Автор оказался настолько «заинтригован» результатами исследований, описанных в предыдущей статье (22. Красный Волок. Отгадки Северной Руси https://dzen.ru/a/ZDQ24zpWRRJpHobc), что в августе 2014 года организовал самодеятельную экспедицию на Красный волок и Ухтомицу. За 10 дней группой из 6 человек на 4 байдарках был пройден маршрут протяженностью 88 километров, из которых 3 км., пройденных пешком, приходятся собственно на волок. Начав маршрут возле Пиньшино на берегу озера Волоцкое (бассейн Волги) группа совершила переход в урочище Волок (когда-то там была деревня с тем же названием). Далее, не без труда найдя начало тропы на озеро Долгое, мы перенесли туда наши вещи и байдарки, после чего продолжили свой путь уже в гидрологическом бассейне реки Онеги (до неё мы, конечно же, не добрались). Фрагмент карты окрестностей Красного волока приведен на рисунке 1.
В нижней части карты – шоссе Вологда–Медвежьегорск, главная транспортная артерия района путешествия. Свернув возле райцентра Вологодской области Липин Бор, через 15 км. дороги «грунтовой улучшенной» можно попасть в Пиньшино. Местные рыбаки знают тропу на озеро Долгое и иногда пользуются ею. Есть мнение, что на озере Долгом рыбалка лучше, чем на Волоцком. Но вот дальше местные не ходят, там, в верховьях речки Ухтомицы, сейчас вообще никто не живёт. Встречаются урочища с названиями бывших деревень. А те населенные пункты, которые на этой карте обозначены как жилые, при ближайшем рассмотрении оказываются тоже бывшими. Таковы, например, деревни Безменово, Опрячкино и Лопотово (см. карту). На все три населённых пункта с реки можно заметить только руины, кажется, коровника.
Цивилизация в этой местности, как, впрочем, и в других ей подобных местностях, ослабевала в несколько этапов. Предпоследний удар был нанесен ещё в советское время, программой укрупнения колхозов и переселения «неперспективных» деревень. А последний (окончательный) удар – во времена «перестройки» и последующей за ней разрухи в сельском хозяйстве. Пиньшино, наше место старта, является сейчас в данной местности форпостом современной цивилизации. Неплохая дорога, шоссе поблизости. И даже электричество. Магазин. Почта. Рядом с почтой – на столбе синяя пластиковая «капсула» с телефонным аппаратом для экстренной связи. Немногочисленные питерские «дачники», облюбовавшие берег озера в последние несколько лет, держат связь с северной столицей через спутник.
В обе стороны от водораздельного участка Красного Волока текут речки с характерными названиями. В сторону Белого озера – Ухтомка, а в сторону реки Онега и Белого моря – Малая Ухтомица. После впадения левых притоков Малой и Большой Бохтеньги, эта речка получает название Ухтомица. Как установлено специалистами по топонимике, «ухтома» означает «река, ведущая к волоку».
Уже много позже, завершая маршрут, внезапно пришло в голову: А что же подумали местные жители, у которых мы спрашивали про тропу на озеро Долгое, когда мы не вернулись обратно? Ведь, сказать по правде, никакого пути дальше там нет. Так, направление. Это ведь только мы прошли этим «путём», преодолев на пути 21 бобровую плотину. Лето 2014 года выдалось в этих местах аномально маловодным. По данным метеорологов, за это лето выпало только 40% от средней нормы осадков. Осенью того же года сам видел репортаж по телевизору. В репортаже сообщалось о проблемах судоходства по Волго-Балтийской системе в связи с предельно низким уровнем воды в устье Шексны. Так что, бобры, оказывается, нам даже помогли, поддерживая уровень воды в речке на «судоходном» для наших байдарок уровне. Но это не избавляло нас от необходимости то и дело перетаскивать свои лодки через эти плотины.
Несколькими километрами ниже по течению Ухтомицы нас подкарауливала географическая загадка. Речка, текущая в широкой заболоченной долине, стала дробиться на всё более узкие протоки. Причем, при глубине порядка 50-60 см. расстояние между берегами постепенно, с каждым этапом дробления, уменьшалось до 100-80, а впоследствии и до невероятных 40 см.! Складывалось впечатление, что только достаточная скорость течения водотока не позволяла сомкнуться корневищам растений, слагающим его берега. Мы не могли найти этому разумного объяснения, пока не увидели некую гряду, поросшую мелким лесом, пересекающую долину поперек по всей ширине. Это оказалось старинное полуразрушенное сооружение из крупных брёвен, положенных в несколько накатов по высоте и образующих таким образом деревянную фильтрующую насыпь. Поверх верхнего слоя бревен местами угадывались фрагменты настила из досок. Это была, как нам потом удалось выяснить, лесовозная дорога, проложенная через долину Ухтомицы. В середине прошлого века в районах несколько севернее нашего маршрута располагался так называемый «Каргопольлаг». В сталинские времена заключенные добывали лес, который вывозили к железной дороге Вологда – Архангельск. Преградившее нам путь странное инженерное сооружение из брёвен представляло собой часть дороги для вывоза леса с лесопункта Южный в «Каргопольлаге». Давно уже минула та суровая эпоха, и этой дорогой перестали пользоваться десятки лет назад. На фрагменте карты (рисунок 1) теперь это место отмечено мною поперечной чертой. Результатом внедрения в природу данного сооружения явилось изменение гидрологического режима долины реки Ухтомицы, что, в конечном счете, и повлекло за собой множественные разбиения русла. Река как бы постепенно исчезала на широком фронте перед препятствием в виде фильтрующей насыпи, чтобы вскоре после неё появиться вновь, постепенно соединяя многочисленные протоки в единое основное русло.
После успешного преодоления старинной деревянной дамбы из прошлой эпохи, мы обнаружили, что из болотистой равнины вокруг нас, словно бы ниоткуда, то там, то тут, возникают быстрые чистые ручейки. Ухтомица никуда не делась. Она просто научилась за прошедшие десятилетия «просачиваться» сквозь старую дамбу. Ручейки вновь образовали русло речки, и мы продолжили свой путь.
После трёх не существующих в реальности «населённых пунктов» вдоль левого берега, о которых я уже упоминал (Безменово, Опрячкино и Лопотово), заканчивался лист карты, которой мы пользовались для определения своего положения на поверхности нашей планеты (см. Рисунок 1). На последующий участок маршрута нормальной карты у нас не было. И, как только мы нашли подходящее место на берегу, то установили свои палатки, чтобы отдохнуть. Мы оказались в неизвестном месте, где-то посреди Вологодской тайги.
О том, что ещё любопытного удалось узнать об этих местах в ходе нашей спортивно-туристической «экспедиции», я непременно расскажу в следующей статье в этом канале.
Продолжение следует.