гонку вооружений.
В частности, предполагается, что мы будем доминировать на Земле Франца Иосифа, Шпицбергене, острове Врангеля и т.д. Из документа следует, что мы по всему миру начнем строить военно-морские базы для обслуживания кораблей российского ВМФ. Получится ли это в условиях конфронтации с огромным числом стран. Вопрос открытый. А государства третьего мира потребуют взамен огромные средства.
Можно вспомнить: когда дымящий во все трубы наш славный авианосец пошел к Сирии, его нигде по пути не приняли, чтобы заправить, ни в одной из стран. А главное: в доктрине планов громадье, но нет ни слова, где брать эти колоссальные деньги? Да-да, это немыслимо дорогостоящий проект!
Особо обращает на себя внимание тот факт, что новая Морская доктрина акцентирована на постройке авианосцев, обеспечивая тем самым присутствие нас во всех водах. И снова вопрос – где мы собираемся их строить? Будем заказывать в Южной Корее и во Франции, чтобы снова наступить на грабли с Мистралями? В отечественном судостроительстве есть преграды для создания такого класса судов производственные мощности? Стапели для строительства хотя бы? Отсюда вывод – чтобы приступить к реализации доктрины, мы должны перестроить все судостроение в России. А это – еще триллионы.
Напомню, в 2013 году объявили о строительстве многоцелевого авианосца класса 23000 «Шторм». Для понимания: новые авианосцы, если они все же появятся, как это запланировано, предполагают полное обновление палубной авиации, то есть потребуются самолеты пятого поколения, новые системы вооружения, наведения, системы ПВО.
Хочу также напомнить, что любой авианосец сопровождает авианосная группа из боевых кораблей и подводных лодок, значит, нужно отстраивать еще и эти корабли. А это – тоже огромные затраты.
А теперь самый главный вопрос: а точно ли нужны такие расходы с учетом того, что у ряда ведущих стран, Китая, США, появились гиперзвуки (именуемые как «убийцы авианосцев»)? Кто-то смоделировал образ и роль военного флота на перспективу с учетом перехода в новое информационное общество и в шестой технологический уклад?
Вопрос очень серьезный, архиважный и потому требует честных оценок финансово-экономических возможностей современной России. Очень не хотелось бы, чтобы и его постигла участь громогласно объявленных годами ранее проектов построения дальнемагистрального самолета, освоения Луны, полетов на Марс и многих других.
Вопрос, мягко говоря, поставлен ребром. А где взять средства на строительство всего этого чуда? Зачем нам авианосцы в таких объемах? Почему нельзя обойтись беспилотниками и строительством подводных лодок, при подобных угрозах “гиперзвука”? Или же все понимают, что большого конфликта не будет, а влияние морем никуда не денется.
Пока что вопросов больше чем ответов, но уверены, что скоро мы все узнаем.
А пока, остановимся на двух моментах:
- азиатское и африканское побережье-важные районы национальной безопасности РФ.
Очевидно будет противостояние проектов G7/БРИКС, с точки зрения инвестиций в развивающиеся страны. Мы про это пишем тут. Африка, в целом, становится доской для шахматной партии, после того как будут отодвинуты пешки от границы РФ и Китая.
- недостаточное развитие торгового флота и выделение дальневосточного региона как ключевого
Это говорит нам о том, что деньги в морскую инфраструктуру Дальнего Востока, а в частности, в ДВМП польются рекой.
Итог
Прекрасная доктрина, фактически, стала очень сильно запоздалым документом, важным еще в нулевые годы, но по понятным причинам не принятым в те годы.
Россия приняла вызов США на холодную войну документально, точки на карте будут вспыхивать все активнее, если все-таки доктрина будет реализована. Потому что сейчас есть очень большие шансы провалить и это.
Геополитически, после того, как все маски будут сброшены, конфронтация тандема Китай+РФ против США, будет нести под собой равных по весу соперников, что подтверждается и теоретическими основами науки.
Высокие риски невозможности технологического обеспечения доктрины. Внутренними ресурсами на данные момент реализовать данную программу невозможно.
К сожалению, Новый Шелковый путь, скорее всего, так и не будет реализован в полном объеме. Иначе инвестиции в морскую инфраструктуру будут бессмысленны.
Пишите свои мнения в комментариях. Уважайте друг друга, и ведите аргументированную дискуссию без перехода на “личности”.