Продолжение. Начало тут, тут, тут и тут
ЗДАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
...В здании прямо напротив Кафедрального Свято-Успенского Собора через улицу Красный путь сидит Законодательное собрание Омской области. Раньше (до 1991 года) там заседал областной комитет КПСС.
***
Строительство здания началось ещё в 1914 году, то есть в год начала Первой мировой войны и за три года до октябрьской революции/октябрьского переворота. Внутри должен быть разместиться Дом судебных установлений (институт, возникший в России после судебной реформы, проведённой в XIX веке Александром II).
Из источников:
«…Местом для будущего строительства был выбран незастроенный земельный участок между Иртышом и Соборной площадью. Закладку здания решили приурочить к 50-летию со дня учреждения судебных установлений... Архитектором стал штатный архитектор Министерства юстиции России Василий Пруссаков. За 24 года службы в Министерстве юстиции Василий Пруссаков составил более 150 проектов и эскизов судебных установлений для многих городов России, в том числе и для Санкт-Петербурга... На строительстве работали германские и австро-венгерские пленные, которых стали привозить в Омск после начала Первой мировой войны. Одним из таких пленных был чешский скульптор Винклер, окончивший Пражскую академию ваяния. Он создал внутренние декоративные элементы здания и лепнину в кабинетах. Примечательно, что в семидесятые годы прошлого столетия омская делегация побывала в Чехословакии, где удалось встретиться с одним из соратников Винклера по плену. Он передал омичам эскиз скульптуры богини правосудия, которую должны были установить на фасаде здания. Но, вопреки традиционному и общепризнанному изображению богини с завязанными глазами, весами и мечом в руках, в версии Винклера она была изображена стоящей на одном колене…»
Эскиз не был воплощён в жизнь, и скульптура Богини не была установлена (спойлер: а «на том месте, где могла быть богиня, в советские времена поместили герб РСФСР, который в девяностые годы демонтировали»).
«…После Пруссакова куратором строительства стал некто Вологодский, одно время возглавлявший Судебную палату в Томске, затем ставший членом Государственной думы, а при Колчаке возглавивший правительство. Он и достраивал это здание… Кирпич везли из Новониколаевска, ныне Новосибирска, а лампочки – чуть ли не с Дальнего Востока. Перед зданием, где до недавнего времени стоял памятник Ленину, должны были установить памятник Александру II. Но был ли он установлен или нет, доподлинно неизвестно...»
К осени 1916 года строительство здания было закончено, хотя отделочные работы продолжались ещё больше трёх лет (до конца 1919 года). Однако осенью 1918 года первый этаж здания заняло правительство Верховного правителя России адмирала Колчака, на втором разместилось министерство юстиции, а на третьем расположилась Судебная палата.
В январе 1919 года в здании были приведены к присяге Колчак, председатель Совета министров Вологодский и члены его правительства. На втором этаже расквартировали охранников золотого запаса Российской империи («сам золотой запас хранился в здании казначейства, расположенного рядом»).
«…С приходом советской власти в левом крыле верхнего этажа обосновался Сибревком, а в правом – штаб помощника Главкома Вооруженными силами РСФСР по Сибири. Остальные этажи занимали отделы юстиции, народного образования, коммунальный и финансовый. В 1922 году в здание въезжают губком партии, губернская контрольная комиссия и губисполком. С этих пор Первый дом Советов (так теперь именовалось это здание) становится на ближайший семидесятилетний период местопребыванием областного партийного руководства».
С 1934 года здесь разместились руководящие органы советов, коммунистической партии и комсомола Омской области.
В источниках отмечается, что «за более чем вековую историю это здание, предназначенное для властвования закона, ни разу не изменило своей функции – с момента идеи его создания и до нынешних времен. Изменилась лишь несколько архитектура. Изначально, где теперь главный вход в Законодательное собрание, была сплошная арка, сквозь которую можно было пройти к Иртышу. В тридцатые годы арку закрыли, установив входные двери. Таким образом, вместо арки на первом этаже образовалось фойе, а перед дверями поставили памятник Ильичу, который демонтировали в 2007 году. Последнее по времени архитектурное изменение – пристройка к историческому зданию корпуса, где сейчас располагается правительство Омской области».
Из баек или легенд, откуда в здании появились люстры, висящие и поныне: «…в сороковые годы прошлого столетия залы украсили роскошные люстры, которые якобы помог достать и привезти в Омск легендарный маршал Климент Ворошилов...» А может, и не байка… в советские времена были такие понятия как «блат», «волосатая рука». Из-за нехватки того-сего многое что делалось именно по «блату» и «по знакомству».
***
СКУЛЬПТУРА «ДЕТИ, КОРМЯЩИЕ ПИНГВИНОВ»
На Соборной площади/улице Тарская стоит необычная для тутошних широт скульптура.
…На лавочке напротив скульптуры сидела дама… нет, не с собачкой, а с книгой (днём потеплело – плюсовая – можно читать).
– Вы местная?
– Да…
– А что за композиция?
– Не знаю, – пожала плечами.
…Впрочем, скульптура оказалась не известной не только даме с книгой.
