Найти тему
Чтец смыслов

Дружба – дружбой, а служба – службой

Священномученик Александр Хотовицкий.

"Часто бывает, что при­знание каких-либо заслуг человека делает его гордым, возносит его над ближними, отравляет его мысль и его душу ядом надменности, превозношения; как часто человек, до того времени добрый, скромный, стает неузнаваемым, стоит только фортуне повернуться к нему лицом; как часто простое благо­получие, простая удача, материальное превосходство внедряют в человека па­губную и противную мысль о ничтожестве пред ним его менее счастливых – по суду житейскому – ближних. Смотри на Христа и у Него почерпни урок смирения!

«Дружба – дружбой, а служба – службой». Хорошая это пословица народная. Почаще бы ее вспоминали, поболь­ше бы ею руководились, – поменьше бы было прорех в каждом хозяйстве, в каждом деле. Увы! Люди малодушны, мягкосердечны. Деликатность, конечно, доброе качество, но она преступление, когда требования долга приносятся ей в жертву. А это случается чуть не на каж­дом шагу. Иной раз даже язык не по­вернется осудить за это человека, до то­го сродны всем нам эти чувства мирво­ления людям, к которым жизнь наша поставила нас в близкие, или, во вся­ком случае, более короткие, чем официальные, отношения. На обыденном язы­ке я назвал бы это «кумовством». Ан смотришь, из-за этого кумовства как будто дело и расклеивается. Незаметно сначала, после явственнее, а иногда уже поздно и лечить. Жалко обидеть доброго человека, компанию с ним водил, – вот и смотришь сквозь пальцы на его оплошности. Глядишь – одно опущено, другое недоделано, третье забыто. Разве дело так строится? Нет, уж лучше компанию побоку, только бы прямые обязанности не страдали. Начальник мя­гок с подчиненным, избегает непри­ятных разговоров, избегает обиды, – всегда ли на доброе это? А если злая воля людей станет злоупо­треблять этой мягкостью? Всего за всех не переделаешь. Каждое дело, каждое место требует своего, и добросовестного, работника. Это в житейском быту. При­помните грустные страницы нашей оте­чественной истории за последние годы, – не слишком ли много было «церемоний» во всех служебных отношениях, не слишком ли много «кумовства» при про­хождении ответственнейших обязанностей? Вот тут и важность разграниче­ния дружбы и службы, по пословице: «дружба-дружбой, а служба-службой». Чувство долга должно управлять волей человека. Оно должно быть всегда свежо, всегда отчетливо. Человек не имеет никакого права при каких бы то ни бы­ло обстоятельствах оправдывать себя тем, что тот, кому он служит, не вменит ему пробелов в грех, так как-де мы знакомы, или так как-де он человек добрый, губить-де не ста­нет, места, работы не лишит, постеснится оскорбить. Это смерть нравственная, если человек станет так рассуждать, на таких основаниях начнет строить свои извинения и допускать лукавое от­ношение к своим обязанностям, ставя и тех, кто ему вверил дело, в поло­жение страдательное и вынуждая его тоже на преступление…

Так по отношению к людям. То же и по отношению к Богу. Бог всемилостивый. Но грешнику своего долга забы­вать все-таки не следует. Ибо Бог и правосудный. Молить, умиляться, проли­вать слезы – это добрый путь испросить милость Божию, но думаешь ли этими – слезами закрыть Божьи очи на твои не­правды, на твое хладное отношение к долгу твоему?"

Американский Православный вестник. 1907 г. № 1