Найти тему
Пси-лаборатория

Юнг и история его индивидуации

Оглавление

За основу анализа взята книга Валерия Всеволодовича Зеленского «Базовый курс аналитической психологии или Юнгианский бревиарий»

В своей книге Зеленский знакомит читателя с основными трудами Юнга, последовательно вводя понятия, которыми оперировал ученый. Эти понятия являлись неотъемлемой частью и собственного пути Юнга. Через них он раскрывал и постигал течение собственной жизни, устанавливая связь с бессознательным.

Истоки

Путешествия к самопознанию Юнг начал еще в детстве. Его близкие родственники передали ему образы католицизма и оккультизма, обратив внимание на то, что мир гораздо более многообразен, чем то, что человек может воспринять органами чувств. «Образы социума активировались в период созревания психики»,- пишет Зеленский, - «тогда он (Юнг) решил пойти за ними и познал смысл Бога - тот призывал стать свободным». В дальнейшем, в своих трудах Юнг будет раскрывать образ Бога в том числе через архетип «Духа». Через то, что не поддается рациональному пониманию, но призвано заполнить внутреннюю пустоту неким содержанием. В своих научных исследованиях Юнг поставит ряд важных вопросов, касательно проявления Духа или Бога - сходен ли он с душой или психическим или отличен от них? В каких формах он себя проявляет? Божественное здесь выходит за рамки духовности, включает в себя духовные принципы, и сам путь к духовной целостности.

Юнга описывают человеком, который был больше интровертом. Это понятие в дальнейшем будет введено им самим и раскрыто в числе других типов личности. Сам ученый проявлял себя таким образом, поскольку предпочитал не заниматься активной репрезентации своей персоны в обществе, но отдавался самопознанию и анализу связи внутреннего мира с внешним, последовательному прохождению этапов индивидуации. Процесс индивидуации Юнг наблюдал и поддерживал у своих пациентов, через их символы, истории и личные мифы. Как комментирует Зеленский, - «Внутренняя богатая жизнь изолировала его от внешней». Эта особенность характера предоставляла Юнгу разнообразные возможности для более глубокого постижения бессознательного. Будучи опытным исследователем и психиатром, работая с пациентами, Юнг вновь и вновь направлял свое внимание на его изучение. Свои изыскания он обширно отражал в научных работах, сочинениях и монографиях.

"Символ является по своей сути наилучшей репрезентацией чего-либо, что никогда не может быть полностью известно"

Символы снов

Одна из центральных идей его работ заключается в том, что посредствам сновидений психика производит глобальную работу, необходимую сознанию для приспособления и адаптации к внешнему миру. Сны и реальность наполнены символами, которые являются из коллективного пространства, но имеют для каждого человека индивидуальное значение. По мнению Юнга, - «Символ является по своей сути наилучшей репрезентацией чего-либо, что никогда не может быть полностью известно. <…> Символы, в сущности, являются тем, что делает нас людьми и представляет нашу способность постигать то, что существует за пределами нашего понимания». Активное воображение помогает символам быть выраженными, воспринятыми и интегрированными. Оно является целенаправленным процессом психической жизни человека, создавая целостный результат превращения бессознательного в сознательное. Психическая жизнь при этом является тем, что выходит за границы самости личности. Человек, как целое, больше, чем сума его «частей», его психика объемлет в том числе и область нефизической жизни: рациональной, иррациональной, личной, коллективной, сознательной и бессознательной. Процесс познания единства и борьбы противоположностей в психическом, и есть индивидуация.

"Символы, в сущности, являются тем, что делает нас людьми и представляет нашу способность постигать то, что существует за пределами нашего понимания"

Процессы развития

С более практической точки зрения Юнг следующим образом описал процесс развития человека:

1. Первые годы жизни - «досексуальная стадия», которая по большей части характеризуется адаптацией к внешнему миру и реализуется через функцию питания и роста.