Когда рылся в интернете, отыскал информацию о том, что «неизвестный омичам памятник в центре города прославился на всю страну», попав некогда в список ста самых необычных скульптур России. Пару лет назад в официальной группе сервиса путешествий Tutu.ru сайта «ВКонтакте» проводилось онлайн-голосование за самые необычные памятники России. Участие в конкурсе приняли все регионы страны. Вот тогда по результатам голосования и была составлена сотня необычных памятников. Хотя дети с пингвинами памятником вроде не являются (но в это понятие при голосовании включили любые уличные скульптуры).
«…“Мальчик и девочка, стоя на камне, кормят пингвинов. Для горожан скульптура служит необычным (вот уж действительно) напоминанием о том, что нельзя забывать своих питомцев. Ещё большей странности изваянию придаёт тот факт, что дети и пингвины – это типовая советская композиция”, – написано на туристическом сайте Tutu, который организовал конкурс. Скульптура находится в сквере возле здания прокуратуры Омской области. Многие омичи не знают об этой композиции…»
Скульптура не новая. Год её создания (вернее, появления в Омске) – аж 1936. История, как композиция создавалась, туманна. По одной из версий, она была просто точной копией такой же скульптуры, установленной в каком-то другом городе. В общем, «что это означает и чем фигура связана с Омском – никто не знает. Но тем не менее данная композиция очень полюбилась жителями…»
В 1930-е годы «изображения счастливых ребятишек были традиционны для уличной скульптуры… Они отражали массовые настроения людей: "Мы, взрослые, прошли через тяжелые испытания, мы завоевали и отстояли право на светлое будущее, и наши дети будут жить в добром и счастливом мире". Подобные изображения были во многих парках многих городов. Но не везде их удалось сохранить в 90-е годы. В Омске активисты общества охраны памятников сумели отстоять "Детей, кормящих пингвинов". Скульптура была лишь передвинута к краю сквера…»
…Вокруг скульптуры, кстати, или нормально почистили, или снег/лёд не только растаял, но и успел испариться. Хорошо! Тут ноги точно не сломаешь и можно забыть об аккуратностях при хождении (незлобиво улыбаюсь)!
***
Однако! Потеплело и подтаяло. В некоторых местах можно поплавать. Что ж поделать, улицы в Омске не чистятся – просто в очередной раз констатирую факт, не более того. Что вижу, то пою. Акын!
Снежная жижа перед ажурной скамьёй примирения… можно садиться и примиряться хоть со всем миром, хоть с самим собой. Главное – доплыть (улыбаюсь по-доброму, не обессудьте).
Я сидеть (на следующую дорожку) не стал, но и со всеми, и с самим собой примирился… я вообще мужик мирный.
***
ПРОКУРАТУРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Тарская, дом 4. Двухэтажное здание построено в 1883 году «по проекту известного архитектора Э.Эзета, который спроектировал множество омских зданий, являющихся в наше время памятниками архитектуры».
В XIX веке тут размещалась Фельдшерская школа. Но в советское время здание приглянулось «оку государеву».
…Лично я бы тоже передал эти хоромы под музей, но я никто, просто иду и рассуждаю/мечтаю, как гоголевский Манилов. Помните?
«…Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он [Манилов] о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян…»
***
Сейчас в жёлто-белом здании на улице Тарская 10, что на снимке ниже, судя по картам Яндекс, 2ГИС), два заведения общепита: некий ресторан и суши-бар. Лично не проверял/не инспектировал. А здание мне понравилось. Особенно наличники на окнах.
***
КАЛАНЧА ДНЁМ
В отличие от «вчера», сегодня я, как и обещал, с другой стороны Интернациональной отснял каланчу в полный рост.
В отличие от «вчера», сегодня я, как и обещал, с другой стороны Интернациональной отснял каланчу в полный рост.
…В сентябре 1915 года взамен обветшавшей деревянной новая каланча была сложена из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите (деревянная «сильно сгнила, осела в углах и имеет подставки под потолки»). Причём, проект новостройки по ходу дела изменялся. Пока шло строительство, выяснилось, что в городе появились «высотные» здания и, чтобы увеличить обзор, каланчу надо удлинять. Так и сделали. Её нарастили на 1,4 сажени, и на момент ввода в эксплуатацию она стала самой высотной постройкой в городе.
Из источников:
«Деревянная застеклённая башенка в центре площадки служила убежищем для дежурного. Изначально под крышей каланчи сбоку висел колокол. Дежурство несли дозорный и его помощник (подчаск), которые поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, освещённой щелевидными окнами и ограждённая коваными перилами. Пока один дежурил, второй отдыхал в деревянной застекленной башенке в центре смотровой площадки [огороженной кованными перилами – В.Б.]».
Постройка эклектична: с сочетанием «…элементов классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки)» – это тоже из источников.
«…Если замечался пожар, звучал удар колокола [сигнал “Тревога” – В.Б.], в воздух выпускался воздушный шар, а на каланче вывешивался определенный вымпел. Шары обозначали уровень сложности пожара, а вымпел указывал на ту пожарную часть, которой предстояло выезжать на борьбу с огнём. За каждой частью был закреплён свой участок города. Помимо цвета вымпела, части различались также мастью лошадей: вороные, гнедые и в “яблочко”.
