Найти тему
Петр Власов

«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (03)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

03. Запоздалое «совершеннолетие»

Разработка He.177А-5 была завершена в феврале 1943 года. А-5 внешне выглядели так же, как А-3, отличаясь от предыдущих версий усиленным крылом и увеличенным количеством внешних подвесок. Но главное – «пятерки» наконец-то получили новые мощные двигатели DB.610, каждый из которых представлял собой спарку двух DB.605. Эти моторы развивали на взлете 2.950 л.с., а на высоте 2.100 м – 3.100 л.с., что способствовало заметному увеличению бомбовой нагрузки, а так же достижению большей дальности полета. И, конечно же, «пятерки» строились уже с учетом выявленных причин возгораемости «Летающей зажигалки», что заметно повысило пожарную безопасность пятой версии «Грифа».

-2

Устранение главной «ахиллесовой пяты» Не.177, значительно улучшившее его живучесть, а так же (пусть и запоздало), но осознанная, наконец-то, немецким командованием необходимость для ведения затяжной войны стратегического дальнего бомбардировщика, привели к увеличению производства «Грифов». Однако недостаток промышленных мощностей, занятых изготовлением другой, тоже крайне необходимой фронту техники, и упущенное немцами время из-за неохотной неспешной довоенной разработки «Грифа» крайне отрицательно сказались на судьбе самолета. За весь 1943 год германские авиазаводы произвели только 261 He.177А-5, а за 1944 – еще 565 «пятерок»; однако такое количество выглядело каплей в море по сравнению с тысячами дальних стратегических бомбардировщиков противника, регулярно засыпавшими промышленные центры Германии сотнями тонн бомб. И для противодействия этим массированным ударам немцам требовались уже не бомбардировщики, а истребители. Но истребителей в долго проповедовавших наступательную стратегию Люфтваффе катастрофически не хватало. Поэтому осенью 1944-го германское министерство авиации приняло «срочную истребительную программу», почти полностью свернув производство бомбардировщиков, и отдало подавляющее большинство авиазаводов под строительство истребителей. Именно из-за этого в октябре 1944 был снят с производства и «Гриф». Не.177А-5 стал последней крупносерийной версией «Грифа»; разрабатывавшиеся в течение 1943-44 годов дальнейшие модификации этого самолета не вышли за стадию прототипов. Сколько всего немцы построили Не.177 всех версий, точно сказать трудно - в разных источниках фигурируют разные цифры: от 1.094 до 1.170 экземпляров…

-3

Что же представлял собой единственный реально боеспособный вариант «Грифа» А-5, переставшего быть «Зажигалкой»? О моторах этой модификации уже говорилось выше. Оборонительное вооружение He.177А-5 имел по образцу He.177A-3/R2 (так что основной серийный вариант новой модификации полностью обозначался как He.177A-5/R2). Подэлеронные закрылки на А-5 сняли – по образцу торпедоносной версии Не.177А-3/R7: ведь Не.177А-5 позиционировался в основном как носитель торпед LT.50, ракет Hs.293 или FX.1400 «Фриц»-Х. Поэтому первый из трех бомбоотсеков на «пятерке» заделали, а на его месте установили внешний держатель для ракеты.

Кроме He.177А-5/R2 в нескольких экспериментальных экземплярах выпускались варианты «пятерки» с другим оборудованием. Так, He.177A-5/R5 имел сразу за бомбоотсеком еще одну дополнительную дистанционно-управляемую стрелковую установку. На He.177A-5/R6 ради установки второго подфюзеляжного держателя ракеты заделали не один, а два передних бомбоотсека. He.177A-5/R7 получил герметичную кабину, позволившую летчикам подниматься на высоту до 15.200 м. А He.177A-5/R8 имел дополнительные дистанционно-управляемые стрелковые установки под кабиной и в хвостовой части (правда, система управления ими оказалась слишком сложна, и потому распространения не получила).

-4

Кроме того, выполняя требование моряков создать «Гриф»-торпедоносец, фирма «Хейнкель» по опыту работ над торпедоносцем Не.177А-3/R7 создала улучшенную версию - самолет-торпедоносец He.177A-5/V-31. В отличие от «тройки», несшей только две торпеды под фюзеляжем, эта «пятерка» имела еще и по торпеде под каждым крылом. Как и три имевшихся Не.177А-3/R7, в 1944 г. этот He.177A-5/V-31 был направлен для боевых испытаний в 26-ю бомбардировочную эскадру, действовавшую на Средиземноморье. Но вот по дальнейшей судьбе «Грифов»-торпедоносцев информация крайне противоречивая. В одних книгах говорится, что они применялись в морских боях. В других же – что к тому времени, как торпедоносный вариант Не.177 был запущен в серию, немецкая авиация уже практически прекратила борьбу против судоходства противника, и выпуск торпедоносцев был свернут в самом начале производства. Вероятно, именно поэтому мне не удалось найти в литературе, какой же именно порядковой маркировкой «R» обозначались серийные торпедоносные «пятерки» - вероятно, такого обозначения просто не было за отсутствием самих торпедоносцев. Но, как бы там ни было на самом деле, в конце войны торпедоносные «Грифы» уже не могли сыграть никакой серьезной роли на море – независимо от того, выпустили их «всего в четырех», или в «целых двадцати» экземплярах, как указывается в разных книгах…

