В конце 18 века Наполеон, как известно, решил захватить мир. Одна из его кампаний получила название Египетский поход. Кажется невероятным, но, если верить Вики, его сопровождали около 160 ученых, а также примерно две тысячи художников и гравёров. Эти самые люди создали фундаментальный труд «Описание Египта», благодаря которому Европа смогла познакомиться как с «современным», так и с древним Египтом. Это было подобно взрыву. Далёкая экзотическая страна так взбудоражила умы, что в культуре и искусстве родилось целое течение - «египтомания». Даже в наполеоновском ампире можно найти египетские мотивы.
Вторую волну египтомании вызвал в 1822 году Шампольон со своей расшифровкой древних иероглифов Розеттского камня. Волна докатилась и до России: как дань модному течению, в Петербурге был возведён Египетский мост, а в Царском селе пирамида и Египетские ворота.
Спустя ровно столетие, в 1922 году, Говард Картер нашел отлично сохранившуюся и чудом не разграбленную гробницу Тутанхамона. А в 1924 году впервые продемонстрировали публике бюст Нефертити. Новости разлетались быстро: в газетах публиковали сенсационные фото египетских сокровищ, на студиях снимали фильмы о Клеопатре. В магазинах продавали копии платьев киногероев (а чаще героинь). Восточные мотивы моментально нашли отражение в одежде и декоративно-прикладном искусстве. На одном маскараде можно было встретить сразу десяток жриц и Клеопатр.
А чего только не рекламировали в разное время фараоны и Клеопатры!
В костюм 20-х годов египетский стиль вписался, как родной. И для Египта, и для платьев-флэппер характерны простые незамысловатые формы. Богатый декор не отвлекал внимание от кроя, а дополнял его. Платья украшали вышивкой и росписью с египетскими мотивами. А уж как развернулась ювелирная индустрия! Скарабеи поселились на брошах и диадемах.
Поль Пуаре, один из главных конкурентов Шанель в начале 20 века, весьма уважал ориентализм. И египтоманию принял с большим воодушевлением. Даже салон Пуаре был оформлен с элементами египетского стиля.
«Клеопатра» с Лиз Тейлор 1963 года снова вернула Египет в моду. В очередной раз мир переживает бум на каре и макияж со стрелками.
Почти всё десятилетие 70-х сокровища Тутанхамона гастролируют по миру с выставками. Коллекция посетила СССР, Германию, Великобританию, Канаду и США. Более 9 миллионов человек посетило мероприятие, а Египет заработал около 9 миллионов долларов. Значительная часть средств была потрачена на Каирский музей. Где, казалось бы, Египет, а где 70-е, но такое грандиозное турне не могло не отразиться на моде.
Египетская этника возвращалась волнами на протяжении всего 20 столетия. Например, в 1993 Avon возрождает интерес к Египту новой коллекцией украшений. Да не просто украшений, а созданных в сотрудничестве с главной киношной Клеопатрой – Лиз Тейлор. Элизабет контролировала процесс от и до, вплоть до веса бижутерии.
В «высокую моду», на подиум, Египет ворвался благодаря Джону Гальяно, и с тех пор его было не остановить. Тематические коллекции выпускали такие патриархи, как Диор, Шанель, МакКуин, Живанши и многие-многие другие. Но о Египте на подиуме мы поговорим в отдельной статье. Подписывайтесь, чтобы не пропустить, и традиционный лайк в поддержку рубрики!