Заключение
Вступление Каргополь 1 Каргополь 2 Каргополь 3 Каргополь 4 Каргополь 5 Каргополь 6 Каргополь 7 Каргополь 8 Каргополь 9 Каргополь 10 Каргополь 11 Каргополь 12
В памяти каргопольцев переплелась история веков. "«Лешева Горушка. Все говорят там леший был… водил все время… женский монастырь был вот здесь вот… подземный ход шел… из… монастыря из женского… до кладбища… За городом-то все сейчас… занято. А это-то свободное место, и не строится никто (тот самый пустырь с аллеей?)… люди-то были расстреляны. Кости-то человеческие там… расстреливали в те года очень много здесь, на Горке… родичи из царской семьи даже здесь были…»
Родичи царские были на самом деле. Первое письменное упоминание Каргополя связано с тюрьмой. Скорее всего именно на Лешевой горушке и был первый острог. Сюда сослал Юрий Долгорукий в 14 веке Даниила Заточника; здесь держали в 15 веке Софью Витовтовну; Василий 3 отправил в каргопольский острог бездетную супругу Соломонию Сабурову. Сложил голову в Каргополе крестьянский вождь Иван Болотный. Не так много городов присваивают имена казненных в них людей, здесь есть.
Про Каргополь можно писать романы и слагать песни, несмотря на глубокую провинцию, это очень живой, активный и доброжелательный город, притягивающий и зовущий. Очень надеюсь, что получится туда вернуться. Вокруг богатейшие леса – клюква, брусника, красный рыжик (между прочим, Сталин в Ялте угощал Черчиля именно каргопольским), белый груздь – все в пешей доступности. А немного дальше удивительное природное и архитектурное ожерелье Каргополья.
Еще один опус о нём писать не стану, только перечислю несколько жемчужин.
Саунино вы на карте не найдёте, официально это три деревни – Кипрово и Заляжье, Иевлевская по дороге на Ошевенск. Когда-то в куст входило значительно больше селений, впрочем, малодворных. На погосте, всё же Саунинском, стоит церковь Иоанна Златоуста, 1665 год. Это классика храмов шатрового типа "восьмерик на четверике" с трапезной. Рядом шестигранная колокольня "шестерик на пошве" постройки 19 века, встречается очень редко. Когда-то колокольня соединялась с церковью переходом на высоте больше 2 м над землей. В 19 веке неподалёку построили было зимнюю церковь Флора и Лавра, но в 30-е годы века 20 её разобрали на кирпичи.
Что удивительно, РПЦ отказывается принять этот деревянный шедевр, или неудивительно – памятник федерального значения, сплошная головная боль, дешевле построить новую. Местные власти как могут стараются сохранить, только вот прав не имеют отремонтировать прогнившее крыльцо, например. Замкнутый обреченный круг. Колокольня в аварийном состоянии, а совсем недавно на неё можно было подняться....
Ощущения в подобных местах необычные, из церкви не хочется выходить, и уже на улице не хочется торопиться – обойти вокруг, прикоснуться, присесть неподалёку. Вера и религиозность здесь ни при чём, скорее какая-то связь с прошлым не отпускает.
Куда как меньше повезло Свято-Успенскому Александро-Ошевенскому монастырю. Находится он на разломе земной коры, до 15 века там было языческое капише, и до сих пор языческие традиции здесь в чести. Может быть, это предопределило судьбу обители. Основана она в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским, пришедщим на реку Чурьюгу по совету отца, они и строили деревянный монастырь.
Масса легенд связана с появлением в этих местах преподобного. Одна из них – когда Александр выбирал место, крестьяне не сильно радовались, думали, что лишатся земли и прогнали святого. Преподобный попросил напиться, не дали. Тогда он в гневе стукнул посохом о землю и произнёс: "Вы черствые люди, так жить вам у воды без воды". Пишут, что так оно и есть до сих пор - река уходит под землю до села и выходит на поверхность за ним. Но на местности показалось с точностью до наоборот.
Первый, Никольский храм был возведен еще при жизни Александра Ошевенского. После его смерти обитель начала приходить в упадок, но новый настоятель исправил положение. Монастырь прирос землями, появилась еще одна церковь в честь Успения Богородицы, Иван Грозный отвёл в пользу обители земли на 5 верст вокруг. В 1540 по неизвестной причине сгорели обе церкви, были восстановлены, в 1706 же от молнии монастырь сгорел целиком. Тем не менее, его облик до пожара сохранился на иконах.
После большого пожара строить стали из камня. В 1707 (на удивление быстро) выстроен белокаменный Успенский собор с приделом в честь Сретения Господня (везде пишут "сохранившийся до сих пор, степень сохранности можете оценить сами) и высокой, массивной колокольней. По легенде, под этим храмом покоятся останки преподобного Александра Ошевенского. Старейший монастырь Севера был духовным центром, из него вышли основатели множества северных обителей, его значение сопоставимо с Свято-Троицкой Лаврой.
В 1834 году возвели Никольский надвратный храм. Вот он более-менее сохранился, сейчас там как раз проходят службы. На территории монастыря сохранились и другие каменные строения 18-19 веков – Святые ворота, несколько корпусов. Окружают его невысокие стены с четырьмя башнями по углам.
К началу 20 века появилась еще и деревянная Покровская церковь. У монастыря появилось подворье в Столице с часовней в честь Святого Пантелеймона (утрачена). В 1922 году обитель была закрыта, разграблена и оставлена разваливаться. В 2001 началось очень маленькими шажками, силами энтузиастов, восстановление, бог им в помощь.
Мысль, что больше всего в нашей стране руинировано после развала СССР приходит мне постоянно, Сравните 1969 и сейчас.
Ошевенск – это снова куст деревень, перетекающих одна в другую. Когда-то их было 15, сейчас значительно меньше. Сразу за монастырём начинается Погост, причем с оригинальной часовни Николая Чудотворца. Не очень верится, что в Погосте сохранился деревянный 18 век, как пишут. Само по себе очень аутентичное село богато церковью Богоявления Господня с отдельно стоящей колокольней. Построена в 1787 году на месте сгоревшей предыдущего века. Работала до 1930, потом закрыли, в войну службы возобновились, в 60-м снова закрыли, сейчас действующая, но нерегулярно. К сожалению, нам не повезло, полюбоваться отлично сохранившимся небом и не так хорошо, но тоже наличествующим иконостасом не удалось.
Дальше идет административный центр Ошевенска – Ширяиха. Здесь есть каменные купеческие дома с лавками, отреставрировать бы это былое великолепие, и совершенно замечательные расписные подзоры.
Ширяиха перетекает в Низ. Ладная Георгиевская часовенка соседствует с горкой, зимой наверняка вся детвора именно здесь. Ровные поленницы дров у каждого дома говорят, что зима случается неизбежно.
Переедь через мост и ты уже в Большом Халуе, но предупреждение, что мост аварийный. Местные игнорируют, мы рисковать не стали, объехали. В Большом Халуе вроде бы сохранилась курная изба. Не нашли, никто не в курсе. Поэтому часовня Илии Пророка и избы не курные, но симпатичные.
Некогда Ощевенск был густонаселенным местом, сейчас людей осталось немного, но совсем развалин тоже мало, законсервировать бы все дома, покинутые жителями...
Чтобы совсем не надоесть с церквушками-часовнями, в конце просто покажу несколько видов. Есть поговорка "увидеть Париж и умереть". Умирать не надо, а увидеть просто необходимо Русский Север вообще и удивительный край с удивительными людьми – Каргополье....