Гостиница "Севастополь"
Итак, первой гостиницей Николая Ивановича Ветцеля была «Севастополь», и располагалась она на тогда еще Морской улице между площадью Корнилова и Банковским переулком. Об этом нам рассказал Афанасьев Д., предложив описание отеля, а точнее – гостевого дома, в своем очерке «Севастополь и его окрестности в настоящее время», 1857 г.:
Между балаганами белый каменный домик в пять окон приличной наружности. На вывеске: «Гостиница Севастополь». Вхожу: передо мною буфет, направо столовая, налево бильярд – чисто и прилично. Хозяин – старый знакомый Н. Ив. Ветцель, с двумя медалями – одна на шее, другая в петлице, обе за Севастополь: он рассказывает мне, как в два месяца выстроил этот дом и открыл в нем гостиницу. Постройка обошлась в четыре тысячи рублей…
И еще одна рекомендация от Дмитрия Матвеевича Афанасьева в «Путеводителю по Севастополю, его бастионам и окрестностям, изданном с целью благотворения на его развалинах», 1857:
Если путешествующий желает иметь на берегу моря прилично-чистую и удобную комнату со столом, прислугой и всеми принадлежностями, то должен обратиться к содержателю гостиницы «Севастополь» Н. И. Ветцелю, на Морской улице, человеку гостеприимному, услужливому и аккуратному. В этой гостинице комната с постелью и т. п. стоит 1 руб. 50 коп. в сутки, чай утром или вечером 40 коп., порция кушанья – 25 к., чашка кофе – 25 коп.
В «Новейшем путеводителе по Крыму» от 1912 года все еще можно найти упоминание меблированных номерах «Севастополь», только, похоже, это уже совсем другие номера, принадлежащие г. Сергову. В рекламе от 1912 года указан точный адрес этого домика – ул. Большая Морская, 51. В схеме, предложенной Евгением Чверткиным, идет двойная нумерация строения по улице Большой Морской - 51/49, и владельцем здания прописан Сергов. Похоже. что помимо ванного заведения с номерами по Наб. Корнилова, были еще и меблированные нумера на Большой Морской, или…?
Всяко, Банковского переулка больше нет, как и банка на этом месте. Теперь у нас здесь вместо гостиницы театр и новая, то есть послевоенная, часть Приморского бульвара с роскошными цветочными коврами.
Гостиница "Ветцель"
Описание того, дома в котором во время обороны жил Павел Степанович Нахимов, не сложно найти в путеводителях послевоенных пор. Описывали это здание как одноэтажное с 7 окнами по фасаду, каменной лестницей и чугунной решеткой. В этом доме Нахимов побывал последний раз уже бездыханным – перед отпеванием в храме св. Михаила тело было на время помещено сюда.
После окончания Крымской кампании Николай Иванович Ветцель, судя по наградам за участие в боевых действиях, не оставил своего занятии и выкупает полуразваленное строение по Екатерининской, чтобы построить здесь гостиницу «Ветцель». Уже в 1860 г. в «Коммерческой газете» среди отстроенных и «исправленных» зданий, помимо Адмиралтейского храма, церкви Всех Святых на городском некрополе, шести провиантских магазинов и здания женского училища на Горке, Петропавловского храма на Горке, отстроена гостиница «Ветцель», «отличающаяся удобством и, если хотите, комфортом». Город вроде бы лежит в развалинах, жизнь еле теплится, но заканчивается постройка дома для агентства РОПиТ, строится Мортонов эллинг и перенесен из Камышовой бухты в центр города французский деревянный театр!
В 1969 г. именно в этой гостинице останавливается Уильям Симпсон и оставляет об этом посещении города свои воспоминания.
Знаете, что главное в девелоперском бизнесе? «Место, место, место»! А в отельном? Сервис! В общем, и место Ветцелем было правильно выбрано, и сервис был соответствующий. Поэтому в каждом справочнике и путеводителе, независимо от автора и издателя, далее гостиница «Ветцель» на Екатерининской упоминается многократно, как первоклассная, стоящая в одном ряду с гостиницами «Кист», «Бристоль», Гранд-отель», «Северная»…
Лучших гостиниц в городе в настоящее время три: первая – гостиница Киста, вторая – гостиница Ветцеля на Екатерининской улице в первом квартале ея от площади; третья гостиница Grande Hotel Завадского на той же улице против гостиницы Ветцеля. (Сосногорова, 1880)
Лучшими и удобными гостиницами можно считать «Ветцеля» на Екатерининской ул. и «Киста» у Графской пристани. Номера и цены на кушанье не дороже петербургских. (Санктпетербургские ведомости, 1878)
В 1875 г. был окончательно урегулирован вопрос о передаче участка земли под гостиницей, принадлежащем Морскому ведомству, в частное владение почетному гражданину Ветцелю.