2. Позднее детство – «допубертатная стадия», которая характеризуется развитием сексуальности, осознанием своих физиологических возможностей и завершается с наступлением половой зрелости.

3. Третий этап — «стадия зрелости», который характеризуется наступлением периода взрослости.

Таким образом, в первой половине жизни человек занят освобождением от родительских уз, утверждением себя в качестве супруга, родителя и полезного члена общества. Реализуя себя в этих ролях и качествах человек входит в диалог со своими индивидуальными психическими процессами, следует процессу индивидуации. «Юнг рассматривал психологическое развитие как явление, свойственное человеку на протяжении всей его жизни, а не как задачу, заканчивающуюся в конце пубертатного периода», - пишет Зленский.

Процесс психологического развития Юнг также делил на три стадии и они соотносятся с тремя описанными выше стадиями развития человека:

  • Узнавание общества, в котором живет человек, и тех способов, с помощью которых в нем можно жить (Адаптация к внешнему миру);
  • Утверждение себя в обществе посредством профессиональной деятельности, путем личного общения и через создание семьи (Осознанием своих возможностей);
  • Стадия приобретения мудрости (Психологическая взрослость).

"Юнг рассматривал психологическое развитие как явление, свойственное человеку на протяжении всей его жизни, а не как задачу, заканчивающуюся в конце пубертатного периода"

Особое значение здесь придается психическому развитию уже во второй половине жизни. Именно тогда, когда человек наиболее подготовлен к рефлексии и глубинному анализу тех частей, которые теперь составляют его прошлое и настоящее. Хотя, здесь человеку придётся пройти непростой путь «в обратную сторону», к своим глубинным корням. Ведь взрослый человек в процессе развития собственного Эго утратил тот чистый доступ к коллективному бессознательному всего человечества, которым обладает ребенок.

Возвращаясь к началу пути индивидуации – детству, важно помнить, что психические процессы ребенка нельзя рассматривать без учета особенностей психики его родителей. Ребенок является одновременно объектом их влияния и отдельным существом, с внутренним микрокосмом, и внутрипсихической организацией, которые проходят свой собственный путь развития.

"Мать" и "Отец"

Юнг в своих работах описал множество архетипов. Но, в авангарде, помимо прочих, всегда стояли «Мать» и «Отец». Воплощение матери в жизни человека глубинно. Это опыт, всего человеческого рода, который реализуется во множестве символов, окружающих человека на протяжении всей жизни. Сепарация от материнской основы – важный элемент индивидуации. Воплощение Отца, при этом, является для человека неким внутренним духовым наставником с которым, до какого-то времени, человек ассоциирует себя. Здесь так же, для эффективного прохождения пути индивидуации, он в итоге должен найти свои уникальные части, отделиться от Отца и стать для себя собственной опорой и светочем.

Тем не менее, со временем сепарируясь от собственных отца и матери, приобретая очертания целостности, человек не должен лишаться своей детской части. Напротив, именно эта часть психики пребывает в постоянном движении и, следовательно, способна к дальнейшему развитию. Качественное общение с «внутреннем ребенком», его поддержка и развитие, позитивно влияет на «взрослую» составляющую личности. Присущая второй половине жизни склонность к глубинному самопознанию и самоанализу, неспешная рефлексия, дает благоприятную возможность зрелому человеку общаться с внутренним ребенком, возвращаясь к событиям прошлого, осознавая их и интегрируя в опыт, а значит, осуществляя дальнейший рост и развитие психического.

Путь индивидуации человека от начала жизни и до ее завершения – это перетекающий и взаимозависимый процесс самопознания, который происходит посредствам интеграции образов извне, осознания их изнутри и метафизическая трансформация личности. Это одновременно просто и сложно, практически достижимо и недосягаемо для понимания, поскольку являет собой буквально магический процесс перехода человека из одного качественного состояния в другое. Последовательно и непрерывно.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)