ТТХ He.177А- 5/R2 «Гриф»

Экипаж: 6 человек. Вес: пустого — 16.800 кг, нормальный взлетный — 27.225 кг, максимальный — 31.000 кг. Размеры: размах крыла — 31,4 м; длина — 22 м; высота — 6,4 м; площадь крыла — 100 кв. м.

Двигатели: два «Даймлер-Бенц» DB 610A-1/B-1 (А-1 — левый, В-1 — правый) — 24-цилиндровые, жидкостного охлаждения, взлетной мощностью 2.950 л.с. и 3.100 л.с. на высоте 2.100 м. Максимальная скорость: при весе 27.225 кг — 485 км/ч на высоте 6.000 м; при весе 31.000 кг — 435 км/ч на высоте 6.000 м. Дальность полета: с двумя ракетами Hs.293 — 5.500 км, с «Фриц»-Х — 5.000 км. Время подъема на высоту: 3.000 м — 10 мин, 6.000 м — 39 мин. Потолок: 8.000 м.

Вооружение: 3х7,9-мм пулемета (1 MG.81J в носу, 2 MG.15 в задней части гондолы), 3х13-мм пулемета MG.131 (2 в дистанционно управляемой башне за кабиной, 1 в задней башне с электроприводом), 2х20-мм пушки MG.151 (1 в передней части нижней гондолы, и 1 в хвостовой установке).

Бомбы: в бомбоотсеке — 16х50-кг, или 4х250-кг, или 2х500-кг. На внешних держателях (в зависимости от дальности полета) — две мины LMA III, или от двух до четырех торпед LT.50, или до трех ракетных планирующих бомб (Hs.293 или FX-1400 Fritz-x).

-5

Другие модификации Не.177, оставшиеся лишь экспериментами

В начале 1943-го в одном экземпляре был создан Не.177А-4 – высотный бомбардировщик с гермокабиной. Он послужил «исходником» к идее разработки другой «ветки» бомбардировщиков – высотных Не.274 (впрочем, тоже оставшейся «мертворожденной»). Параллельно с серийным производством He.177А-5 на его базе в начале 1944 г. было выпущено 6 экспериментальных самолетов He.177А-6. Они отличались дополнительной бронезащитой и усиленным оборонительным вооружением; но в серию эта версия так и не пошла. Также всего в 6 экземплярах был изготовлен вариант He.177А-7 - высотный бомбардировщик с увеличенным до 36 м размахом крыла. Эту версию планировали оснастить двигателями DB.613 (спаркой DB.603G мощностью на взлете 3.600 л.с.). Однако построенные машины их так и не получили, оставшись с моторами DB.610.

«Истребитель» Не.177
«Истребитель» Не.177

Остался без индивидуальной маркировки еще один экспериментальный вариант Не.177 – попытка переделать тяжелый бомбардировщик в… истребитель! Летом 1944 у трех Не.177 заделали бомбоотсеки, а на месте удаленного бензобака за кабиной пилотов установили батарею из 33 пусковых труб ракет (под углом 60 градусов вперед и с небольшим наклоном вправо). Предполагалось, что следуя за строем вражеских бомбардировщиков, этот He.177 будет занимать позицию ниже и слева от их строя, и открывать стрельбу с дистанции в 2.000 м. Испытания провели, но до боевых столкновений с бомбардировщиками союзников дело не дошло. Немцы вовремя додумались, что многочисленный истребительный эскорт просто не подпустит гигантский немецкий «истребитель» к своему строю бомберов…

