Найти тему

Как компании не попасть под антимонопольное законодательство?

В прошлом ноябре в первом чтении был принят пятый антимонопольный пакет, вносящий изменения в федеральный закон «О защите конкуренции», а вступил в силу он с 1 марта 2023 года. Целью данного проекта было предотвращение злоупотреблений доминирующим положением на рынке онлайн-платформ и формирование правовых механизмов противодействия «цифровым картелям». По мнению членов совета Ассоциации антимонопольных экспертов, он позволит установить прозрачные, недискриминационные и разумные условия доступа к цифровой инфраструктуре для малых и средних предприятий. Что именно представляет собой этот законопроект и поможет он или наоборот навредит российскому бизнесу?

Начнем с основных терминов. Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение в отрасли, то есть ее основную часть. Благодаря своему положению они управляют рынком: из-за подобных компаний потребители зачастую покупают товары по неоправданно завышенным ценам из-за отсутствия выбора. Или, наоборот, монополисты начинают демпинговать, сбивая стоимость продуктов ниже рыночной, а новая компания в таких условиях не выживет и обанкротится.

На самом деле, попасть в антимонопольный список может и не самая крупная компания. По каким критериям это происходит:

  • отсутствие конкурентов — монополистический рынок регулируется единственным поставщиком.
  • продукт уникален и не имеет субститутов, поэтому потребитель вынужден приобретать именно этот товар или услугу.
  • цены не зависят от спроса:монополия устанавливает стоимость товара, ограничивая или увеличивая объем производства. Из-за отсутствия конкурентов можно как завысить, так и занизить цену, не давая возможности появиться предприятиям, которые просто не могут позволить предоставлять аналогичные продукты или услуги за такие же деньги;
  • барьеры для выхода конкурентов на рынок. Преградами могут быть отсутствие доступа к сырью, сертификация и патенты, слишком высокий порог входа, большие затраты на производство для новых игроков. Например, компания может владеть ключевым ресурсом производства — допустим, всеми месторождениями алмазов или рудниками.

В законе «О защите конкуренции» прописаны и более конкретные показатели, позволяющие признать организацию монополистом: ее доля на рынке не должна превышать 50%, а выручка - 400 млн рублей в год. Привлечь внимание специальных ведомств можно, даже занимая меньше половины рынка - когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше, чем у конкурентов. Допустим, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Борется с нечестной конкуренцией Федеральная антимонопольная служба. Ее сотрудники контролируют ценовую политику, ищут картельные сговоры, анализируют договоры компаний друг с другом и потребителями, соответствие закупок и тендеров специальным критериям, проверяют рекламу на достоверность и добросовестность, а также следят за слиянием, реорганизацией и поглощением бизнесов.

На самом деле, просто быть признанным монополистом — это все еще не нарушение закона. А вот за необоснованно завышенную цену или конфликты с потребителями или конкурентами (например, одностороннее расторжение договоров) уже можно получить штраф. Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.

-2

Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Выручка, составляющая больше 75% от всех продаж, повлечет за собой штраф от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.

Подводя итоги, можно сказать, что если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, то беспокоиться не о чем. Если же она превышает данную сумму, и ваша компания является одним основных игроков рынка, то это все ещё не конец света. Внимательно следите за соблюдением законодательства, не вступайте в картельные сговоры и придерживайтесь правил честной конкуренции – и тогда сотрудники ФАС так и не и почтят ваш офис своим визитом.