Во время тревоги на первом этаже открывались большие ворота, откуда выезжала пожарная команда: на отдельной повозке, а следом кони везли телеги с бочками и лестницами. Два огнеборца ехали впереди верхом, чтобы расчистить дорогу для пожарной команды…»
Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов XX века. Однако вот такую красоту хотели снести и в 1950-е годы, ибо она «портит интерьер современного города». Но что-то пошло не так, и до 1950-х её использовали как наблюдательную вышку. «Позднее в здании каланчи расположились служебные квартиры и арку заложили кирпичом, превратив в окно».
И в 60-е каланчу хотели снести. И даже добро от «всех и всяческих» инстанций уже было получено. Но, как ни странно мудрым в данном случае оказался один высокопоставленный коммунистический начальник – отстоял:
«Сначала на месте каланчи планировалось строительство второй очереди пятиэтажного жилого дома (ул. Интернационая, 35), затем здание препятствовало новому почтамту, чья архитектура противоречила облику каланчи. От сноса её спас первый секретарь Центрального райкома партии КПСС Николай Владимирович Кукель-Краевский, который договорился о создании новой привязки здания почтамта комсомольцами института “НовосибТИЗИС”...»
…И в перестройку каланчу тоже хотели снести. Ну, если не снести, то разместить там ресторан или что-то ещё общепитовское или полезное (вариант: бесполезное).
Парадокс да и только: почему мне на ум приходит зицпредседатель Фунт из «Золотого теленка»? Вернее, его конкретные и всем известные слова. Только ли потому, что полное собрание сочинений Ильфа и Петрова я читать закончил совсем недавно?
«…Я – зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом". При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни!..»
(Аллюзия к тому, что каланчу много раз хотели снести).
…Решением омского облисполкома от 26.06.80 г. каланча поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения. На ней установили мемориальную доску с текстом: «Пожарная каланча построена в 1913-1915 г.г. по проекту И. Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом»
Уже в наше время каланчу реставрировали. В 2002 году на смотровой площадке каланчи появился манекен дозорного пожарного, названного дядей Кузьмой (Кузьмичём). Манекен в каске и в настоящей одежде пожарного держится за поручни. Он может «менять позы благодаря гибким конечностям»… Однако! «…однако со временем прозвище сменилось. Теперь бессменного пожарного называют Василич, как дань уважения руководителю пожарной охраны, при котором он был установлен – Сергею Васильевичу Куянову. Также существует версия, будто Василичем звали одного из трёх пожарных, прибывших в Омск обучать первую пожарную команду, и нынешний манекен приобрёл имя с исторической составляющей». Вон оно как, оказывается, Карл!.. пардон, Михалыч… извините, Кузьмич… простите, Василич!
Тут на память почему-то приходит манекен дозорного пожарного в Томске. Да-да, в Томске на Воскресенской горе. Я нисколько не путаю его с Омском. Разумеется, тоже на пожарной каланче. Правда, в Томске она, так сказать, восстановлена (по сути построена заново на месте разобранной в 1960-е годы). Если в Омске манекен появился в 2002 году, то в Томске – в 2006. Томск слямзил, как думаете? Или просто использовал передовой опыт соседнего сибирского региона?
Каланча является нынче архитектурным памятником. Тут находится музей истории развития пожарного дела в Омской области, где «можно увидеть экспонаты пожарной техники начала XX в. и снаряжения пожарных. На первом этаже воссоздан дежурный пост, установлен старинный пожарный насос, размещены манекены в старинной пожарной форме». Выставки и экспозиции, посвящены «истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, – каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны».
…Пожарная каланча, пожалуй, главный символ Омска. Если ошибаюсь, то для меня стал главным (даже не Омская крепость).
…Думаете, слишком много текста, места и времени уделяю «какой-то там» каланче? Возможно. Но она не «какая-то там». Просто уж очень она мне приглянулась. Поэтому я и сам столько всего узнал об омской каланче, и с вами поделился. Много всяких источников прошерстил…
***
Фонтан на Тарской при свете дня. Ничем особо от вечернего/ночного не отличается.
Разве что цвет неба другой. Но небо не фонтан, око само по себе.
***
Тарские ворота. За ночь не изменились. Опять разве что цвет неба, но ворота к небу тоже отношения не имеют (на небе что-то как будто разверзается, но это не око Саурона).
Вечером мемориальную доску Фёдору Головину я не снимал… а вот днём удосужился.
В источниках пишут, что история с Головиным «притянута за уши», ибо к Омску он никакого отношения не имел: граф «носил титул Сибирского наместника, но получил он это звание, вернувшись в Москву из экспедиции в Даурию, куда отправился наместником Брянским, и больше никогда к Сибири и близко не подбирался…» Но раз доска висит, значит, так надо… и чего бы её тогда не запечатлеть?
***
Бюст Манякина при свете дня.
Продолжение следует.
Начало тут:
ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ II
ЧАСТЬ III
ЧАСТЬ IV