Найти тему

Инклюзия: за и против

Многие помнят великий скандал, случившийся в начальном классе одной московской школы. Был выпускной вечер, концерт, цветы, шары — и непременное вручение фотоальбомов. Тут-то и выяснилось: классный руководитель по своей инициативе поместила среди детских мордашек свою дочку Машеньку — да ещё в центре, в самом верхнем «почётном» ряду. А у неё синдром Дауна. Все ребята-десятилетки не по возрасту серьёзные, только Маша сильно выделяется, самая жизнерадостная, ротик до ушей. Знать не знает, какой переполох вызвало это её невинное присутствие на фотографии.

Ах, невинное?! Родители страшно возмутились и потребовали переиздать злополучный альбом. Раздули историю на всю страну.

Соцсети, как водится, разделились на два противоположных лагеря, пошли стенка на стенку. Это травля! Вы звери, господа! Обыкновенный фашизм! Нелюди! — не скупились на ярлыки Машины сторонники. Кто-то пожимал плечами:

- А чего такого, жалко вам, что ли?

- Это вы такие спокойные, потому что дело не касается ваших детей! - бушевали родители. - Представьте, хвастаетесь вы альбомом перед многочисленной роднёй и знакомыми, размещаете снимок в сетях. И тут эта девочка… Как минимум, вызывает вопросы: «Так вы, оказывается, учились в коррекционном классе? Среди солнечных детей или, как там их нынче называют… С особенностями развития? С ограниченными возможностями? Альтернативно одарённых?»

Школьная администрация заняла нейтральную позицию. Не нравится учитель — ищите себе другого. Во всём обвинила фотографа: якобы Машу он напечатал по ошибке.

Вот такая получилась ложка дёгтя в бочке выпускного мёда. И ведь, главное, эта девочка никакого отношения к классу не имеет. Не училась там ни дня. Если не считать, что мама-учительница её иногда приводила и сажала за парту в классе. Маше ведь скучно с няней, ей тоже требуется живое общение со сверстниками, разнообразие и развитие.

Родители на форумах задавались вопросами: что толкнуло учительницу на такой вызывающий поступок? Желание хотя бы таким образом сделать из «особенной» золушки — принцессу? Своеобразный протест на несправедливость судьбы? Жгучая обида: за что она с ними так? Попытка насолить родителям «обычных» детей? Чтобы девочка-даунёнок хотя бы на фотобумаге была «как все»?

А вы знаете, что девиз родителей инвалидов — это чтобы их дети были не как все? А чтобы были лучше всех.

Машиной маме-учительнице пришлось задуматься, не покинуть ли стены школы. Это было уже второе вынужденное увольнение с работы. На прежнем месте работы директор её тоже вызвал: «Решайте, что-то нужно делать с Машей. Так не может больше продолжаться». А ведь там была православная школа, что уж говорить об обычной.

***

Лично я ничего особенного не вижу в том, если бы дети-инвалиды учились в обычных классах. Главное, чтобы малышей с отклонениями было не больше двух — дабы не отвлекать учителя и чтобы не страдала школьная программа. Видимо, в случае с Машей было наоборот: и отвлекала, и учебный процесс страдал, и дети отставали.

Ох, как это всё сложно! Чтобы ребёнок социализировался — нужно помещать его именно в пёструю среду, но… без ущерба для этой среды. "Если даже ущерб есть, следует потерпеть", - считают мамы "особенных"детей.

***

Давно я уже писала на подобную тему. Что это была с самого начала плохая идея - замыкать инвалидов в некие группы, артели. В «резервации», вроде ВОГ (всесоюзное общество глухих), ВОИ (всесоюзное общество инвалидов). Их в советское время называли «государства в государстве» - и это не преувеличение. Что-то вроде железного занавеса.