В 1880 г. г-жа Сосногорова, оставившая нам в наследство несколько изданий своего путеводителя, отмечает:
«Ветцеля» на Екатерининской улице близ бульвара номера от 1 до 5 рублей.
В Путеводителе Филиппова от 1889 г. можно найти вот такую рекламу услуг гостиницы. Примечательно, что были востребованы иностранные языки, да и что удивляться: в Севастополь заезжали бывшие противники, чтобы навестить некрополи и посмотреть на героический город. Помните, как сказал об этом событии декабрист Бестужев Н. А.:
Севастополь пал, но пал с такою славой, что каждый русский, в особенности каждый моряк, должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед.
Именно в этом 1889 году состоялось знаменательное для французов событие.
Головкинский в «Путеводителе» от 1894 г. упоминает об отеле уже как о скромной гостинице, наверное, делая сравнение с фешенебельной «Кист»:
Ветцеля тоже на Екатерининской улице, одна из старейших, более скромных гостиниц.
Пессимистично настроенный корреспондент «Санктпетербургских ведомостей», 1896 г., оставляет такую заметку в отношении всех севастопольских гостиниц и Ветцеля, в том числе:
Самое лучшее остановиться в гостиницах Ветцель или Gran Hotel. Они в центре орода, около пристани; номера недороги и удобны. Накормят нас, разумеется. скверно, как в большинстве гостиниц.
Меню ресторана в гостинице «Ветцель» от 1899 г. прилагаю:
Завтрак (цена 75 коп.):
1, Консоме с кулебякой;
2. Филе турнидо-моэль;
3. Кофе.
Обед (цена 1 руб.):
1.Суп Мария Луиза с пирожками;
2. Матлот де пуасон;
3. Филе эспаньоль;
4. Мороженое пломбир;
5. Кофе.
Педантичный Безчинский в 1901 году рекомендует гостиницу, указывая на нее не только как на удобную во всех смыслах, но еще и как на здание с историческим подтекстом:
Ветцеля на Екатерининской улице близ бульвара и Морского Собрания, номера от 1 р. до 6 р. Дом Ветцеля имеет историческую достопримечательность: в нем жил во время осады Севастополя адмирал П. С. Нахимов. Дом этот. разрушенный во время осады, в 70-х годах был возобновлен.
Не совсем в 70-х, как мы теперь уже знаем, а на десяток лет раньше.
Некто Шереметев С. Д. в своих очерках «В дороге», 1902-1907 гг., оппонирует неизвестному корреспонденту «Ведомостей», говоря о том, что кухня-то не так уж и плоха в этом отеле, и в меню представлены те продукты, которые в наше бытность принято упоминать в связи с локаворством:
Мы остановились в гостинице Ветцеля. Помещение весьма порядочное. Кормят недурно. Хорошая морская рыба: петух, скумбрия черноморские устрицы
Москвич Г., Зайончковский А. М. и прочие авторы заметок и составители путеводителей неоднократно упоминают гостиницу в начале века не только в связи с удобством и относительной дешевизной номеров, но и в связи с событиями и случаями, которые приключались с проживающими в номерах этого отеля.
В 1913 году уже появляется реклама отеля и указывается имя нового владельца – Николая Николаевича Ветцеля, сына Николая Ивановича – основателя, если так можно выразиться, сети севастопольских гостиниц.
Примечательны рекомендации, приведенные в Адрес-календаре от 28 августа 1913 года, данные по поводу правил допуска нижних чинов, налагающих запрет на посещение гостиниц (выделение капслоком сделано в оригинальном тексте):
Содержателям гостиниц, ресторанов, трактиров, меблированных комнат, постоялых дворов, винных лавок, кофеен, чайных и тому подобных заведений допускать нижних чинов морского и военного ведомств в содержимые ими заведения как в часы производства торговли, так и после закрытия таковых, а равно допускать тех же нижних чинов на ночлег.
Виновные в нарушении настоящих обязательных постановлений подвергаются в административном порядке денежному штрафу до ТЕХ ТЫСЯЧ рублей или аресту до ТРЕХ месяцев.
Приличный штраф, однажды уплаченный, наверное, уже никогда и ни под какими предлогами со стороны нижних чинов не смог бы позволить содержателям проявить милосердие.
В 1925 г. А. Маркевич уже говорит о гостинице как «бывш. Ветцель, Ленина, 6 тел. 230», а Саркизов-Серазини в 1938 упоминает по этому адресу о Курортном распределителе ВОК.
Теперь уже и след гостиницы простыл, и относительно новое здание правительства Севастополя стоит на этом месте.
А вот как выглядел этот участок улицы в раньшие времена, можно увидеть на реконструкции, выполненной Ольгой Ивановной Малиновской.
В следующем выпуске читайте про постояльцев гостиницы 1
Начало