Боевое применение Не.177

-7

Об «эпичном боевом дебюте» Не.177 зимой 1942-1943 гг. под Сталинградом, завершившемся «самосожжением» всех сумевших подняться в воздух «Зажигалок», уже говорилось во 2-й части статьи. После чего опозорившаяся там Группе I/KG.50, остатки которой были вывезены в Германию, летом 1943 приступила к перевооружению на Не.177А-5, и начала подготовку к применению ракет Hs.293 по морским целям. В октябре этот наконец-то ставший боеспособным полк был переименован в II/KG.40 (вместо первоначальной Группе II/KG.40 с Do.217, ставшей V/KG.2). Первую свою серьезную боевую операцию новый II/KG.40 провел 21 ноября 1943 г. атаковав в плохих погодных условиях 20-ю He.177А-5 британский конвой, состоявший из 66 судов. Правда, эта «атака» практически «вылилась» в беспощадный расстрел 16-ю ракетами Hs.293 концевого транспорта, отставшего от центра конвоя на три с лишним мили. «Купец», конечно, был потоплен; но и немцы по возвращении не досчитались трех «Грифов», перехваченных истребителями противника…

Через пять дней 14 ракетоносцев He.177 вновь были брошены против конвоя союзников. Из них в воздушном бою с истребителями прикрытия были сбиты 4 «Грифа», а еще 3 из-за тяжелых повреждений списали после вынужденных посадок: в одном вылете была потеряна половина участвовавших в нем самолетов! А если не считать те машины, что некоторое время спешно «зализывали раны», то в II/KG.40 всего после двух вылетов исправными остались только 7 «Грифов». Да к тому же еще погиб весь командный состав II/KG.40 – и командир полка, и три командира эскадрилий. Противник же лишился лишь одного потопленного войскового транспорта; правда, на нем погибло более 1.150 человек (но немецкие летчики доложили командованию об уничтожении трех транспортов и двух эсминцев)…

-8

Тяжелые потери при минимальных успехах показали, что He.177 не годятся для дневных атак конвоев, и было решено использовать их ночью либо при лунном свете, либо при «искусственном освещении». Новая тактика выглядела следующим образом. Одно звено бомбардировщиков, обойдя транспорты стороной, сбрасывало 50-кг осветительные авиабомбы на траверзе конвоя, а другое звено атаковало с неосвещенной стороны, ориентируясь по силуэтам судов, четко видимых на фоне созданного «зажигалками» зарева. Такой способ позволял He.177 запускать ракеты Hs.293 с дистанции 10-15 км, и оставаться в темноте невидимыми при дальнейшем прямом полете, пока операторы наводили ракеты на цели. А свет с другой стороны конвоя значительно облегчал им прицеливание по транспортным судам. Такая тактика сделала атаки Не.177 более успешными; однако и «Грифы» продолжали нести большие потери – как правило от береговых истребителей Союзников, перехватывавших немцев на рассвете при возвращении на базу…

Одновременно с I/KG.50 (ставшей II/KG.40) перевооружением на Не.177 занялась и Группе I/KG.40; однако ее оснащение шло еще медленнее. К сентябрю Группе имела только 3 боеспособных He.177; и лишь в декабре в ее боевой строй удалось ввести всего одну эскадрилью «Грифов». Кроме того, Не.177 освоили так же две эскадрильи из I/KG.100.

Операция «Штейнбок» - Не.177 бомбят Лондон
Операция «Штейнбок» - Не.177 бомбят Лондон

А в начале 1944-го все эскадрильи, оснащенные Не.177, приняли участие в так называемом «малом Блице» - операции «Штейнбок», задуманной Гитлером как возмездие Лондону. Для исполнения желания фюрера командованию Люфтваффе пришлось отзывать боеспособные бомбардировочные части из Италии и с Восточного фронта. Всего было собрано 550 бомбардировщиков; из них 35 - He.177 из KG.40 и KG.100. Первый боевой налет «малого Блица» против Англии состоялся 21 января 1944 г. Эффект был гораздо меньшим, чем планировалось — на Лондон удалось сбросить только 30 тонн бомб; остальные 270 тонн из-за мощного противодействия британской ПВО упали лишь на окружающие город пустыри. Примерно та же картина повторялась и при последующих налетах. И в начале марта операция «Штейнбок» была прекращена.

Хотя сама операция «Штейнбок» оказалась практически неудачной, самолеты He.177 действовали в ней довольно успешно. Их экипажи набирали еще над Германией высоту 7.000 м, и выходили к цели на пологом пикировании, доводя этим скорость до 680 км/ч. Из-за такой стремительности ночные истребители перехватить немцев практически не могли, как и зенитки не успевали сопровождать их огнем; поэтому от огня противника были потеряны только 4 «Грифа». Но, тем не менее, боеготовность машин постоянно находилась на низком уровне – из-за неудовлетворительной подготовки самолетов к вылетам. По разным техническим причинам до двух третей вылетевших на задание «Грифов» возвращались на аэродром, не долетев до Англии – в основном с перегретыми или даже горящими двигателями…

-10

После завершения операции «Штейнбок» переброшенные в Бордо He.177 из II/KG.40 несколько раз пытались атаковать суда союзников в Средиземном море, однако безрезультатно. Затем их использовали для метеорологических и разведывательных полетов над Атлантикой, а одну эскадрилью перевели на север Норвегии в состав командования «Нордмеер». На Восточном фронте против СССР была задействована базировавшаяся на Восточную Пруссию вооруженная «Грифами» эскадра KG.1 «Гинденбург» (87 Не.177А-1 и А-3). Хотя «Грифы» и являлись тяжелыми дальними бомбардировщиками, к тому времени, как они появились на советско-германском фронте (июнь 1944 г.), из-за продвинувшихся далеко на запад советских войск Не.177 были уже не в состоянии совершать налеты на объекты глубокого советского тыла, такие как Москва, а тем более Урал.