Возьмём некогда самое могучее и разветвлённое всесоюзное общество слепых. По всей стране имелись свои мощные промышленные предприятия, центры по обучению, общежития, целые микрорайоны многоэтажек, ведомственные садики, школы, санатории, базы отдыха. Проводились свои спортивные соревнования и фестивали с роскошными костюмами — обычным Домам культуры такие не снились…

Звучит внушительно, но инвалиды по зрению были обречены с рождения до смерти вращаться в узком кругу себе подобных. Вероятность разорвать тот замкнутый круг была ничтожной. Редким счастливчикам удавалось выбиться в телефонисты, массажисты, музыканты, юристы…

Я работала в обществе слепых и мне приходилось видеть отношения глубоко изнутри. И не очень здоровые порой были те отношения. Как ни крути, но на психике не может не отразиться отсутствие, скажем, конечностей, слуха и особенно — зрения. Наденьте на глаза глухую чёрную повязку и походите в ней день… Ну ладно, часика три. И вы поймёте, о чём я. 90 процентов информации об окружающем мире человек получает именно благодаря зрению. Потому у многих незрячих людей на лицах застыло выражение величайшего терпения. Но даже у ангела терпение не безгранично.

Итак, я близко общалась с членами ВОС и заметила у них, как бы сказать… Некоторое заискивание перед здоровыми людьми. При этом сквозило насмешливое снисхождение и даже презрение к братьям по несчастью. Например, у слабовидящих - к носителям первой группы инвалидности, они получали намного более увесистую пенсию. Слепоте, жизни в вечном мраке завидовали?..

Однажды меня остановила словоохотливая дама с третьей группой инвалидности по зрению:

- Как вас, здоровую, угораздило за нашего «тёмного» замуж выйти? Нормальных-то (!) не нашлось?

- Тёмного? - не поняла я.

- Ну, мы так между собой слепых называем.

Вообще-то тёмный человек — это синоним дремучести, неграмотности.

Всё напоминало коммунальную кухню с собственными жгучими обидами и сварами, где люди были вынуждены вариться в собственном соку.

Муж сумел выскочить из заколдованного круга. Мы подтянули школьные предметы по литературе и русскому, с химией помог его друг — преподаватель (тоже инвалид по зрению). Ура, поступили в специализированное училище массажистов для слепых и слабовидящих!

У меня остались самые тёплые воспоминания о том времени, но… снова ложка дёгтя в бочке мёда. Порылась в памяти и вытащила некоторые незначительные эпизоды... Не потому что я злопамятная, а просто хочу объяснить, почему я за пресловутую инклюзию. Когда я приехала в общежитие, муж вышел ко мне… в ярко-розовых трикотажных брюках и розовой женской футболке.

- Ой, да тебя как девочку одели!

Когда объяснила, в чём дело, он вспыхнул и стащил с себя яркое одеяние.

- Мне сказали, что это чёрный цвет, - и в бессильной ярости сжал кулаки: - Так вот чего они вечно фыркали и хихикали за спиной.

Когда после окончания училища уезжал, соседи по комнате помогали ему собрать посылки с одеждой. Муж следил за собой, любил приодеться, мы покупали модные пуловеры, куртки, дорогущие в то время джинсы. Дома вскрыли посылки: какие-то старые тряпки, поношенные рубашки, чужие брюки маленького размера. На почту мы не грешили: сургуч целый, да не было тогда манеры потрошить посылки.

- Ведь я своей рукой укладывал, они только ящик гвоздями заколачивали… Значит, тогда и подменили. Друзья, называется, - оправдывался муж.

А я недоумевала: зачем же они так — свои со своими? Ещё фирменная шуточка была: заводить парней в женский туалет... И вот таких незначительных, но болезненных уколов ещё массу можно вспомнить. Когда на его деньги вместо дорогой вещи покупали дешёвку, когда... Но не буду мелочиться. Хотя это для меня мелочь: ну резвятся парни, пускай, в их слабовидящем положении мало развлечений. Но муж был вспыльчивый, его бросало в краску, он кусал губы, ноздри раздувались от гнева и унижения.

Такие жестокие шутки над увечьем точно не пришли бы в голову обычным людям. Наоборот: нас всегда пропускали без очереди, уступали места, вздыхали: «Такой молодой, и вон какое несчастье».

***

Ну как, убедила я вас, что не следует выдавливать инвалидов из общества, консервировать их в неких заповедниках? А напротив, стоит всячески адаптировать их к обычной жизни.