-11

Поэтому командование 6-го Воздушного флота использовало их лишь для ударов по целям в прифронтовой полосе, для чего «Грифы» переоборудовали в конфигурацию «бомбардировщики ближнего радиуса действия». При этом Не.177 могли нести гораздо большую бомбовую нагрузку, но имели дальность, схожую с Не.111. Таким образом, вместо давно ожидаемой стратегической авиации германский Восточный фронт получил в лице перевооруженной с Ju.88 на Не.177 эскадры KG.1 лишь дополнительное бомбардировочное соединение тактического назначения. К тому же – технически ненадежное: часть ее Не.177А-1 принадлежала к ранней серии «Зажигалок», а потому аварии и даже катастрофы были в «Гинденбурге» почти привычным делом. Тем не менее, «Грифы» KG.1 добились на Востоке определенных успехов, нанеся советским войскам заметный урон при бомбежках железнодорожных узлов в районах Смоленска и Великих Лук. Однако в целом боевая активность «Грифов», летавших на бомбежки из глубокого тыла, все же оказалась ниже, чем у старых средних Не.111, базировавшихся гораздо ближе к линии фронта…

-12

Но в течение лета 1944 г. «Грифы» летали все меньше - не хватало горючего и экипажей; а к осени подавляющее большинство He.177 уже «сидело» на аэродромах по всей Германии в ожидании замены двигателей и доработок. В сентябре 1944 г. их вылеты стали буквально единичными: так, например, пилоты двух эскадрилий KG.100 (44 Не.177А-5) вместе налетали за месяц всего 4 (четыре!) часа… А в октябре все «Грифы» этой эскадры, стоявшие без горючего на аэродроме Ольборг-Вест в Дании, были уничтожены массированным налетом Союзнической авиации. В том же октябре была расформирована эскадра KG.40, и He.177 больше не летали над Атлантикой. Правда, испытательная команда 200-й эскадры использовала несколько таких машин до начала 1945 г., но эти эксперименты уже ничего не решали…

Заключение

-13

Считается, что He.177 «Гриф» был гораздо более опасным для своих экипажей, чем для противника. Это, конечно, преувеличение. Но проблем этот самолет, задумывавшийся как стратегический бомбардировщик, принес своим создателям больше, чем машины того же класса в других странах. А с его введением в строй Люфтваффе так и не получили возможности проводить стратегическое воздушное наступление. Конструктивно «Гриф» был, по-видимому, одним из наиболее необычных бомбардировщиков из всех, участвовавших в боевых действиях. А задумывавшиеся в нем перспективы были сведены к нулю как неспособностью немецкой авиапромышленности «довести» «до ума» самолет особо сложной конструкции, так и невысокими стратегической и технической компетенциями руководства Люфтваффе, и породившими эту чрезмерную сложность…

«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (01): «нежеланный ребенок»

«Гриф» - неудачник, или «Летающая зажигалка» Люфтваффе (02): «неуклюжий подросток»

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» находится здесь

ЛИТЕРАТУРА:

Darling K. Heinkel He 177. Warpaint series, No.33

Forsyth R. Heinkel He 177 Units of World War 2. Osprey Publishing, 2018

Griehl M. Heinkel He 177 Greif. AirDOC, 2008

Авиация Второй мировой войны. Смоленск: Русич, 2001

Бишоп К. Эскадрильи Люфтваффе 1939-1945. М.: ЭКСМО, 2007.

Залесский К. Энциклопедия 3-го Рейха. Люфтваффе. М.: ЭКСМО, 2005.

Зефиров М. Асы Люфтваффе. Бомбардировочная авиация. М.: АСТ, 2002.

Зубов Д.В., Дёгтев Д.М. Летающие крепости Гитлера в бою. «Урал-бомбер» Не-177 «Грайф». М.; Эксмо: Яуза; 2017

Фирсов А. Крылья Люфтваффе. Серия: история авиационной техники. М., 1995

Шунков В.Н. Крылья третьего Рейха. Мн.: Харвест, 2003

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.